Цель: выявление знаний детей об окружающей их действительности.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить знания детей о родной стране, столице;
- Уточнить знания детей о городе, в котором мы живём, его достопримечательностях;
- Закрепить умение детей различать виды транспорта: наземный, воздушный, водный;
- Уточнить умение детей составлять модели экосистем леса, водоёма и объяснить их;
- Закрепить умение детей подбирать определения к заданным словам, и образования имени существительных детёнышей животных в ед. и мн. числе;
- Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слова.
Развивающие:
- Развивать навыки учебной деятельности;
- Развивать речь и мышление;
- Развивать воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства к окружающему нас миру;
- Воспитывать умение слушать ответы своих товарищей;
- Воспитывать навыки коммуникативного общения.
Материал:
Демонстрационный: фотографии с изображением достопримечательностей г. Советский, иллюстрация московского кремля и портрет президента России, флаг Советского района, бабочка для гимнастики для глаз, фишки-карточки для самооценки синего и красного цвета.
Раздаточный: карточки с изображением гербов и флагов разных стран, флага и герба России, Советского района, карточки с условными обозначениями животных и растений леса и водоёма, по 2 карточки, не подходящие к данной модели, фланелеграфы для построения модели; 4-х звуковая схема слова “лиса”, фишки зелёного, красного, синего цветов, круги синего и красного цвета для подведения итога.
Ход деятельности
I часть
(дети стоят вокруг воспитателя).
Игровая мотивация:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по нашей Родине.
2. Беседа о нашей Родине.
- Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия)
- Какая Россия, подберите красивые слова. (Россия большая, огромная, могучая, необъятная, великая, красивая, любимая и т.д.)
- Как называется главный город нашей Родины – столица России? (столица России – город Москва)
3. Беседа о транспорте.
- Путешествие будет долгим, и нам надо подумать какой вид транспорта мы выберем. Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, воздушный)
- На чём можно добраться до Москвы?
- К какому виду транспорта относятся: самолёт, поезд? (Самолёт относится к воздушному виду транспорта. Поезд относится к наземному виду транспорта).
4. Развитие воображения.
- Представим, что мы летим на самолёте, под нами страна, в которой мы живём. (Дети “летят” за воспитателем на воображаемом самолёте).
Давайте посмотрим в иллюминатор, что вы видите внизу, под крыльями самолёта. (Ответы детей).
- Посмотрите, а вон там главный город нашей Родины. Вот здесь и будет наша первая остановка. Приготовьтесь к приземлению… посадка. Мы с вами в Москве!
5. Беседа о Москве.
Воспитатель подводит детей к главным символам России.
- Ребята, а что вы знаете о столице России – о городе Москва. (В Москве находится правительство нашей страны и президент России Путин Владимир Владимирович. В Москве есть Кремль на Красной площади. В Москве много театров, памятников).
6. Дидактическая игра “Найди флаг и герб России”.
- У каждой страны есть свой символ: флаг и герб. Найдите флаг и герб России и положите перед собой. (Имя) поставь на мольберт нужный флаг и герб. Ребята, проверьте, вы также сделали? (самопроверка).
7. Беседа “Город Советский”.
- Молодцы! Ну как бы мы далеко не путешествовали, всегда возвращаемся в родной город и поедем на поезде.
Дети следом за воспитателем “едут” на воображаемом поезде.
- Как называется наш город? (Город Советский). Назовите, какие вы знаете улицы?
- Вот мы и приехали. Из этих фотографий выберите и назовите достопримечательности нашего города и расскажите, для чего они нужны.
Дети называют достопримечательности и рассказывают о них.
- Молодцы, у вас были интересные рассказы. Достопримечательности знаете, а флаг нашего района вы знаете? Найдите флаг Советского района. Посмотрите у своего соседа, какой он выбрал флаг (взаимоконтроль).
- Проверьте, такой же флаг вы выбрали?
- Что обозначает зелёный цвет нашего флага? (Зелёный цвет обозначает тайгу, а ель – лесная промышленность). Что обозначает синий цвет флага? (Синий цвет обозначает много рек и озёр, а огонь – газовая промышленность). Что обозначает глухарь? (Глухарь – боровая дичь, занесённая в красную книгу нашего округа).
8. “Путешествие в лес”
- Сейчас мы с вами сядем на машину и поедем в лес, чтобы отдохнуть и полюбоваться природой нашего края.
Дети за воспитателем “едут” на воображаемой машине. Далее встают по кругу.
- Посмотрите, как же тут красиво! Послушайте, как весело поют птицы! Смотрите, прилетела бабочка, давайте поиграем с ней.
Гимнастика для глаз:
Бабочка вверх, бабочка вниз,
Влево, вправо полетела,
А потом на нос к нам села
И в лесочек улетела.
9. Моделирование системы: “Лес – водоём”
- Посмотрите, какой на полянке переполох, все перемешались. В тарелочках все вместе: животные и растения леса и водоёма. Давайте поможем найти им свои дома. Договоритесь между собой, кто будет подбирать картинки к водоёму, а кто к лесу.
- что обозначают эти подсказки? (зелёная – лес, синяя – водоём).
Дети составляют модель, используя имеющиеся картинки.
- Назови, кого ты поселил в лес?
- Назови, что у тебя растёт в лесу?
- Может ли рыба жить в лесу? Почему?
- Кого ты поселил в водоёме?
- Что у тебя растёт в водоёме?
- Почему ты оставил курицу?
10. Дидактическая игра “Животные и растения”
- Молодцы, вы правильно разместили всех зверей, птиц, растения, а теперь я проверю, знаете ли вы детёнышей животных. На кого я покажу, тот и говорит.
- У белки один – бельчонок, много – бельчат.
- У лося один лосёнок, много лосят.
- У овцы один – ягнёнок, много – ягнят.
- У лошади один – жеребёнок, много – жеребят.
- Улиссы один – лисёнок, много – лисят.
II часть
Практическая работа
- Ребята, мы пришли в лесную школу. Проходите, присаживайтесь за столы.
11. Звуковой анализ слова “лиса”.
- Давайте запишем слово “лиса”.
Самостоятельная работа детей.
- А теперь это слово у доски запишет (Имя).
- (Имя) какой первый звук ты записала? Почему?
- (Имя) какой у тебя второй звук? Какой фишкой ты его обозначила? Почему?
- (Имя) какой фишкой ты записал третий звук? Почему?
- (Имя) назови четвёртый звук. Как ты его обозначила?
- Давайте все вместе прочитаем это слово.
III часть
Итог:
- Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось ли вам путешествовать? На каком транспорте путешествовали? Куда мы летали на самолёте? Что там делали? Куда ехали на поезде? Что делали в городе? На чём отправились в лес? Зачем? Что вам удалось? Кто из вас испытывал затруднения? Какие? Какую оценку вы бы себе поставили? Если занимались хорошо – поднимите красный круг, если недовольны собой – поднимите синий круг.