Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема: "Как мужик гусей делил"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающие: формирование навыка пересказа с изменением лица через работу со сказкой “Как мужик гусей делил”

Развивающие:

  • развитие умения работать по заданному алгоритму посредством памяток в процессе работы над текстом;
  • развитие эмоционально-личностных качеств детей через анализ состояния персонажей;
  • развитие творческих способностей школьников через составление рассказа от имени выбранного героя;
  • развитие навыков планирования, контроля и оценки собственной деятельности через планирование этапов урока и лист самооценки.
  • умение работать в группах;

Воспитывать:

  • Важность смекалки и находчивости в трудной ситуации через работу с литературным произведением.
  • Культуру речи и чтения через работу с книгой.
  • Культуру учебного труда.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Думаю и наш урок сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

Что помогло мужику в сказке?

А что такое смекалка?(Варианты ответов)

СМЕКА'ЛКА - cообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть что-нибудь. (По толковому словарю)

Да, мы продолжаем работать над сказкой “ Как мужик гусей делил” и цель нашего урока работа над творческим пересказом.

В конце урока мы должны ответить на контрольный вопрос:

Что мне необходимо для творческого пересказа? А поможет нам планирование нашей деятельности.

(На доске план)

  1. Орг.момент
  2. Тест
  3. Работа в группах
  4. Физминутка
  5. Творческое задание
  6. Задание на дом
  7. Итог урока

2. Проверка домашнего задания. Тест.

Тест нужен для того чтобы проверить знание содержания.

1. Убери лишнего персонажа сказки:

а) барин

б) Степан

в) Царь

г) Богатый крестьянин.

2. В семье барина было:

а) 2 человека

б) 6 человек

в) 5 человек

г) он жил один.

3. Зачем Степан пошел с гусем к барину?:

а) получить награду

б) с новостями

в) на день рождения

г) из вежливости

4. Какая это сказка?

а) волшебная

б) о животных

в) героическая

г) бытовая

Проверяем и в колонку оценивания ставим за каждый правильный ответ по 1 баллу.(на доске ответы) б),а),в),г)

- У кого 4 балла молодцы , значит вы внимательно читали текст и вам будет легко в дальнейшей работе.

3. Работа в группах.

Следующий этап урока работа над творческим пересказом.

Давайте вспомним какие виды пересказов вы знаете?

- Подробный,

- Cжатый.

- Tворческий .

Творческий пересказ может быть с творческими дополнениями ,либо с изменениями лица. А мы попробуем пересказать сказку с изменением лица. Мы с вами на время станем Степаном и будем вести рассказ от его лица.

Работать мы с вами будем в группах.

Прежде чем приступим к работе давайте вспомним правила работы в группах.

В этой сказке 3 части- каждой группе придется поработать над одной частью. Какая из частей сказки вам достанется я предлагаю вам выбрать самим путем жеребьевки.

Вы получили конверты - в них есть карточки помощники ознакомьтесь и приступайте к работе.

1 группа

1. Вспомни содержание части.

2. Озаглавь ее.

3. Готовясь к пересказу используя местоимения: я, меня, со мной.

4. Используй реквизиты.

2 группа

1. Вспомни содержание части.

2. Озаглавь ее.

3. Исключай из текста события которые Степан не знает.

4. Пересказ начни со слов: Пришла к нам однажды жена моего соседа……

5. Готовясь к пересказу используй местоимения: я, ко мне, за мной.

3 группа

1. Вспомни содержание части.

2. Озаглавь ее.

3. Готовясь к пересказу используй местоимения: я, меня, ко мне.

4. Используй реквизиты.

4. ФИЗМИНУТКА. (На танцующих гусят)

5. Творческая работа (пересказ по частям) .Оцениваем пересказ в листе самооценки. (1-2,2-3,3-1), вам помогут критерии в листе самооценки.

Так что же мне необходимо для творческого пересказа?

Мы ответили на контрольный вопрос урока.

Но мы должны ответить еще на один вопрос: для чего смекалка нужна нам в жизни?

- А в нашей жизни где может пригодится смекалка и находчивость?

5. Домашнее задание.

1. Предлагаю подготовить пересказ с творческими дополнениями.(Придумать свою концовку сказки – как Степана встретила семья, как они стали жить дальше)

2  Вспомнить или придумать историю о том ,как смекалка помогла в жизни.

3. Найти старинные рецепты приготовления блюд из гуся.

6. Итог урока.

Рефлексия.

Мы ответили на поставленные вопросы, поговорили о смекалке в нашей жизни.

- Чем понравился урок вам?

- Что нового для себя узнали?

У вас на парте есть изображение гуся.Так вот если вы считаете что наш урок прошел удачно, вам было интересно – вывесьте своих гусей на наше панно. Если трудно и неинтересно - оставьте у себя.

Оценить работу.

Спасибо за хорошую работу!