Урок русского языка по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников:

  • 6ЛР: развитие умений образовывать имена существительные, установив установив способ их образования с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
  • 7ЛР: развитие эмоциональности, формирование умений чувствовать и определять красоту зимних слов как средств выразительности речи.
  • 8ЛР: развитие чувства языка на основе анализа состава слов и выявление оттенков их значения. Приложение 1.

Учебные материалы:

1. Учебник “Русский язык”, 3 кл. авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.

2. Звукозапись пьесы П.И.Чайковского “Январь. У камелька”.

3. Зимние зарисовки.

4. Части речи.

5. Текст стихотворения С.Есенина “Поёт зима, аукает”.

Этапы урока Учитель Учащиеся
I. Оргмомент - Сегодня на уроке мы будем исследователями и открывателями новых “тайн” русского языка, а для этого я просила вас разделиться на две группы, которые по ходу урока будут выполнять определённые задания. Дети рассаживаются по своим местам.
II. Языковая разминка 1. Включена запись пьесы П.И.Чайковского “Январь. У камелька”. Приложение 2.

- (название учитель не сообщает).

- какие картины возникают в вашем воображении

Посмотрите несколько зарисовок на тему “Зима” (можно показать несколько слайдов). Приложение 3.

- О каком времени года будем говорить?

2. Запишите предложение:

Блестит нарядный зимний лес,
И светит солнышко с небес.

(Попрошу к доске нескольких знатоков русского языка).

Дети отвечают и угадывают название пьесы.

 

О зиме, но с точки зрения русского правописания.

1-й ребёнок называет изученные орфограммы.

2-й производит синтаксический разбор предложения

3-й разбирает слово зимний по составу.

4-й разбирает слово лес как часть речи.

5-й производит фонетический разбор слова лес

III. Актуализация знаний 1. Почему сектор “Имена существительные” закрашен? Приложение 4.

Дайте определение этой части речи.

2. Я вам предлагаю игру “Да-нет”:

Солнце, морозить, мороз, зима, снежинка, зимовать, зимушка.

- Назовите постоянные признаки имён существительных

 

 

 

Дети хлопают в ладоши, если звучат имена существительные

Дети доказывают, почему эти признаки постоянные

IV. Постановка учебной проблемы - Выпишите однокоренные имена существительные.

- Докажите, что они однокоренные.

- Одинаково ли значение этих слов?

- За счёт чего слово приобрело ласкательное значение?

- Сформулируйте тему урока.

(На слайде появляется тема урока).

Зима-зимушка

 

Представители команд поочерёдно отвечают, могут возникнуть разногласия.

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным

значением.

V. Планирование деятельности - Что предстоит выяснить?

 

- Как нам это сделать?

Отвечает 1 команда: какие суффиксы образуют существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Отвечает 2 команда: образовать суффикс и сравнить вывод с учебником.

VI.Поиск решения.

(наблюдение над значением и структурой имён существительных)

Упражнение 264 (учебник).

- Прочтите текст и понаблюдайте над однокоренными словами.

- Какое значение у суффиксов -ок-, -ищ-.

Какая команда больше назовёт слов с такими же суффиксами?

2.- На уроке литературного чтения

изучали стихотворение С.Есенина

“Поёт зима, аукает”. Приложение 5.

(можно показать текст на слайде).

- Найдите и выпишите имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением, понаблюдайте, как они образовались.

- Сверьте свои выводы с выводами учебника. (с.39)

Физкульт – минутка

Приложение 6.

Каждая команда высказывает свою точку зрения.

-ищ-: .морозище, силища, снежище (указывают на силу).

-ок-: снежок, пушок, ле-

док, холодок, (ласкательное значение).

метелица – метель

воробышки – воробей

детки – дети

пташки – птахи

(представители от каждой команды поочерёдно

называют от каких существительных образованы данные существительные;

с помощью каких суффиксов

заряд (бодрости) – зарядка – зарядочка.

VII. Развитие умения – применение новых знаний,  обобщение информации 1.- Я вам предлагаю ряд существительных. Попробуйте образовать от них слова с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-, -ёнк-, -онк- .

В каких словах они играют роль уменьшения, а в каких – ласкательное значение?

изба тулуп

поле зима

крыло рука

Сделайте вывод!

А теперь ваша любимая работа.

Каждая команда составляет свой акротекст. Слово для акротекста  одно – снег. Постарайтесь использовать в каждом предложении существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приложение 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Команды выполняют работу и составляют тексты. Тексты зачитываются, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами записываются; значение суффиксов комментируется.

VIII. Итог урока

(На слайде снова появляются суффиксы)

- Какова была проблема урока?

- Какое решение мы нашли?

- Какую же роль перечисленные суффиксы играют при образовании новых существительных?

- Как оцениваете свою работу?

Приложение 8.

Обобщают, делают выводы.

 

 

 

Заполняют графы.