Конспект логопедического урока в 1-м классе компенсирующего обучения. Тема: "Дифференциация звуков [п], [п']"

Разделы: Логопедия


Цели и задачи: познакомить детей со звуками П-П*, с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки П и П* изолировано, в словах, в слогах и предложениях и текст; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить профилактику оптических нарушений; развивать логическое мышление, связную речь (обучать составлению рассказа на заданную тему); учить работать на уровне текста; развивать мелкую моторику.

Оборудование: слоговая таблица предметные картинки со звуком П, зеркало, муляжи “овощи”, сюжетные картинки, карточки с буквами, магнитные буквы, сюжетные картинки “Помощники”.

Ход занятия

1. ОРГМОМЕНТ

1) Развитие зрительного восприятия.

Презентация.

Логопед: Ребята, послушайте, стихотворение и отгадайте о какой букве идёт речь.

Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали
Влез на букву озорник
Он решил, что та турник!

2) Сформулировать и записать на доске тему занятия.

II. Основная часть

1) Логопед: Вспомните, как пыхтит каша, когда вариться (п-п-п)

- Произнесите звук П перед зеркалом

- Расскажите о положении губ ,зубов, языка о голосовых связках и струе воздуха.

  • Губы – сжимаются;
  • Зубы – раскрыты;
  • Язык – лежит спокойно;
  • Связки не работают;
  • Струя воздуха – тёплая, короткая

2) Сравнительная характеристика звуков занятия (по таблице)

П – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.

Пь - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

3) Дифференциация звуков П и Пь в слогах.

Логопед: Прочитайте слоги (карточки на столе) и запишите их. Укажите наличие звуков П и Пь

Слоги: па, пу, пи, пе.

4) Игровое задание.

Хлопните, “услышав” в слоге звук П:

па, ма, на, ва, по, но, лы, вы, пы, бо, то, пу, бы, ка, на, пи.

5) Работа на уровне слова

Игра “Закончи слово”

па- палка, пакет, пальто...

пу- пух, пушка, пуговица...

пи- пирог, пила, письмо..

по- почта, полка, ...

2. Словесная игра “Доскажи словечко”

Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый... ( пирог)

Если всё ты будешь знать
То получишь в школе ...(пять)

Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нём учебник, тетрадь и ...(пенал)

3. Дидактическая игра “Прятки”

Инструкция : найдите и покажите предметы на картинках в которых звук П

- в начале слова

- в середине слова

- в конце слова

4. Развитие звукового анализа

Сказка “Про овощи”

Логопед: Решил однажды Синьор Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему все овощи: горох капуста, огурец, лук, репа, патиссон, картофель и другие. И сказал помидор: “Много желающих оказалось вас, чтобы служить в моём войске, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско пойдут те лишь овощи, в названии которых есть звук П”.

Назовите их, ребята ,и попробуйте определить место звука П в слове.

Логопед: Составьте звуковую схему слова: репа, перец (работа с цветными картами за столом); слова :помидор, капуста, петрушка (работа у доски)

5. Физкультминутка . “Петух” (игра в кругу)

Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Дима, не зевай,
Кто петух у нас, узнай!

6. Дифференциация звуков П- Пь в предложениях

Логопед: Дополните предложения словами, в которых есть звук П.

  •  На огороде выросли красные...(помидоры)
  • В саду распустились красивые ... (пионы)
  • Мальчик отправил бабушке ...(письмо ,посылку)
  • Полина пришла из школы и сняла ...(пальто, плащ, платье)
  • Липу пилили ... (пилой)
  • На полку поставили ...(посуду)
  • Во время жары на голову надо надевать ...(панаму)
  • Бананы растут на ...(пальме)

Логопед: Ребята, а теперь составьте самостоятельно предложения со словосочетаниями:

- пустой пузырёк

- полный пакет

- пополнить запасы

- печёт пироги

- покупает платье

- лепит петуха

Дидактическая игра “Слово рассыпалось”

Из букв ПУТШЕКО составить слово.

Подсказка загадка

Встанет на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок,
Кто же это? (Петушок)

Составление предложения с данным словом.

Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру “Звёздный час”.

Инструкция :из букв слова КРАПИВА составить другие слова (парк, пар, пир, вар, кипа, рак, икра, пара...)

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Логопед: Рассмотрите картинки и составьте по ней рассказ.

(Дети раскладывают сюжетные картинки “Помощники”).

- Составление рассказа при помощи вопросов.

- Самостоятельный рассказ.

III. Итог занятия

Логопед:

  • Чем мы сегодня занимались на занятии?
  • Что особенно понравилось?