Урок окружающего мира по теме "Что такое космос. Звездное небо". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Предмет: окружающий мир

Система: традиционная

Программа: “Планета знаний”

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Форма: интегрированный урок

Презентация

Оборудование: карточки с изображением солнца и тучи для каждого ученика, рисунок солнышка и лучиков с надписями; листы белой бумаги , акварельные краски, парафин на каждую парту, ТСО, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова.

Учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов .Окружающий мир.- М:АСТ: Астрель, 2012г.

Цели урока:

  • Образовательные - дать учащимся представление о звёздах, как о пылающих шарах, их многообразии. Формировать у учащихся представления о Солнце, о значении солнечного света и тепла для растений, животных, человека.
  • Развивающие - развивать самостоятельность, формировать умение логически мыслить, развивать эмоциональную сферу учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации. Развивать творческую фантазию.
  • Воспитательные - воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в паре, повышать интерес к изучаемому предмету

Ход урока

I. Мотивация

1. Приветствие.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушки
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не скучаем

 2. Упражнение  “Наблюдение за погодой”.

— Какой сегодня день?

— Какое число и месяц?

— Какое состояние неба?

— Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

3. Вхождение в тему

- Ребята, вы же любите делать новые открытия для себя , узнать что- то новое? Вот сегодня вам предстоит это сделать.

 - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями в открытии новых знаний.

 - Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

 - У вас на столе лежат весёлое солнышко и грустное солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

II. Целеполагание и фиксация затруднения

- Но чтобы открыть что-то новое, вы должны определиться ,а о чем же будет открытие. И поможет вам - маршрутный лист . Откройте, пожалуйста, учебники на стр.42-43. Итак, как называется маршрутный лист? (Мы живём на планете Земля). И с сегодняшнего урока мы начнём путешествие по указанному маршруту.. Найдите начало маршрута, прочитайте (Что такое космос).

- Ребята, а вы можете сказать, что же такое космос? (это мы узнаем в ходе нашего урока)

2) Отгадайте загадки и попробуйте определить, о чём же конкретно сегодня мы будем говорить на уроке.

Слайд 2. Что весь свет обогревает? (солнце)

Слайд 3. Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром - нет ничего. Что это? (звёзды)

Слайд 4. Голубое поле серебром усыпано? (небо и звёзды)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Проверим себя по учебнику, откройте её на с.44 и прочитайте тему урока. (Что такое космос. Звёздное небо).

III. Открытие нового знания.

- Что можно увидеть на небе? (Звезды, Солнце, Луну, планеты).

Ночью на небе мы видим Луну и множество звёзд

А днём мы видим – солнце

Слайд 5. - Наблюдаемые нами на небе звезды, Солнце, Луна называются небесными или космическими телами.

- Как вы думаете , для чего люди изучают космические тела? (чтобы знать какое влияние они оказывают на человека; на его здоровье; для развития наук; чтобы уметь ориентироваться в пространстве.)

Слайд 6. Посмотрите, какое огромное количество звезд, и какие они разные!

-   Как вы думаете, почему звезды светятся? (Звезды светятся, потому что они горячие, )

-   Что такое звезда?

-    -   Найдите в словаре толкование слова “звезда”. (Работа со словарем С.И.Ожегова. Читает один ученик)

Звезда - небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.

СЛАЙД 7. - Кто ещё раз прочитает? Прочитаем хором.

СЛАЙД 8. Звёзды- раскалённые космические тела .

Солнце - тоже звезда, Солнце – это тоже раскаленный газовый шар. Прочитаем хором.

СЛАЙД 9. Солнце - огромный раскалённый шар

Слайд 10. -   С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле - посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.

- Ребята, “наряды” звезд т.е цвета звёзд, зависят от их температуры. Красные - сравнительно холодные, желтые – тёплые (например, звезда Солнце). Белые звёзды- горячие. И самые яркие и самые горячие звезды - голубые.

- Итак, холодная звезда какого цвета, покажите? Тёплая? Горячая? Покажите самую яркую и самую горячую звезду? (работа у доски)

- Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты или великаны (очень большие) и карлики (очень маленькие)

СЛАЙД 11. Самые крупные звезды во много (2400) раз больше Солнца.

Это звёзды-гиганты.

Слайд 12. Самые маленькие - белые карлики. Они во много раз меньше Солнца. А Солнце - звезда средней величины.

