Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Актуальность проекта

В Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) представлен Планируемый итоговый результат дошкольного образования -социальный портрет ребенка 7 лет. При этом под "социальным портретом" понимается совокупность интегративных качеств, которые закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования. Формирование этих качеств предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Таким образом, итоговый результат дошкольного образования должен находиться в преемственной связи с результатами освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

Актуальной проблемой дошкольного образования становится развитие у дошкольников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Дошкольник сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УДД) можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение дошкольниками универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию дошкольников в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В настоящее время в системе дошкольного образования существуют проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

  • в физическом развитии и социальном поведении;
  • в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
  • в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

При выборе темы проекта мы решили более подробно изучить личностные универсальные учебные действия детей старшего дошкольного возраста при организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию дошкольников (умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Паспорт проекта

Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий старших дошкольников с учетом гендерного подхода.

Объект исследования: процесс формирования личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников с учетом гендерного подхода.

Предмет исследования: совместная познавательная деятельность субъектов воспитательно - образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в ходе реализации педагогического проекта.

Гипотеза: наилучшему формированию личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать соблюдение следующих условий:

- системно-деятельный подход;

- учет индивидуальных гендерных особенностей дошкольников;

- использование проблемной технологии в непосредственной образовательной деятельности;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:

  1. Определить состав и характеристику личностных универсальных учебных действий;
  2. Выявить в содержании предметных линий личностные универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе;
  3. Приобщить семьи воспитанников в процесс формирования личностных универсальных учебных действий с учетом гендерного подхода;
  4. Сформировать предпосылки личностных универсальных учебных действий с учетом гендерного подхода;
  5. Сформировать у дошкольников мотивацию к обучению с учетом гендерного подхода;
  6. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей с учетом гендерного подхода;

Практическая значимость проекта заключается в его дальнейшем использовании педагогами, психологами, родителями для формирования предпосылок универсальных личностных учебных действий у детей дошкольного возраста.

Описание, тип проекта

Основная идея проекта заключается в том, что овладение дошкольниками универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию дошкольников в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Для достижения этой цели необходимо развивать у дошкольников интерес к обучению, для этого мы выделили основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

  • Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
  • Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
  • Необходимо понимание важности преподносимого материала.
  • Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
  • Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
  • Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
  • Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Данный проект разработан для детей подготовительной группы, где рекомендована непосредственная образовательная деятельность различной формы организации (групповые, подгрупповые, индивидуальные), а так же различные формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей.

Система непосредственной образовательной деятельности включает три вида деятельности:

  • Непосредственная образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность педагога и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей.

В процессе занятий дети учатся: воспринимать новую информацию, рассуждать, анализировать, оценивать, сравнивать.

К концу обучения дошкольника определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий:

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других, народов;

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной, страны;

различать основные нравственно-этические понятия;

соотносить поступок с моральной, нормой; 

оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

мотивировать свои действия;

 выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности воспринимать речь воспитателя (других детей), непосредственно не обращенную к дошкольнику;

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; 

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

При проведении работы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание занятий ориентированно на умственное, личностное и психологическое развитие ребенка. В ходе реализации проекта дети получат знания и представления в таких областях как "Я и природа", "Я и другие люди", "Я и общество", "Я и познание", "Я и Я", что позволит ребенку выполнять разные социальные роли ("гражданин", "школьник", "ученик", "собеседник", "одноклассник", "пешеход" и др.).

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы "СКАЗКА" МБДОУ № 111;
  • Родители;
  • Педагоги;
  • Музыкальный руководитель;
  • Инструктор по физической культуре;
  • Руководитель театральной студии "Жар птица";
  • Руководитель ИЗО студии "Полосатый жираф";
  • Педагог дополнительного образования;
  • Педагог-психолог.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности - творческий проект. По времени проведения - среднесрочный (1 учебный год - с 01.09.2012г. по 15.05.2013г.)

По числу участников - групповой. Участвуют воспитатели, дети и родители подготовительной группы "Сказка". По характеру контактов - открытый, осуществляется внутри одной возрастной группы.

Условия реализации проекта:

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап - подготовительный

Цель: создать организационные, психолого-педагогические условия для реализации педагогического проекта.

Создание развивающей среды.

Предварительная работа:

  • Информированность родителей о предстоящей деятельности;
  • Изготовление атрибутов к играм;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание сюжетных картин на темы: "Я и природа"; "Я и другие люди"; "Я и общество"; "Я и Я";
  • Беседы на темы: "Я и природа"; "Я и другие люди"; "Я и общество"; "Я и Я";

Составление занятий.

2 этап - практический

Цель: реализация педагогического проекта.

Практический этап складывается из ряда направлений:

  • Работа педагогов с детьми;
  • Работа педагогов с родителями;
  • Самостоятельная творческая деятельность детей;
  • Проведение совместных занятий по разработанным темам.

3 этап - обобщающий

Цель: обобщить опыт реализации педагогического проекта.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

Составление отчетов о проделанной работе.

