Формирование активной самостоятельной деятельности на уроках информатики

Разделы: Информатика


Учебная деятельность развивает и формирует личность, мировоззрение, культуру ученика. Обучение в современной школе это не заучивание терминов, алгоритмов, а организация активной самостоятельной деятельности по получению знаний и умений. Но как научить ученика приемам активного самостоятельного поиска. Именно использование нетрадиционных методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимся материала. На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором уже развивается творческое мышление, можно использовать проблемное обучение, а также частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации.

Учитель создает условия для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания [3]. Поэтому учитель должен уделять особое внимание отбору учебного материала и методов организации процесса обучения. Учебный материал должен способствовать формированию научного кругозора и познавательного интереса учащихся:

  • содержать новые факты и сведения, соответствовать современному уровню развития общества и научной мысли;
  • рассматривать истории открытий и поиски решений, гипотезы и проблемы;
  • ставить проблемную ситуацию и учить детей решать её;
  • проводить исследования и наблюдения, обобщать полученный результат, делать вывод;
  • приводить примеры применения знаний и умений в повседневной жизни, раскрывать палитру практической направленности науки.

Учитель должен постоянно совершенствовать самостоятельную работу учащихся, способствуя развитию познавательной деятельности и мотивации обучения:

  • проектная деятельность, учащийся выполняя проект проявляет творческое способности и обучается самостоятельному планированию работы и самоанализу этапов выполнения работы;
  • решать задачи “С изюминкой” требующие не знания формул, а умение анализировать и рассуждать;
  • разбирать несколько методов решения задачи и сравнивать их рациональности и сложность между собой;
  • решать многоступенчатые задачи с усложнением на каждой ступени;
  • применять на уроке элементы занимательности и эстетически и творчески оформлять учебный материал на уроке;
  • отводить на уроке время для анализа материала для рассуждения и диалога ученика и учителя, ученика и класса;
  • не давать готовые определения, а анализируя все условия и выбирая главное подводить учеников к формулированию определений;
  • похвалой и примерами стимулировать учащихся к творческому поиску и расширению кругозора;
  • разрабатывать индивидуальные задания, учитывая уровень учащихся, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
  • рекомендовать дополнительную литературу.

Я выделяем несколько основных факторов подводящих к самостоятельной деятельности:

1) Мотивация. Ученик никогда не будит углублять знания в области ему не интересной или не имеющей для него перспективы.

2) Творческая атмосфера. Деятельность ученика должна протекать в комфортной атмосфере, должен приниматься любой обоснованный ответ ученика.

3) Горизонты. На уроке в объяснении учителя должно присутствовать границы изученного и “горизонты” перспективы углубленного изучения данной темы (эффект недосказанности).

4) Результат. Любая деятельность должна приводить к результату и быть оцененной. Участие в конкурсах, выступление на конференциях, защита проекта, похвала, оценка.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них. Рассмотрим примеры формирования самостоятельной активной деятельности на уроках информатики.

Многоступенчатые задания. При изучении тема “Алгоритмизация и программирование” я применяю многоступенчатые задания.

7 класс тема “Исполнитель “Чертежник”:

  • 1 ступень: нарисуйте закрашенный круг;
  • 2 ступень: оформить процедуру рисования закрашенного круга;
  • 3 ступень: нарисовать три различных закрашенных круга;
  • 4 ступень: нарисовать цветок из закрашенных окружностей.

При решении многоступенчатой задачи у ученика возникает ситуация успеха несколько раз при решении одной задачи. Обычно сильные ученики решают задачу полностью, а остальные при решении данной задачи ученика доходят до 4-й ступени и не доделывают её, но над задачей ученик подумал и приступил к её решению, что подталкивает учащегося к решению данной задачи дома. На следующем уроке учитель проверяет, кто из детей доделал дома задачу, и оценивает его решение.

Подготовка рефератов и аннотация. Учащимся задается тема, по которой ученик готовит доклад, презентацию, аннотацию. Ученики могут работать индивидуально или в группах. Работая над докладом или рефератом ученик не только узнает новые факты но и учится отбирать материал, выделять главное.

Решение сложных задач. На каждом уроке учащимся 10 класса при изучении темы “Язык программирования” я даю задачу со звездочкой, данная задача требует от ученика нестандартного подхода, времени для пробы своих сил. На следующем уроке я проверяю решение данных задач. Решение задачи рассматривает не только учитель, но и одноклассники, что создает ситуацию успеха и мотивирует других учеников к решению сложных задач.

Раздор различных методов решения одной задачи. Например, в 9 классе при изучении метода нахождения второго максимального элемента в одномерном массиве учащиеся сразу видят два способа решения данной задачи: отсортировать по убыванию и вывести второй элемент массива; найти максимальный элемент, удалить его, найти максимальный элемент. После разбора плюсов и минусов каждого из предложенных решений учитель подводит к основному решению задачи (за один проход массива одновременно находится первый и второй максимальный элемент). После чего учащимся дается задание найти еще методы решения данной задачи (на первый проход массива найти первый максимальный, за второй проход найти второй максимальный отличный от первого максимального).

Апробирование своих способностей в профессиях связанных с информационными технологиями. В старших классах ученик ориентирован на поступление в ВУЗ, выбор будущей профессии. Изучение объектно-ориентированного языка программирования позволяет перейти ученику на другой уровень изучения языков программирования и сориентироваться с выбором будущей профессии. Но учитель лишь знакомит с данной средой программирования, решает ограниченный круг задач, оставляя ученику право самому освоить весь спектр применения данной среды.

 

Проектная деятельность. При изучении тем: “Кодирование графической информации. Работа в графическом редакторе”, “Объектно-ориентированные языки программирования”, “Обработка видео” и т.д. ученики работают над своим проектом и защищают его на зачетном занятии. Лучшие проекты отбираются для участия в конкурсах. Например, работы выполненные в Gimp учащийся 10 класса Маликовой Г.Э.

Многие ученики в рамках работы над проектом по теме “ООП” создают свои игры, текстовые и графические редакторы. Лучшие работы отбираются для участия в конкурсах и фестивалях.

Подводя итоги вышесказанного, хочется напомнить слова Гёте И.В. “Недостаточно только получить знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать; надо и делать”. Ребенок только тогда приобретает знания, когда он добывает их самостоятельно, когда ему это интересно и он понимает практическую значимость данных знаний.

Литература.

  1. Ахметгалиев А.Г. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе: журнал 1996. № 2. С. 56–60.
  2. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. -1990. № 7.
  3. Гималдинова Я.А. персональный сайт преподавателя Белгородского областного лицея милиции http://yana31reg.my1.ru/publ/opyt.
  4. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.