Тип урока: Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников:
- 6ЛР: развитие умений образовывать имена существительные, установив установив способ их образования с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
- 7ЛР: развитие эмоциональности, формирование умений чувствовать и определять красоту зимних слов как средств выразительности речи.
- 8ЛР: развитие чувства языка на основе анализа состава слов и выявление оттенков их значения. Приложение 1.
Учебные материалы:
1. Учебник “Русский язык”, 3 кл. авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.
2. Звукозапись пьесы П.И.Чайковского “Январь. У камелька”.
3. Зимние зарисовки.
4. Части речи.
5. Текст стихотворения С.Есенина “Поёт зима, аукает”.
Этапы урока | Учитель | Учащиеся |
I. Оргмомент | - Сегодня на уроке мы будем исследователями и открывателями новых “тайн” русского языка, а для этого я просила вас разделиться на две группы, которые по ходу урока будут выполнять определённые задания. | Дети рассаживаются по своим местам. |
II. Языковая разминка | 1. Включена запись пьесы П.И.Чайковского
“Январь. У камелька”. Приложение 2. - (название учитель не сообщает). - какие картины возникают в вашем воображении Посмотрите несколько зарисовок на тему “Зима” (можно показать несколько слайдов). Приложение 3. - О каком времени года будем говорить? 2. Запишите предложение:
(Попрошу к доске нескольких знатоков русского языка). |
Дети отвечают и угадывают название
пьесы.
О зиме, но с точки зрения русского правописания. 1-й ребёнок называет изученные орфограммы. 2-й производит синтаксический разбор предложения 3-й разбирает слово зимний по составу. 4-й разбирает слово лес как часть речи. 5-й производит фонетический разбор слова лес |
III. Актуализация знаний | 1. Почему сектор “Имена
существительные” закрашен? Приложение
4. Дайте определение этой части речи. 2. Я вам предлагаю игру “Да-нет”:
- Назовите постоянные признаки имён существительных |
Дети хлопают в ладоши, если звучат имена существительные Дети доказывают, почему эти признаки постоянные |
IV. Постановка учебной проблемы | - Выпишите однокоренные имена
существительные. - Докажите, что они однокоренные. - Одинаково ли значение этих слов? - За счёт чего слово приобрело ласкательное значение? - Сформулируйте тему урока. (На слайде появляется тема урока). |
Зима-зимушка
Представители команд поочерёдно отвечают, могут возникнуть разногласия. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. |
V. Планирование деятельности | - Что предстоит выяснить?
- Как нам это сделать? |
Отвечает 1 команда: какие суффиксы
образуют существительные с
уменьшительно-ласкательным значением. Отвечает 2 команда: образовать суффикс и сравнить вывод с учебником. |
VI.Поиск решения. (наблюдение над значением и структурой имён существительных) |
Упражнение 264 (учебник). - Прочтите текст и понаблюдайте над однокоренными словами. - Какое значение у суффиксов -ок-, -ищ-. Какая команда больше назовёт слов с такими же суффиксами? 2.- На уроке литературного чтения изучали стихотворение С.Есенина “Поёт зима, аукает”. Приложение 5. (можно показать текст на слайде). - Найдите и выпишите имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением, понаблюдайте, как они образовались. - Сверьте свои выводы с выводами учебника. (с.39) Физкульт – минутка |
Каждая команда высказывает свою точку
зрения. -ищ-: .морозище, силища, снежище (указывают на силу). -ок-: снежок, пушок, ле- док, холодок, (ласкательное значение). метелица – метель воробышки – воробей детки – дети пташки – птахи (представители от каждой команды поочерёдно называют от каких существительных образованы данные существительные; с помощью каких суффиксов заряд (бодрости) – зарядка – зарядочка. |
VII. Развитие умения – применение новых знаний, обобщение информации | 1.- Я вам предлагаю ряд существительных.
Попробуйте образовать от них слова с суффиксами -ушк-,
-юшк-, -ышк-, -чик-, -ёнк-, -онк- . В каких словах они играют роль уменьшения, а в каких – ласкательное значение? изба тулуп поле зима крыло рука Сделайте вывод! А теперь ваша любимая работа. Каждая команда составляет свой акротекст. Слово для акротекста одно – снег. Постарайтесь использовать в каждом предложении существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приложение 7. |
Команды выполняют работу и составляют тексты. Тексты зачитываются, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами записываются; значение суффиксов комментируется. |
VIII. Итог урока (На слайде снова появляются суффиксы) |
- Какова была проблема урока? - Какое решение мы нашли? - Какую же роль перечисленные суффиксы играют при образовании новых существительных? - Как оцениваете свою работу? |
Обобщают, делают выводы.
Заполняют графы. |