Нравственное воспитание играет особо важную роль в воспитании и обучении подростков. В процессе обучения и воспитания происходит становление личности подростка, формируются его потребности в труде, он осознает то, что участие в общественно-полезной деятельности является главной функцией человека.
Обучение и воспитание – два неразрывно связанных процесса, поэтому очень важно вести воспитательную работу, как на уроках, так и во внеурочное время.
В научной и методической литературе много говорится о нравственном воспитании на гуманитарных предметах: литературе, истории, и почти ничего не упоминается о формировании нравственности в обучении математической науке. А ведь на уроках математики также необходимо вести воспитательную работу по формированию у подростков интереса к учебной деятельности, к полезному делу, чувства долга, честности, уважения к народному достоянию, и самое главное – воспитывать на духовных ценностях.
Жизнь, красота, здоровье, мир, образование, любовь, труд, творчество - это основные ценности. Они остаются постоянными на всех этапах развития человеческого общества . Общечеловеческими можно считать нравственные ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, совесть, мужество, справедливость, достоинство, способность к самосовершенствованию, порядочность, великодушие, отзывчивость, сострадание. Постоянная ориентация на общечеловеческие ценности – характерная черта духовно развитого человека.
В процессе общественного развития все более важными становятся мера личной ответственности людей, их нравственная культура, умение властвовать над собой, регулировать свои желания, соотносить личное и общественное. Но таким нравственным ценностям, как патриотизм, преклонение перед матерью, непримиримость и равнодушие к злу, бережное отношение к народному добру, не уделяется должного внимания, поэтому они утеряны. А ведь нравственность подростков должна проявляться не только в их отношении к обязанностям, к самой трудовой и учебной деятельности и ее результатам, в сознательной дисциплине, уважении к людям, но и обязательно в вышеперечисленных качествах.
Поэтому воспитательная работа в учебном процессе должна вестись целенаправленно: при выборе содержания, методов и форм работы необходимо учитывать и организацию нравственных взаимоотношений воспитанников.
Для повышения эффективности воспитательных воздействий при обучении математике целесообразно проводить внеклассные занятия и рассматривать на них математические задачи, устраивать игры, уроки – семинары, на которых формировались бы перечисленные качества у подростков.
Общечеловеческие ценности становятся для подростков ориентиром в поведении, служат фактором, способствующим формированию потребностей в полезном деле, развивают у учащихся интерес к человеку, как к высшей ценности, а также уважение к его достоинству. Учителю необходимо приучать детей к сотрудничеству, формировать у них умение сочувствовать людям, глубоко уважать права, чувства и достоинства человека, чтобы отношения основывались на идеях мира и доброжелательности.
Для сообщения содержания духовно – нравственных общечеловеческих ценностей можно использовать различные формы воздействия на подростковую группу, и особо нужно подчеркнуть важность роли внеклассных занятий в нравственном воспитании.
Одним из ценных качеств, относящихся к общечеловеческим ценностям, является человечность.
Для формирования этого качества, внеклассная работа должна включать следующие формы организации деятельности: часы взаимопомощи, чтение докладов, на которых подростки учились бы слушать друг друга, уважать мнение своего товарища, вступали бы в дружеские отношения. Но человечность должна проявляться прежде всего в отношении учителя к своим воспитанникам. Педагогу необходимо всегда приходить на помощь, направлять деятельность подростка, никогда не унижать его личность, быть честным в отношении его способностей. Человечность предполагает честность.
Прежде всего, подросток должен быть честным с самим собой, правильно оценивать свои способности. При взятии на себя определенной обязанности он должен реально взвесить возможность ее выполнения.
По тому, как участвует подросток в организации внеклассных мероприятий, как работает на уроках, можно судить о его трудолюбии. Если ребенок инициативен, с увлечением выполняет поручение, активно принимает участие в школьных делах, то все эти характеристики указывают на его трудолюбие.
Одними из ценных духовно – нравственных качеств являются долг и совесть.
Совесть, долг, личная ответственность – это категории, которые занимают в воспитании важнейшее место. Они воспитываются всей окружающей действительностью. Задача учителей – гуманными средствами развивать в подростках нравственные начала. Безответственность и бессовестность – самые низкие моральные проявления человека. Личная ответственность каждого за содеянное является самым высшим нравственным законом в человеческом общении.
Все перечисленные выше качества характеризуют человека как достойного члена общества.
Для успешного формирования понятия “достоинство” целесообразно на внеклассных занятиях уделять внимание беседам об ученых, математиках, указывая на факты всенародного признания этих великих людей.
Важной духовно – нравственной ценностью является духовность человека. Духовность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.
Это качество будет формироваться при организации таких внеклассных мероприятий, как: часы взаимопомощи – подростки могут помочь в учебе, проконсультировать друг друга по затруднительным вопросам; КВН – учащиеся должны проявлять доброжелательность в своих отношениях и уважение друг другу; шефство старших подростков над младшими.