- Раз есть звёзды, которые во много раз больше, чем солнце, почему же солнце нам кажется больше других звёзд? (Потому что находится гораздо ближе к Земле).

- А можно ли сосчитать количество звёзд ?

(Общее количество звёзд людям неизвестно, потому что даже через крупные телескопы невозможно увидеть все звёзды в бескрайнем космическом пространстве.)

Слайд 13. Весь этот необъятный звёздный мир называют Вселенной или Космосом.

- Кто прочитает?

- Давайте прочитаем хором?

- В начале урока я задала вам этот вопрос. Теперь вы можете мне сказать , что такое космос?

IV. Релаксация (Музыкальная физкультминутка “Динь- дон, звёздочка”)

V. Открытие нового знания

1) Влияние звёзд на человека

- Ребята, а влияют ли звёзды на нашу жизнь?

Конечно, звёзды влияют на нашу жизнь. Про счастливого, везучего человека говорят, что он родился под счастливой звездой. И с древних времён люди замечали особенности характера, рождённых под тем или иным знаком Зодиака и составляли Гороскопы (т.е предсказывали судьбу).

Слайд 14. Существуют 12 знаков Зодиака. И знак зависит от месяца, в котором вы родились. Кто из вас, ребята, знает под каким знаком Зодиака родился ? Сейчас Гороскопы составляют астрологи. Можно узнать, что предсказывает вашему знаку Зодиака Гороскоп на следующую неделю, на следующий месяц и даже на будущий год. А как вы думаете где можно найти эту информацию? (в журналах, книгах, газетах., в интернете)

2) Игра “Что нам дарит солнышко”

- Ребята, давайте вспомним, что такое солнце?

(На доске нарисовать большое солнышко)

- Ребята, а что солнышко дарит земле? (Дети должны пересчитать, что солнышко дарит земле.) Выберите подходящие лучики и прикрепите к солнышку. (ТЕПЛО, ТЕМНОТУ, СВЕТ, РАДОСТЬ, ХОЛОД, КРАСОТУ, ЖИЗНЬ, СИЛУ, БОЛЕЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, ГОРЕ)

— Что случилось бы, если бы вдруг исчезло солнце?

СЛАЙД 15. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце - звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Он во много раз больше Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли - 150 млн. км. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет.

– Давайте подведём итог, какое же значение имеет солнце для всего живого на земле?

- Поэтому, давайте скажем солнышку “Пусть всегда будет солнце!”

3) Чем опасны солнечные лучи?

- Солнце – источник жизни на Земле. Но солнечные лучи могут быть и опасны. Чем же опасны солнечные лучи? (Нельзя долго загорать, может быть солнечный удар и ожоги. Солнце иногда служит причиной лесных пожаров. Нельзя смотреть на Солнце без защитных очков, можно получить ожог глаз).

Поэтому ребята вы должны соблюдать правила загара.

Слайд 16. Правила загара ( дети читают у доски и хором)

  • Правило 1. Не перегревайся!
  • Правило 2. В первые дни загорай на солнце не больше 10 минут.
  • Правило 3. Лучше всего загорать до 11 часа утра и после 17 часа дня.
  • Правило 4. Защищай голову от солнечных лучей

4) Коллективная работа “Звёздное небо” (работа в парах)

Красоту звёздного неба можно выражать в стихах, песнях, а ещё... (в рисунках)

Слайд 17. Сегодня на уроке наша задача- выполнить коллективную работу - рисунок на тему “Звездное небо”. Работать будем в парах. У вас на партах лежат трафареты, лист белой бумаги, парафин, акварельные краски.

Этапы работы

- парафином с помощью трафарета нарисовать звёздочки

- весь фон закрасить синим цветом

VI. Домашняя работа

С.45 ответить на вопросы, проводить наблюдения.

VII. Итог урока.

- Ребята, что нового узнали на уроке, ч то нового открыли для себя?

VIII. Рефлексия.

А теперь, кто согласен с утверждениями, которые я буду говорить повторяйте их вслед за мной.

Слайд 18

1. У меня хорошее настроение

2. Я узнал и запомнил интересные сведения о космосе.

3. Эти сведения полезны для меня.

4. Хочу узнать по этой теме ещё больше.

- Когда настроение хорошее, хочется петь песню. Давайте мы тоже споём.

Исполнение песни “Космонавт”

Слайд 19

Всем спасибо за хорошую работу на уроке.