Программное содержание:
- продолжать расширять знания детей о родном городе и труде шахтеров;
- закрепить знания детей о том, как добывают и где применяют уголь;
- воспитывать уважение к людям труда и любовь к своей малой Родине – городу Березовскому.
Ход занятия
Дети садятся. Воспитатель снимает простынку и под ней игрушка Почемучки в корзине на воздушном шаре.
Почемучка: Ребята, добрый день. Я большой путешественник, решил полетать на воздушном шаре и залететь к вам в гости.
(читает стихотворение).
“А вы знаете, дети,
Был случай такой!
Ехали люди с работы домой.
Только доехали – вот чудеса –
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
“Где наша улица? Где наш дом?”
Ищут водители: “Где наш гараж?”
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Все перепуталось, все заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось”.
Я рассказал вам это нарочно, чтобы проверить, знаете ли вы точно, где живете, где построен ваш дом и хорошо ли вы с домом знакомы.
Воспитатель: Где построен ваш дом?
Дети: В городе Березовском.
Воспитатель: А адреса свои вы знаете?
(Дети говорят свои адреса).
Почемучка: “Я пришел к вам в гости с подарком”.
(Достает картину дома, на котором изображена карта).
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему карта нарисована на домике?
(1. Карта – это уменьшенная модель земли,
где живут люди. А Земля – это наш дом.
2. Земля – это общий дом, где живут все люди.
Поэтому Почемучка поместил карту на домик).
Воспитатель: А какая у Земли крыша? (небо). А как называется то, на чем мы стоим? (Земная поверхность). А какая у нас одна на всех огромная лампа, она же и печка? (Солнце). А какой у нас общий водопровод? (Дождевые тучи, облака, снежные тучи). И вентилятор тоже один. Как он называется? (Ветер).
Почемучка: Хорошо рассказали про наш общий дом Землю.
Воспитатель: Дети, вы такие внимательные, наблюдательные. А теперь послушайте мой рассказ, что я вам расскажу.
“В некотором царстве среди лесов и полей стоит городок. Называется он Березовский. Почти 110 лет назад здесь были обнаружены залежи “горючего камня”. Как вы думаете, что это было? (Уголь). Это событие послужило началу горных работ, строительству шахт и разрезов! Вокруг шахт стали строиться поселки, которые впоследствии образовали город Березовский. Сегодня город Березовский – это наша Родина, которая находится на общей карте Земли. Посмотрите, вот он наш город, наша малая Родина. Во все времена главной отраслью нашего города являлась угольная промышленность.
Какие угольные предприятия нашего города вы знаете? (шахта “Первомайская”, шахта “Березовская”, разрез “Черниговский”, “Березовская ЦОФ”, угольный разрез “Ровер”, шахта “Романовская”). Что добывают на шахтах и разрезах? (уголь). Как называют людей, которые добывают уголь? (горняки, шахтеры)
Молодцы. Да, труд шахтеров очень тяжел и опасен. Давайте составим ленту времени о том, как уголь попадает к людям. Вот на эту ленту разложите по порядку картинки, которые об этом нам расскажут. Переверните листы на ваших столах. Рассмотрите их. (Дать времени примерно секунд 15-20). Приступайте к выполнению задания.
1 ребенок: У меня на фотографии тайга, которая была там, где сейчас построили шахты.
2 ребенок: На моей фотографии шахта. Около нее стоят вагоны с углем.
3 ребенок: шахтеры спускаются в шахту, чтобы добывать уголь.
4 ребенок: У меня темная фотография. На ней шахтеры работают в шахте, добывают уголь. Там темно, потому что нет солнца.
5 ребенок: Уголь добывают не только в шахтах, но и на разрезах. Разрез находится на поверхности земли. Вот здесь экскаватор грузит уголь в машину.
6 ребенок: На моей фотографии шахтеры после работы вышли из шахты.
7 ребенок: На моей фотографии уголь, который добыли шахтеры, грузят в вагоны.
8 ребенок: В угле встречается порода, которая не горит. И чтобы отделить породу от угля, его привозят на ЦОФ. Вот здесь вагоны с углем, который очистили от породы.
9 ребенок: Место, из которого взяли уголь, называется выработка. На моей фотографии шахтеры в старых выработках выращивают грибы шампиньоны.
10 ребенок: У меня две фотографии. На них шахтеры отдыхают после работы. Любимое место шахтеров – это река. Здесь они ловят рыбу, жгут костры, варят уху, поют песни.
Воспитатель: Молодцы, дети. Вы рассказали последовательно, как к нам приходит уголь. А теперь давайте поместим вот сюда ваши фотографии так, чтобы было видно все с самого начала. Посмотрите еще раз на все фотографии, которые рассказывают о труде и отдыхе шахтеров.
Воспитатель: А теперь займите ваши места за столами. Подвиньте к себе поднос, снимите с него салфетку и посмотрите, что там лежит. (уголь). Послушайте, Алеша приготовил нам рассказ об угле.
Ребенок: В нашем городе добывают 2 вида угля – каменный и коксующийся. Эти угли разные по качеству. Наиболее ценным является коксующийся уголь. Он сжигается в доменных печах, когда получают сталь и чугун. Коксующийся уголь наших шахт покупают за границей – в Австралии, Великобритании, Польше, Румынии, Венгрии, Франции, Эстонии.
Каменный уголь используют на электростанциях и в домах для получения тепла.
Воспитатель: Молодец, Алеша. Посмотрите, вот это коксующийся уголь. Он блестит как стекло и гладкий на изломе. А вот это каменный уголь, он имеет матовый цвет и шершавый на ощупь. Посмотрите и потрогайте его. (Дать время рассмотреть). Посмотрели? Вытрите руки салфеткой. Сядьте поудобней. Посмотрите на свои кусочки уголька. Закройте глаза и представьте, что ваши угольки загорелись и от них пошло тепло. Это тепло коснулось вашего лица, нежно погладьте ладонями по лбу. Вот оно пошло по щекам (погладьте), по подбородку, шее, рукам, ногам. Тепло ласковое, приятное. Вздохните и улыбнитесь. Скажите спасибо угольку за то, что он нам дал тепло.
Воспитатель: А сейчас поработайте с перфокартами и обозначьте на них то, что еще дает уголь людям.
Молодцы, дети. А теперь давайте послушаем стихи об угле, которые вы нам приготовили.