Наша жизнь движется вперёд и школа должна идти в ногу со временем. Стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования мы не может и не должны.
На протяжении многих лет основными средствами наглядности при обучении географии были: картины, телевизоры, диапроекторы, киноаппараты, натуральные объекты. Ведущей реальностью развития современного общества является его компьютеризация, а потому именно компьютер стал ведущим средством наглядности. Компьютерные технологии являются более современными, оптимальными и мобильными средствами наглядности, позволяющими значительно расширить и углубить информационный материал, систематизировать его, произвести отбор необходимой фактической информации, увидеть динамику развития процессов, объектов и явлений, констатировать не только видеоинформацию, но и слышать их музыкальное сопровождение. С помощью компьютера возможно создание необходимых программ и изображений, применение творчества в анализе и синтезе компонентов содержания географического образования.
Приобретение учащимися знаний по географии осуществляется двумя основными путями: непосредственным - от восприятия географических объектов и явлений, от имеющихся представлений - к научным представлениям и понятиям; и опосредованным - от имеющихся у учащихся знаний, от слов учителя и учебника - к новым понятиям и закономерностям. Большую роль в организации процесса усвоений знаний по географии играет наглядность. Преподавание географии без достаточных средств наглядности приводит к тому, что учащиеся механически запоминают слова, за которыми в их сознание нет соответствующих образов, т.е. знания носят формальный характер и поэтому быстро утрачиваются.
С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Достичь результатов развития этих компетенций мне помогает мультимедиа презентация.
Во время подготовки к уроку при выборе средств наглядности, я все чаще отдаю предпочтение компьютеру. В настоящее время существует комплект электронных учебников образовательной коллекции 1С по всему курсу географии (6-11 класс), который полностью сочетается с учебной программой. Материалы этих электронных учебников очень удобно использовать на вводных уроках, когда создается образ исследуемого объекта, явления или территории, а также на завершающих этапах урока или темы, когда можно предложить учащимся выполнить практикум также содержащим видеофрагменты, или тестовое задание разного уровня сложности.
Зрительные образы помогают создавать также многочисленные слайды географического содержания из различных источников (Библиотека наглядных пособий), по материалам которых, я создаю презентации в программе PowerPoint. Эти презентации, в отличие от образовательных программ более строго выдерживают логическую последовательность урока. Кроме вышеперечисленных источников материалов большую географическую наглядность содержат: электронный справочник “Кирилл и Мефодий”, электронная карта мира, мировой атлас Земли.
В последнее время в нашу жизнь все шире стали внедряться цифровые фотоаппараты и видеокамеры. С учетом того, что многие учащиеся в каникулярное время выезжают за пределы своей местности, у них появляется богатый видеоматериал о различных природных и антропогенных комплексах, городах и странах, который впоследствии они демонстрируют на уроках географии. В то же время ребята учатся наблюдать за объектами живой и неживой природы, совершенствуя использование методов географической науки и овладевая географической культурой.
Мне очень нравится проводить уроки с использованием презентаций. Презентация – это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда. Она повышает интерес к предмету, развивает умственную активность. Мне бы хотелось думать, что ребенок не только воспринимает информацию, но и запоминает, что видит на экране. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” гласит пословица.
Уроки географии невозможно представить без наглядного материала, и презентация позволяет сделать урок более интересным, наглядным.
На первом этапе моего использования презентаций – это были чужие работы, благо набор такого вида ресурса огромен. Но чужие презентации не всегда соответствовали целям и задачам моего урока. Следующим этапом – стало создание собственных презентаций. Начав работать по созданию презентаций к урокам, я столкнулась с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов, карт и т.д. Сбор такого банка - процесс довольно трудоёмкий. И учащиеся являются здесь первыми помощниками. Сейчас уже накоплен огромный банк презентации уроков и внеклассных мероприятий по географии. Еще одним этапом применения электронных презентации стало создание презентаций самими детьми. Создавая презентации, учащиеся совершенствуют все виды речевой деятельности, но прежде всего устную речь. Презентация стала одним из видов домашнего задания творческого, индивидуального или группового характера, её можно включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему задания.
