Цели:
- образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических способностях; закрепление словаря по теме “Автоматизация звука “Ш””;
- коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики; закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы “Ш”в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, во фразовой речи; развитие и закрепление фонематического слуха, обучение звуко -слоговому анализу;
- воспитательные: воспитывать внимание, память, трудолюбие.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука “Ш”, предметные и сюжетные картинки, фигурки животных (медвежонок, лягушка, заяц, мышка), слоговые дорожки.
Ход занятия
1. Орг. момент.
2. Сопряженная гимнастика (артикуляционная + пальчиковая гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ, топ, топ.
2. Подошли к опушке ровной-ровной, гладкой- гладкой.
3. На опушке большое дерево. Вот его ствол.
4. Вот его крона.
5. Крона состоит из веток и листьев.
6. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают.
7. Вот его корни.
8-9. На дереве гнездо. В нём живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов.
10. Под деревом растут грибы. У одних ножки толстые, у других тонкие.
11. Дерево растёт.
12. И грибы растут.
13. Собираем их в корзину.
14. Полную корзину набрали грибов. И пошли домой.
3. Уточнение и закрепление артикуляции звука “Ш”
" Сказка о язычке ": Сидел язычок дома и вспомнил как прятался, когда испугался собаки. Он поднял хвостик кверху, сделал шаг назад в своем домике. Он закрыл домик, а хвостик всё держал поднятым, губы сделал колесом, пустил тёплый ветерок и запел "ш - ш - ш". Вот мы и повторим песенку сердитого гуся.
Сегодня в гости, к нам пришли мишка - шалунишка, зайчишка -трусишка, лягушка - квакушка, мышка - норушка.
Назови одинаковый звук в названиях гостей.
4. “Ш” в слогах.
Зайчишка - трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел:
“Аш - ош - уш - иш” (зайчишка насторожился)
“шша - шшо -шту - шты”, трусишка испугался. Но тут зашептали листья
“шу -шу - шу”. И зайчишка - трусишка успокоился.
Какие звуки ты услышал в шёпоте листьев ?
Дополни их звуком [ М ]. Какое слово получилось? ШУМ. Сколько звуков? Какой 1,2,3.
5. Разминка.
а) Ответь быстро на вопросы:
Кого ловит кошка? Куда вешают шубу?
Чем кушают кашу? Кто больше кошка или мышка?
б) Закрепление произношения [ Ш ] в словах.
Зайчишка - трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем, кто и что он увидел по дороге, (выставляются картинки).
На опушке росли ... (ромашки, ландыши)
На речке ... (кувшинки, камыши)
На берегу речушки зайчишка увидел ... (камешки)
На сосне... (шишки), на орешнике ... (орешки)
Под кустом росли ... (волнушки).
Какую птицу увидел зайчика - трусишка на дереве?
6. Работа над звуковым составом слова.
А мышка - норушка принесла конверт с картинками.
Назови картинки (предметы), в которых есть звук [ Ш ].
Где мы слышим звук в начале, середине, конце слова ?
7. Физ. минутка.
Мы по лесу шли, шли, только шишку нашли.
Дети дальше побежали и лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка - глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки комары да мушки.
8. Усвоение приставочных глаголов.
Послушай рассказ мишки - шалунишки о том, как он к нам шёл:
- “Я по лесу шёл, и волнушку.. (нашёл). Дальше я в лес... (пошёл), в чащу леса ... (зашёл) и к избушке ... (подошёл). Потом в избушку ... , ничего там не ... (нашёл) дальше ... (пошёл) ... к дереву я ... (подошёл), там я сладкий мёд ... (нашёл). По дорожке я ... (пошёл) и к вам на занятие ... (пришёл).
9.Я начну предложение, а ты закончи. А вот и мышкино задание.
Я иду, и ты ... (идёшь).
Я плыву, и ты ... (плывёшь).
Я бегу, и ты ... (бежишь).
Я лечу, и ты ... (летишь).
Я несу, и ты ... (несёшь).
10. Звук “Ш”в связной речи.
Восстановить согласованный текст и пересказать его.
Перепутал всё мишка - шалунишка и вот, что рассказал нам:
"Подарить Наташа мишка,
Наташа гулять с мишке,
Она надевать на мишка штанишки,
Наташа любить мишка".
11. Итог занятия.
- Над каким звуком работали?
- Кто приходил в гости?