Итак, в ходе внеклассной работы с подростками по математике необходимо познакомить их с содержанием общечеловеческих духовно – нравственных ценностей. Учителю необходимо приложить максимум усилий, чтобы нравственное воспитание на этих ценностях было успешным.
Подросткам следует усвоить следующие нравственные ценности:
- Человечность и душевность;
- Честность и справедливость;
- Совесть и честь;
- Чувство долга и ответственности;
- Патриотизм;
- Трудолюбие.
Остановимся на некоторых формах организации внеклассных математических мероприятий и условиях, способствующих нравственному воспитанию подростков. Большой воспитательный эффект имеют массовые формы внеклассной работы. Одна из них – математическая игра. Предшествовать ей могут факультативные занятия, на которых целесообразно увлечь подростков необходимым материалом, содержащим аналогичные вопросы, игры. Можно порекомендовать прочитать дополнительную литературу об исторических сведениях из математики.
Такая деятельность будет стимулировать у подростков рост потребности в совершенствовании своих знаний. Это касается не только участников игры, но и зрителей, так как в ходе игры они приобретут новые математические знания, расширят свой кругозор, а главное, зрители – болельщики будут восхищаться знаниями своих товарищей, сопереживать их успехам и неудачам.
При проведении этой формы внеклассной работы у подростков формируются такие нравственно ценные качества, как: умение слушать выступающих, уважение к другим людям, проявление доброты и чуткости к своим сверстникам.
Одной из форм организации внеклассной работы подростков по овладению общечеловеческими духовно – нравственными ценностями является проведение бесед на основе содержания рефератов, докладов об ученых, выдающихся людях, написанных подростками.
Написание рефератов и докладов приучает подростков к чтению дополнительной научной литературы, к выделению главного и существенного в тексте, к выявлению ценных качеств личности.
Огромное значение в нравственном становлении подростков имеет индивидуальная работа. Она дает большие возможности для овладения подростками духовно – нравственными ценностями и развития их математических способностей. Индивидуальная внеклассная работа представляет собой общение с небольшим количеством подростков. Учитель может уделить больше времени каждому. Индивидуальные консультации ценны для учеников, серьезно готовящихся к олимпиадам и добивающихся на них определенных успехов. В такую форму внеклассного занятия целесообразно вовлекать и тех подростков, у которых проявился интерес к математике, несмотря на низкую успеваемость по предмету, им можно предложить посильные задачи, интересные головоломки и кроссворды, занимательную литературу, поощряя за самые малые успехи, достигнутые самостоятельным трудом в свободное от уроков время, предоставить пережить чувство успеха.
Под воздействием специально организованной работы учитель, показывая приветливость и внимательность к каждому подростку, порождает ответные чувства благодарности, любви и уважения к заботливому воспитателю, усиливается потребность совершать добрые поступки в отношении окружающих взрослых и сверстников. Гуманные чувства становятся прочными, а чувство удовлетворения от выполняемой работы побуждает к трудолюбию.
В ходе работы с историческими данными и народным творчеством подростки должны вынести для себя ценность творческой деятельности людей, живших в далеком прошлом, общечеловеческим ценностям, накапливаясь народом много веков, отражая его жизнь, условия труда, культуру, являясь его духовным достоянием. А это вызывает гордость за наших предков, другими словами – патриотические чувства.
В нравственном воспитании личность учителя играет огромную роль и является одним из условий в успешном овладении подростками общечеловеческими духовно – нравственными ценностями. Учитель должен предстать перед подростками как пример гуманного человека и показывать им привлекательные образцы проявления доброты, создавать атмосферу доброжелательности в группе воспитанников. Проявляя доверие во взаимоотношениях с детьми, доброжелательность, объективность оценки и справедливость в разрешении спорных вопросов, душевность, педагог вызывает у ребят ответное чувство сердечной признательности, желание и потребность сделать все то, чего ждет от них преподаватель. Учитель должен тактично и умело помогать преодолевать неправильные взгляды, терпеливо разъяснять сущность имеющейся проблемы, рассеивать заблуждения подростков, но не скучными нотациями и нравоучениями, а в искренних, задушевных, дружеских беседах.
Важно педагогу своим личным примером воспитывать подростков, чтобы, глядя на старшего наставника, наблюдая за его поведением, отношением к людям, к себе самому, подросток воспринимал хорошее, подражая правильному.
Таким образом, внеклассная работа предоставляет большое поле творческой деятельности. Правильно поставленная, систематически проводимая внеклассная работа не только укрепляет математические знания, приобретенные на уроке, расширяет математический кругозор подростков, но и развивает их как личность, приучает их к творческому труду, проявлению инициативности, настойчивости, терпеливости, способствует трудолюбию, дальнейшему успешному образованию и взаимопониманию.