Цель: создать условия для развития умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; закрепление вычислительных навыков.
Планируемые результаты (предметные): уметь решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выполнять сложение и вычитание вида +1,- 1, +2, - 2; различать геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
- Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в паре и в группе.
- Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
- Личностные: делают выбор, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.
Оборудование: Моро М. И., Волкова С. И. Рабочая тетрадь, сказка К.И. Чуковского “Айболит”, веера цифр, светофоры, презентация.
Ход урока
1. Оргмомент
1. Проверка готовности к уроку.
2. Психологический настрой:
- Улыбнёмся соседу по парте и с хорошим настроением начнём наш урок.
2. Введение в урок
- Урок у нас сегодня необычный. Мы отправляемся в гости к знаменитому сказочному герою. Он очень нуждается в нашей помощи. А вот к кому отправимся, вы должны отгадать.
3. Актуализация знаний
1. Логическая разминка (работа по учебнику)
- Сейчас мы отправляемся в гости к нашему герою. А поможет нам, укажет верную дорогу, сказочный браслет, который находится в нашем учебнике. (Дети открывают учебник.)
- Но, посмотрите, ребята, браслет сломался. Что надо сделать? (Дети читают задание и выполняют его.)
- Чтобы продолжить наше путешествие, мы должны выполнить задание на соседней странице, сделайте его вместе с соседом по парте.
(Работа выполняется в тетради. Проверка.)
2. Индивидуальная работа.
- Имя нашего героя зашифровано, чтобы его отгадать, надо найти значение выражений. Это поможет нам правильно расставить буквы и прочитать имя героя. Для проверки используется веер цифр.
? + 2 =9 - б ? – 2 = 4 - А ? + 2 = 10 – О ? – 2 = 7 - Т ? + 2 = 5 – Й ?– 2 = 2 - И ? + 2 = 3 - Л
6 3 7 8 1 4 9 1 2 3 4 5 6 7
(Айболит)
- А вы знаете, кто написал эту чудесную сказку?
- Правильно, Корей Иванович Чуковский.
- А что надо делать утром, чтобы реже бывать у доктора?
(Надо делать утреннюю гимнастику.)
Физкультминутка.
Несколько движений из комплекса утренней гимнастики.
4. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
1. Посчитайте, сколько больных пришли к Айболиту лечиться?
“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
2. А потом пришли лиса и Барбос.
- Больных стало больше или меньше?
- На сколько увеличилось количество больных?
- Сколько их стало? А как узнали?
3. Прибежала зайчиха с зайчонком.
- Количество больных увеличилось или уменьшилось?
- На сколько увеличилось количество больных?
- Сколько теперь их стало? Как вы узнали?
4. Потом медведица и волчица вылечились и ушли домой.
- Количество больных увеличилось или уменьшилось?
- На сколько меньше стало больных?
- Сколько их осталось? Как вы узнали?
5. А если ещё двое вылечатся, то больных станет больше или меньше?
- На сколько меньше? Сколько их останется? Как вы узнали?
5. Определение темы урока. Постановка целей
– Проанализируйте выполненные задания и попробуйте определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?
– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
(Будем учиться решать задачи на увеличение и уменьшение числа)
6. Работа по теме урока
- Доктору Айболиту пришла телеграмма.
Прочтите её, пожалуйста.
“Приезжайте, доктор,
В Африку скорей,
И спасите, доктор,
Наших малышей!”
- Ребята, что будем делать?
(Отправляемся в путешествие вместе с доктором Айболитом.)
- “…Перед нами море –
Бушует, шумит на просторе…”
Кто помог Айболиту перебраться через море?
(Ему помог кит.)
Он поможет нам и сейчас, если мы сможем решить задачи.
1. Работа по учебнику
№1 (с.96.)
- Прочитайте задачу.
- Прочитайте только условие.
- Что значит “на 2 больше”?
(Столько же и ещё 2.)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Как будем решать задачу?
- Ответь на вопрос задачи.
Запись решения и ответа в тетради.
№2.
- Прочитайте задачу.
- Прочитайте только условие.
- Что значит “на 2 больше”?
(Столько же и ещё 2.)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Как будем решать задачу?
- Ответь на вопрос задачи.
7. Закрепление изученного материала
1. № 3. ( Работа в группах.)
Дети делятся на группы по 4 человека. Каждый получает карточку с названием структурной части задачи. В группе ученик говорит ту часть задачи, которая ему досталась. Взаимопроверка.
- Кит доволен нашими ответами, он перевезёт нас через море.
Физкультминутка.
Движения под песню В.Шаинского “Чунга-Чанга”
Но нас ждет, ребята, следующее испытание. Перед нами высокие горы. За горами нас ждут больные звери. Раньше они веселились и пели.
- А кто помог Айболиту перебраться через горы?
(Помогли орлы.)
- Нам они тоже помогут, если мы выполним задания в тетради.
2. Работа в тетради с печатной основой
Решение задач № 2 ,4 на стр.37.
Самостоятельно выполняется. Коллективная проверка.
3. Работа по учебнику
- Орлы нам помогли долететь до больных зверей, но двери больницы закрыты. Чтобы их открыть, надо найти на рисунке предметы, которые похожи на различные геометрические фигуры.
- Молодцы! Вы помогли доктору Айболиту.
8. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.
9. Итог урока
- Что значит “больше на 2”? (Столько же и ещё 2.)
- Что значит “меньше на 2”? (Столько же, но без 2.
Литература.
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. М.: Просвещение, 2011.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика, рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2012.
3. Чуковский К. И. Любимые сказки и стихи. М.: ООО “Издательство Астрель”, 2010.
4. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. М.: ВАКО, 2012.