Наблюдение – это основной метод ознакомления с природой.
Наблюдение – специально организованное, целенаправленное, относительно длительное активное восприятие предметов и явлений окружающей действительности.
Значение наблюдения:
- помогает показать природу в естественных условиях;
- познание связей и отношений формирует понимание природы;
- систематическое использование приучает детей к наблюдательности;
- в наблюдении взаимодействуют сенсорные процессы, мышление и речь, это обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний;
Наблюдение – это источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Место наблюдения:
- во время утреннего приема детей,
- в уголке природы,
- на занятиях
- на прогулке и т.д.
Закрепление и уточнение информации, полученной детьми (рассказы, ответы на вопросы – закрепляются знания), фиксирование наблюдений - календарь природы, календарь погоды, гербарий, детские рисунки и поделки.
Так же можно спланировать цикл наблюдений для своей возрастной группы, выбрав объект наблюдения. Или провести наблюдение на прогулке, заранее выбрав тему и объект наблюдения.
“Для чего нужна почва?”
Цель: сформировать представление детей о значении почвы в природе, познакомить с некоторыми животными и насекомыми, живущими под землей;
Задачи:
- Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.
- Воспитывать бережное отношение к жизни растений, животных и насекомых.
Оборудование:
- Подбираем фотографии, рисунки с изображением животных, растений и насекомых:
- Крот
- Дождевой червяк
- Муравьи
- Личинки жуков, муравьев, мокриц (имитирующие игрушки)
- Совочки, лопатки.
Планируется место, время: конец весны, участок группы.
Методические приемы
Создание мотивации к деятельности:
“Сегодня к нам в гости хотел прийти дождевой червячок, но он боится, потому что его брат погиб под ногами человека. Поэтому он написал нам письмо.
“Здравствуйте, дорогие ребята!
Я дождевой червячок, и мне очень хочется найти друзей. Но нас никто не любит, мы скользкие и длинные, живем под землей. Можно прийти к вам в гости?”
- Ребята, давайте поможем червячку!
- Ребята, а какие животные живут в земле.?
- Ребята, давайте их поищем.(Рыхлим землю в цветнике, нашли муравья)
- Ребята, давайте сравним муравья и червячка!
- Чем они похожи?
- Живут под землей.
- И чем отличаются - питаются перегнившими листьями.
Погибшими насекомыми.
- Ребята, подумайте, кто еще живет под землей?
Знакомим по карточкам.
- А как вы думаете, они полезны?
Дети делают дырочки в земле, рыхлят землю, почва дышит.
- Для чего нужна почва животным и растениям?
- Для животных дом;
- Для растений питание.
- Ребята, можно ли истреблять этих животных и насекомых?
- Нет, человек не должен их истреблять, они все полезны.
Итог: Спасибо, ребята, теперь у меня будет много друзей.
Трудовая деятельность: Перекопка цветника,
Цель: закрепляем навыки работы с инвентарем.
Игровая деятельность:
Подвижные игры.
- “Мы дождевые червяки!”
Цель: учимся бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, ориентируясь в пространстве, развиваем ловкость и внимание.
- “Я червяк, червяк, червяк!” - Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом, так давай вставай назад.
Цель: учить умению слаженно двигаться на открытом пространстве.
Дидактические игры:
- “Кто лишний?”
Цель: закрепить знание детей о животных подземного мира (оборудование – игрушки, имитирующие животных и насекомых)
- “Посели животное”
Цель: закрепить знание мест обитания животных и насекомых (лес, луг, почва, болото, река, жилой дом).
Индивидуальная работа:
- Рисунок другу
Цель: нарисовать друзей для червячка.
- С Андрюшей и Нилюфар посчитать “Сколько ног у муравья?”
- “Кто длиннее?” “Кто короче?”
- С Надей, Егором и Олегом выучить отрывок из басни “Стрекоза и муравей”.