Цели и задачи: познакомить детей со звуками П-П*, с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки П и П* изолировано, в словах, в слогах и предложениях и текст; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить профилактику оптических нарушений; развивать логическое мышление, связную речь (обучать составлению рассказа на заданную тему); учить работать на уровне текста; развивать мелкую моторику.
Оборудование: слоговая таблица предметные картинки со звуком П, зеркало, муляжи “овощи”, сюжетные картинки, карточки с буквами, магнитные буквы, сюжетные картинки “Помощники”.
Ход занятия
1. ОРГМОМЕНТ
1) Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Ребята, послушайте, стихотворение и отгадайте о какой букве идёт речь.
Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали
Влез на букву озорник
Он решил, что та турник!
2) Сформулировать и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть
1) Логопед: Вспомните, как пыхтит каша, когда вариться (п-п-п)
- Произнесите звук П перед зеркалом
- Расскажите о положении губ ,зубов, языка о голосовых связках и струе воздуха.
- Губы – сжимаются;
- Зубы – раскрыты;
- Язык – лежит спокойно;
- Связки не работают;
- Струя воздуха – тёплая, короткая
2) Сравнительная характеристика звуков занятия (по таблице)
П – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.
Пь - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.
3) Дифференциация звуков П и Пь в слогах.
Логопед: Прочитайте слоги (карточки на столе) и запишите их. Укажите наличие звуков П и Пь
Слоги: па, пу, пи, пе.
4) Игровое задание.
Хлопните, “услышав” в слоге звук П:
па, ма, на, ва, по, но, лы, вы, пы, бо, то, пу, бы, ка, на, пи.
5) Работа на уровне слова
Игра “Закончи слово”
па- палка, пакет, пальто...
пу- пух, пушка, пуговица...
пи- пирог, пила, письмо..
по- почта, полка, ...
2. Словесная игра “Доскажи словечко”
Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый... ( пирог)Если всё ты будешь знать
То получишь в школе ...(пять)Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нём учебник, тетрадь и ...(пенал)
3. Дидактическая игра “Прятки”
Инструкция : найдите и покажите предметы на картинках в которых звук П
- в начале слова
- в середине слова
- в конце слова
4. Развитие звукового анализа
Сказка “Про овощи”
Логопед: Решил однажды Синьор Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему все овощи: горох капуста, огурец, лук, репа, патиссон, картофель и другие. И сказал помидор: “Много желающих оказалось вас, чтобы служить в моём войске, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско пойдут те лишь овощи, в названии которых есть звук П”.
Назовите их, ребята ,и попробуйте определить место звука П в слове.
Логопед: Составьте звуковую схему слова: репа, перец (работа с цветными картами за столом); слова :помидор, капуста, петрушка (работа у доски)
5. Физкультминутка . “Петух” (игра в кругу)
Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Дима, не зевай,
Кто петух у нас, узнай!
6. Дифференциация звуков П- Пь в предложениях
Логопед: Дополните предложения словами, в которых есть звук П.
- На огороде выросли красные...(помидоры)
- В саду распустились красивые ... (пионы)
- Мальчик отправил бабушке ...(письмо ,посылку)
- Полина пришла из школы и сняла ...(пальто, плащ, платье)
- Липу пилили ... (пилой)
- На полку поставили ...(посуду)
- Во время жары на голову надо надевать ...(панаму)
- Бананы растут на ...(пальме)
Логопед: Ребята, а теперь составьте самостоятельно предложения со словосочетаниями:
- пустой пузырёк
- полный пакет
- пополнить запасы
- печёт пироги
- покупает платье
- лепит петуха
Дидактическая игра “Слово рассыпалось”
Из букв ПУТШЕКО составить слово.
Подсказка загадка
Встанет на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок,
Кто же это? (Петушок)
Составление предложения с данным словом.
Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру “Звёздный час”.
Инструкция :из букв слова КРАПИВА составить другие слова (парк, пар, пир, вар, кипа, рак, икра, пара...)
Развитие связной речи
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Логопед: Рассмотрите картинки и составьте по ней рассказ.
(Дети раскладывают сюжетные картинки “Помощники”).
- Составление рассказа при помощи вопросов.
- Самостоятельный рассказ.
III. Итог занятия
Логопед:
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что особенно понравилось?