Презентации к урокам можно сгруппировать по способу подачи материала - лекции с элементами беседы, комбинированные уроки, уроки контроля знаний, творческие отчеты учеников, уроки-практикумы.
В 11 классе использую 9 основных презентаций: “Страны зарубежной Европы”, “Страны Зарубежной Азии”, “Япония”, “Индия”, “Австралия”, “Общая характеристика стран Африки” “Субрегионы Африки”, “Северная Америка. США”, “Общая характеристика стран Латинской Америки”. В этом году добавились презентации, созданные учащимися по странам Европы и Азии. Учащиеся компактно и красочными иллюстрациями создали образ государства и презентации дали возможность не только визуально подать нужные понятия, но и расширить информативную часть материала.
В 10 классе созданы презентации по следующим темам: “Политическая карта мира”, “Мировые природные ресурсы мира”, “География населения мира” и презентации по всем отраслям мирового хозяйства.
В курсе экономической географии России, 9 класса используются презентации, которые дают мне возможность расширить диапазон карт, схем, таблиц. Одни презентации использую на одном уроке (межотраслевые комплексы, например “Транспорт”), другие построены по модульному типу и представляют цепочку нескольких уроков, идущих один за другим и связанных между собою. Это презентация экономических районов.
В курсе географии России восьмого класса использую двенадцать презентаций разной методической направленности: “Географическое положение России”, “Рельеф России”, “Климат России”, “Западная Сибирь”, “Кавказ”, “Моря и внутренние воды”, “Почвы”, “Реки”, “Урал”, “Уникумы Урала”, “Восточно-Европейская равнина”, “Дальний Восток”.
Самым информационно насыщенным является курс географии материков и океанов 7 класса. Раньше этот курс изучался в объеме трех часов в неделю. Теперь все сложные понятия нужно интересно рассмотреть в объеме двух часов. Можно представить, насколько важно сделать урок географии увлекательным, завораживающим, интригующим и, как следствие, легким для восприятия материала. Презентации представляют природу всех материков с акцентом на наиболее значимых, красивых местах мира.
Шестой класс при одном часе географии в неделю не дает детям столь юного возраста осознать, что они изучают основы науки. У меня четыре собственные презентации “Географическая карта”, “Гидросфера”, “Литосфера”, “Атмосфера”, это тематические презентации, рассчитанные на несколько уроков, с обязательным контролем знаний.
Но и во внеурочной деятельности велика доля применения мультимедиа, особенно в проектно-исследовательской деятельности. Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: “все из жизни, все для жизни”. Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Все более стремительными темпами в нашем обществе идет процесс информатизации образования и жизни человека в целом, все более обыденным становится недавно вошедшее в наш обиход слово “Интернет”, и все чаще наши дети считают его уникальной энциклопедией, в которой можно узнать все. И если мы, учителя, хотим быть интересны нашим ученикам, то должны находиться в той же информационной среде, а значит, в Интернете. Ни для кого не секрет, что при всех плюсах и положительной информации, в Интернете есть и негатив, поэтому нам, педагогам, нужно научить детей находить в нем как можно больше хорошего, положительного.
Одним из способов такого взаимодействия по интернету учителя и ученика может стать интернет-проект, разработанный и контролируемый педагогом. Занимаясь с преподавателем по Интернету, у ребенка все меньше времени остается на интернет-развлечения, а педагог более точно сможет оценить возможности каждого ученика и направить его деятельность в соответствии с его способностями и возможностями, с его индивидуальной образовательной траекторией, что полностью соответствует стратегии модернизации российского образования.
Кроме того, интернет-проект предполагает активизацию и другой, хорошо проверенной современной педагогической технологии - проектной деятельности учащихся, которая позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить свою творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, формирует умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.
Показывая результаты своей творческой работы, учащиеся не только презентуют свой труд, но и повышают статус тех средств, которые они применяют.
Всё течет, всё изменяется, но это не значит, что нужно по старинке встречать детей в кабинете географии картами, мелом, таблицами и не усложнять свою жизнь созданием новых методических пособий к уроку, каковыми являются презентации. Древняя мудрость гласит “Скажи мне, и я забуду, покажи мне - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самостоятельно, и это станем моим навсегда”. Пусть создание презентаций учителя и его учеников станет совместным творческим дело.