Урок математики по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц". 1-й класс

Разделы: Математика

Класс: 1


Ход урока

I. Организационный момент.

Начнем наш урок со стихотворения.

Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

- Посчитаем от 1 до 10 через один, начиная с единицы.

- Посчитаем от 1 до 10 через один начиная с хлопка.

- Посчитаем от 10 до 1 через один,

- Посчитаем от 10 до 1 через один, начиная с хлопка.

Возьмем в руки числовые веера.

Вставляем пропущенные цифры в пустые квадратики, показываем и отвечаем. На доске (Приложение 1) даны примеры.

- Игра “Засели домик” (на доске мелом – домики, дети по очереди выходят к доске, вписывают числа, остальные учащиеся на местах выполняют взаимопроверку, поднимают зеленый карандаш при верном ответе, красный – при ошибочном).

2. Работа с задачами.

Сейчас будем составлять задачу по рисунку (презентация)

На одной тарелке 2 банана, на другой столько же. Сколько бананов на двух тарелках?

  • О чем говориться в задаче?
  • Что известно?
  • Что значит столько же?

(Вместо СТОЛЬКО ЖЕ появляется 2 банана)

  1. Что нужно узнать в задаче? Сколько бананов на двух тарелках?

Решите задачу. Назовите ответ 2+2=4 слайд

III. Самоопределение к деятельности.

Увеличьте:

  • 5 на 1 (как получили 6?)
  • 2 на3 (как получили 5)
  • 4 на1 (как получили 5)

Что общего у этих примеров? прибавляем и получается больше.

Уменьшите:

  • 5 на 2 (как получили 3)
  • 8 на 1 (как получили 7)
  • 6 на 2 (как получили 4)

Что общего у этих примеров? Вычитаем и получаем меньше.

Какой вывод можно сделать? когда увеличиваем – прибавляем, когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше.

IV. Работа по теме урока.

1. Практическая работа.

Работа в парах. (На партах лежит один набор “учусь считать”)

  • Положите на парту 5 зеленых кругов, ниже положите столько же желтых.
  • Как вы положили круги? Парами - под каждый зеленый круг положили желтый.
  • Что нужно сделать, чтобы желтых кругов стало на 2 больше? Добавить два желтых круга.
  • Добавьте два желтых круга. Каких кругов больше? желтых.
  • На сколько? на 2.
  • Что это значит? Желтых кругов столько же, сколько зеленых, да еще 2.
  • Сколько желтых кругов? 7
  • Как вы узнали? 5+2=7 Убираем кружочки в наборы

На доске презентация (приложение1):

Перед нами две тарелки, на одной тарелке 4 яблока, на другой тарелке груш столько же, сколько яблок. (4 груши)

Ребята, положите на парту столько красных кругов, сколько яблок на первой тарелке. Сколько кругов вы положили? 4

Ниже положите столько зеленых кругов, сколько на второй тарелке груш. Сколько зеленых кругов вы положили? 4

Почему 4? Груш столько же, сколько яблок.

Учитель убирает табличку, открывает груши. (Приложение1)

Как сделать так, чтобы груш стало на одну меньше? Убрать 1 грушу. (слайд)

Учитель убирает 1 грушу, учащиеся – 1 зеленый круг.

Сравните, чего меньше: яблок или груш? Груш.

На сколько груш меньше, чем яблок? на одну.

Что это значит? Груш столько же сколько яблок, но без одной (1).

Если яблок 4, а груш на 1 меньше, чем яблок, сколько груш? 3

Как вы узнали? 4-1=3

А что означают слова “на 2 больше”? Столько же да еще 2.

Что означают слова “на 2 меньше”? Столько же, но без 2.

V. Физкультминутка.

Откройте учебник.

№1.(с. 96) Первое задание.

  • Прочитайте задачу.
  • Прочитайте только условие задачи (У Люси было 4 тетради. Стало на 2 больше.)
  • Прочитайте только вопрос задачи. Сколько тетрадей стало у Люси?
  • Как будете решать задачу? 4+2
  • Какие слова помогли выбрать действие? Стало на 2 больше.
  • Что значит “на 2больше”? Столько же да еще 2.
  • Ответьте на вопрос задачи. У Люси стало 6 тетрадей.

№2 (с.96) Второе задание.

  • Прочитайте задачу.
  • Прочитайте только условие задачи. У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше.
  • Прочитайте только вопрос задачи. Сколько карандашей стало у Лиды?
  • Как будете решать задачу? 5-2
  • Какие слова помогли выбрать действие? Стало на 2 меньше.
  • Что значит на 2 меньше? Столько же, но без 2.
  • Ответьте на вопрос задачи. У Лиды стало 3 карандаша.

VI. Закрепление изученного материала.

Работа в ТПО.

Откройте рабочие тетради на с. 36. Заполняем окошки числами.

Запишите такое число, чтобы получилось верное равенство или верный ответ.

Закрываем рабочие тетради.

- Работаем по учебнику.

№3 (с. 96) Третье задание.

Класс делится на группы по 4 человека.

Каждая группа получает по 4 карточки с названиями структурных частей задачи. Каждый ученик берет себе карточку и говорит ту часть задачи, которая ему досталась. Взаимопроверка.

1). На тарелке было 4 помидора. Стало на 1 больше. Сколько помидоров стало? Решение 4+1=5. Ответ: стало 5 помидоров.

2). На тарелке было 7 черешен. Стало на 1 меньше. Сколько черешен стало?

Решение 7-1=6. Ответ: стало 6 черешен.

VII. Рефлексия.

Вы видите 3 варианта смайликов на слайде. Прошу выбрать один из смайликов.

Поднимите руку те, кому было интересно. Те, кому очень понравился урок. Те, кому было не интересно на уроке. Учащиеся выбирают (Самооценка).

VIII. Подведение итогов урока.

  • Что значит “Больше на 3”?Столько же да еще 3.
  • Что значит “меньше на 5”? Столько же, но без 5.
  • Что было легко на уроке?
  • Что вызвало затруднение на уроке? Почему?