Урок математики по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц". 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1


Цель: создать условия для развития умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; закрепление вычислительных навыков.

Планируемые результаты (предметные): уметь решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выполнять сложение и вычитание вида +1,- 1, +2, - 2; различать геометрические фигуры.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в паре и в группе.
  • Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
  • Личностные: делают выбор, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.

Оборудование: Моро М. И., Волкова С. И. Рабочая тетрадь, сказка К.И. Чуковского “Айболит”, веера цифр, светофоры, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент

1. Проверка готовности к уроку.

2. Психологический настрой:

- Улыбнёмся соседу по парте и с хорошим настроением начнём наш урок.

2. Введение в урок

- Урок у нас сегодня необычный. Мы отправляемся в гости к знаменитому сказочному герою. Он очень нуждается в нашей помощи. А вот к кому отправимся, вы должны отгадать.

3. Актуализация знаний

1. Логическая разминка (работа по учебнику)

- Сейчас мы отправляемся в гости к нашему герою. А поможет нам, укажет верную дорогу, сказочный браслет, который находится в нашем учебнике. (Дети открывают учебник.)

- Но, посмотрите, ребята, браслет сломался. Что надо сделать? (Дети читают задание и выполняют его.)

- Чтобы продолжить наше путешествие, мы должны выполнить задание на соседней странице, сделайте его вместе с соседом по парте.

(Работа выполняется в тетради. Проверка.)

2. Индивидуальная работа.

- Имя нашего героя зашифровано, чтобы его отгадать, надо найти значение выражений. Это поможет нам правильно расставить буквы и прочитать имя героя. Для проверки используется веер цифр.

? + 2 =9 - б ? – 2 = 4 - А
? + 2 = 10 – О ? – 2 = 7 - Т
? + 2 = 5 – Й ?– 2 = 2 - И
? + 2 = 3 - Л
6 3 7 8 1 4 9
1 2 3 4 5 6 7

(Айболит)

- А вы знаете, кто написал эту чудесную сказку?

- Правильно, Корей Иванович Чуковский.

- А что надо делать утром, чтобы реже бывать у доктора?

(Надо делать утреннюю гимнастику.)

Физкультминутка.

Несколько движений из комплекса утренней гимнастики.

4. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

1. Посчитайте, сколько больных пришли к Айболиту лечиться?

“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

2. А потом пришли лиса и Барбос.

  • Больных стало больше или меньше?
  • На сколько увеличилось количество больных?
  • Сколько их стало? А как узнали?

3. Прибежала зайчиха с зайчонком.

  • Количество больных увеличилось или уменьшилось?
  • На сколько увеличилось количество больных?
  • Сколько теперь их стало? Как вы узнали?

4. Потом медведица и волчица вылечились и ушли домой.

  • Количество больных увеличилось или уменьшилось?
  • На сколько меньше стало больных?
  • Сколько их осталось? Как вы узнали?

5. А если ещё двое вылечатся, то больных станет больше или меньше?

  • На сколько меньше? Сколько их останется? Как вы узнали?

5. Определение темы урока. Постановка целей

– Проанализируйте выполненные задания и попробуйте определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?

– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

(Будем учиться решать задачи на увеличение и уменьшение числа)

6. Работа по теме урока

- Доктору Айболиту пришла телеграмма.

Прочтите её, пожалуйста.

“Приезжайте, доктор,
В Африку скорей,
И спасите, доктор,
Наших малышей!”

- Ребята, что будем делать?

(Отправляемся в путешествие вместе с доктором Айболитом.)

- “…Перед нами море –

Бушует, шумит на просторе…”

Кто помог Айболиту перебраться через море?

(Ему помог кит.)

Он поможет нам и сейчас, если мы сможем решить задачи.

1. Работа по учебнику

№1 (с.96.)

- Прочитайте задачу.

- Прочитайте только условие.

- Что значит “на 2 больше”?

(Столько же и ещё 2.)

- Прочитайте вопрос задачи.

- Как будем решать задачу?

- Ответь на вопрос задачи.

Запись решения и ответа в тетради.

№2.

- Прочитайте задачу.

- Прочитайте только условие.

- Что значит “на 2 больше”?

(Столько же и ещё 2.)

- Прочитайте вопрос задачи.

- Как будем решать задачу?

- Ответь на вопрос задачи.

7. Закрепление изученного материала

1. № 3. ( Работа в группах.)

Дети делятся на группы по 4 человека. Каждый получает карточку с названием структурной части задачи. В группе ученик говорит ту часть задачи, которая ему досталась. Взаимопроверка.

- Кит доволен нашими ответами, он перевезёт нас через море.

Физкультминутка.

Движения под песню В.Шаинского “Чунга-Чанга”

Но нас ждет, ребята, следующее испытание. Перед нами высокие горы. За горами нас ждут больные звери. Раньше они веселились и пели.

- А кто помог Айболиту перебраться через горы?

(Помогли орлы.)

- Нам они тоже помогут, если мы выполним задания в тетради.

2. Работа в тетради с печатной основой

Решение задач № 2 ,4 на стр.37.

Самостоятельно выполняется. Коллективная проверка.

3. Работа по учебнику

- Орлы нам помогли долететь до больных зверей, но двери больницы закрыты. Чтобы их открыть, надо найти на рисунке предметы, которые похожи на различные геометрические фигуры.

- Молодцы! Вы помогли доктору Айболиту.

8. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.

9. Итог урока

- Что значит “больше на 2”? (Столько же и ещё 2.)

- Что значит “меньше на 2”? (Столько же, но без 2.

Литература.

1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. М.: Просвещение, 2011.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика, рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2012.

3. Чуковский К. И. Любимые сказки и стихи. М.: ООО “Издательство Астрель”, 2010.

4. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. М.: ВАКО, 2012.