Цели для учителя:
- помочь учащимся осознать назначение наречия в речи;
- научить определять роль наречия в разных текстах;
- расширять активный словарный запас;
- совершенствовать монологическую речь учащихся на лингвистическую тему;
- учить строить собственное речевое высказывание в соответствии с речевой ситуацией;
- продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся;
- воспитывать осознанное отношение к слову, точность словоупотребления.
Для достижения поставленных целей использовала на уроке исследовательский метод и следующие приёмы:
- самостоятельное формулирование целей учащимися,
- постановка проблемного вопроса,
- лингвистический эксперимент,
Чтобы показать преемственность в преподавании русского языка и возможности нового учебника, урок в основном построен на материале, который предлагают авторы учебника. Кроме этого привлечён краеведческий материал для изучения одной из функций наречия и в дом. задании. Все задания носят продуктивный, исследовательский характер.
Основные виды деятельности: работа с учебником, иллюстративным материалом, работа по созданию опорных слов, самостоятельная, фронтальная работа.
В ходе урока использовалась компьютерная Презентация – своеобразный сжатый план урока, которая так же способствовала достижению поставленных целей.
Урок чётко структурирован, проходит все основные этапы своего развития, которые работают на достижение результата.
Домашнее задание дифференцировано, носит проблемный характер.
ЭТАПЫ | УЧИТЕЛЬ | УЧАЩИЕСЯ |
I. Психологический настрой | - Ребята, какое у вас настроение, как вы себя чувствуете? Подберите наречия, которые наиболее точно могут передать ваше состояние. | Хорошо, плохо, радостно, неуютно, замечательно, легко, уныло, чудесно, мрачно, весело, страшно, рассеяно, устало, беззаботно, беспечно, бессмысленно, задорно, восторженно, жутко, иронично, холодно, энергично, шаловливо, противно, уютно, хмуро, тягостно, спокойно. |
II. Сообщение темы и целей урока. | - А мне, ребята, радостно, потому что я
снова встретилась с вами, такими умными,
внимательными и воспитанными, и немного
волнительно. - А что мы с вами сейчас пытались сделать? - Кто-нибудь догадался, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить на уроке? Слайд №1. - А теперь обратимся к эпиграфу. Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как музыкальные инструменты, каждая исполняет свою роль, а из их сочетания создаётся прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык. Мы учимся с вами владеть этими инструментами языка, частями речи. А.Н.Гвоздев (Гвоздев – известный языковед, который занимался изучением употребления слов разных частей речи в текстах различных стилей) |
Дать оценку своему состоянию. |
III. Изучение нового материала. | - А каковы цели? Что каждый из вас хочет
узнать? Слайд №1. Озвучивание темы и целей урока. - Какой роли наречия мы уже коснулись? - Давайте проведём с вами небольшое исследование и выясним, какова же роль наречий в текстах. И вначале обратимся к упражнению №613. - Что обозначает значок перед упражнением? - Какое задание к упражнению? - Что дано? - Что нужно сделать? - Как мы это будем делать? - Давайте поработаем вместе и подберём антонимы к наречиям. (После подбора антонимов высветить их по очереди) |
Проводим наблюдение. Выяснить роль наречий в этом тексте. Неприятный человек. Неприятного превратить в приятного. Подбором антонимов к наречиям. |
Слайд №2 - А теперь, используя подходящие антонимы, с вашей точки зрения, устно превратите неприятного человека в приятного. - Какова же роль наречий в этом тексте? - А по внешности мы можем судить о характере человека, его внутреннем состоянии (эту тему мы будем изучать на следующий год), значит с помощью наречия можно оценить не только внешность, но и внутреннее состояние человека. - А какова ещё роль наречия в тексте? - Посмотрим упражнение №616. - Какова цель выполнения? - Что нужно сделать? - При помощи каких наречий и прилагательных мы можем передать настроение тревоги? - При помощи каких наречий и прилагательных мы можем передать настроение покоя? |
Они помогают оценить внешность человека.
Сделать вывод о роли наречий и прилагательных. Подобрать наречия и прилагательные в текст, чтобы передать настроение тревоги и покоя. |
|
Слайд №3. тревожно беспокойно неспокойно неугомонно суетливо тоскливо мрачно одиноко угрюмо уныло
- Напишите сочинение, передав то настроение, которое вам ближе. Используйте наречия и прилагательные по своему усмотрению. - Зачитайте получившееся произведение. - Удалось ли автору передать настроение? - Какова роль наречий в данном тексте? - Ребята, вам какие интереснее читать книги, иллюстрированные или нет? - Посмотрите на экран. Подберите к своему сочинению подходящую иллюстрацию и объясните, почему остановились именно на этой. |
таинственно умиротворённо безмятежно едва слышно приглушённо безропотно бесшумно беззвучно негромко спокойно слабо тихо
Они помогают изобразить, нарисовать картину природы, и передать её состояние. |
|
Слайд №4. Что-то мы засиделись, вставайте. Выполним наше любимое упражнение. Насытим организм кислородом. Медленно поднимаем руки в стороны, затем вверх, поднимаемся на носочки и делаем глубокий вдох. Затем резко опускаем руки вниз и выдыхаем. |
||
IV. Физкультминутка. | - Какие наречия я употребила во время физминутки? Зачем они понадобились? - А сейчас послушайте небольшое стихотворение, которое называется “Из родных картинок”. Это стихотворение вошло в сборник “Родине покинутой молюсь”, в котором были собраны стихи донских казаков, в 20-е годы, во время гражданской войны, покинувших Россию и проживающих за границей. Автор стихотворения Г.М.Александрин, казак станицы Верхне- Чирской. В 20-е годы проживал в Болгарии. Слайд №5.
- Почему стихотворение называется именно так? - Какую яркую картину нарисовал поэт? (казаки уехали за границу не по своей воле, это была вынужденная эмиграция. Когда я прочитала сборник “Родине покинутой молюсь”, то была потрясена тем, насколько казаки любят свой край, как им невыносимо жить вдали, какая тоска звучит в каждой строчке по своей земле, покинутым близким. Для поэта Александрина, наверное, родной край ассоциируется именно с образом казачки, юной девушки. - Задайте вопрос, значение каких слов вам непонятно? - Какие наречия в этом стихотворении употребил Александрин? Слайд №6. - Какова их функция? - А теперь давайте выясним, верно ли мы делали выводы по ходу нашего исследования в течение урока. Для этого прочитайте теоретический материал на странице 57. - Так верно ли мы провели исследование? Все ли функции рассмотрели? |
Рассказывает и читает подготовленный ученик.
Они делают речь точной, конкретной |
V. Работа с учебником. | Слайд №7. - Откройте упражнение №622, прочитайте его про себя, подчеркните наречия, которые выполняют текстообразующую функцию. - Назовите их и скажите, что они связывают, предложения или абзацы. Домашнее задание будет связано с этим упражнением (по выбору): Упр. №622 (1,2), Упр. №622 (3), Инд. – в отрывках из произведений поэтов и писателей Дона определить роль наречий. - Так какова же роль наречий в тексте? - Обратимся к эпиграфу. Чему мы учимся на наших уроках? |
|
VI Д/з VII Итог VIII Выставление отметок |
Комментированное выставление отметок. |