  • Предполагаемые результаты реализации проекта

Для детей:

  • Формирование действия смыслообразования (интерес, мотивация);
  • Формирование действия нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо");
  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
  • формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • формирование желания выполнять учебные действия;
  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • внутренняя позиция "школьник";
  • личностная мотивация учебной деятельности;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Для педагога:

  • Эффективное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • Повышение качества дошкольного образования;
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ;
  • Личностный и профессиональный рост;
  • Самореализация;

Для родителей:

  • Эмоциональное сближение родителей с собственным ребенком;
  • Портрет выпускника детского сада
  • Прогноз возможных негативных последствий и средства их компенсации

Блоки основных действий (познавательный, регулятивный, личностный и коммуникативный) всегда включались в программы развития дошкольного возраста и в настоящее время являются предметом интенсивного развития. Однако содержание этих задач развития ограничивается лишь подготовкой к ним в соответствии с психологическими задачами возраста, возрастными возможностями дошкольников и отсутствием обучения, прежде всего, систематического обучения. Большое значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе дошкольников на ступень начального общего образования. Формирование готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Трудности такого перехода:

  • ухудшение дисциплины;
  • рост негативного отношения к учению;
  • возрастание эмоциональной нестабильности;
  • нарушение поведения.

Эти трудности обусловлены следующими причинами:

  • необходимостью адаптации дошкольников к новой организации учебного процесса;
  • недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);

Главным требованием к реализации педагогического проекта является требование сохранения здоровья его участников. Исходя из того, что проект реализуется на базе дошкольного образовательного учреждения в статусе "Центра развития ребенка", необходимо отметить, что во избежание негативных последствий здесь созданы все необходимые условия для профилактики и оздоровления детей без отрыва от воспитательно -образовательного процесса. Основными средствами компенсации в данном направлении являются:

  • Построение здоровье сберегающего пространства с учетом возрастных особенностей детей;
  • Активизация двигательного режима дошкольников;

В "Центре развития ребенка" разработана и успешно реализуется комплексная программа оздоровления ребенка "Тропинка к здоровью". Данная программа включает основные направления деятельности сотрудников ЦРР для сохранения здоровья дошкольников:

  • Организация рационального питания и витаминизация воспитанников;
  • Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03 и письма Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16;
  • Осуществление лечебно-профилактической работы на основе медицинского обоснования, системного характера;
  • Организация психологического сопровождения реализации проекта;

Научно-методическое обеспечение проекта

Теоретическая основа

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи гуманистического, системного подхода в образовательном процессе, получившие отражение в следующих фундаментальных трудах ученых педагогов и философов:

исследованиях особенностей развития личности в период дошкольного детства:

- Психологических новообразований (Е.Е. Кравцова, Н.В. Разина и др.);

- Интеллектуальных способностей и познавательных способностей (Л.A.Венгер, А.Н. Поддьяков и др.);

- Коммуникативных качеств (Т.А. Решена, Р.Б. Стеркина);

- Социально психологических характеристик (Ш.А. Амоношвили, Т.Н. Доронова, Н.М. Крылов);

- Составление самооценки (Л.И. Божович, А.В. Запорожец);

- Мотивации (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, B.C. Мухина и др.).

  • теории гендерной социализации личности (К. Гиллиган, К. Гэри, К. Джеклин, Ф. Л. Джес, Е. Маккоби, Дж. Мани, Л.В. Попова, М. Черноушек, Г. Хофстед, Н. Ходоров, К. Эрхард и др.);
  • педагогические идеи нравственных аспектов гендерного воспитания (О.С. Богданов, Е.В. Бондаревская, Л.В. Градусова А.В. Мудрик, Л.Н. Тимощенко, С.В. Черенков);

Теоретической основой для идеи создания проекта "Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательного процесса с учетом гендерного подхода" стал культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода методика развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания обеспечивающие широкие возможности детей для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Подходы к формированию универсальных учебных действий активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой, Л.Г. Петерсон, М.А. Матюшкин и др.

Необходимые условия для реализации проекта

Успехи и достижения детей и взрослых на совместных занятиях во многом зависят от правильной организации рабочего пространства, от наличия необходимого оборудования (музыкального центра или магнитофона, DVD-проигрывателя, CD, DVD-диски).

Непременным условием реализации проекта являются партнерские отношения взрослых и детей, самостоятельная исследовательская деятельность каждого ребенка. Не так важен результат (приобретение знаний), как процесс их приобретения, поскольку важно именно освоение ребенком разнообразных способов получения знаний.

Условия:

  1. Чтение познавательной литературы.
  2. Чтение художественной литературы
  3. Наличие дидактических и развивающих игр.
  4. Просмотр телепередач.
  5. Занятия, занятия-путешествия.
  6. Игры-эксперименты.
  7. Сюжетно-ролевые игры.
  8. Наблюдения.
  9. Праздники.
  10. Развлечения.

Формы предоставления результатов педагогического проекта

  • Методические рекомендации для родителей по формированию личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста;
  • Выставки - конкурсы совместного творчества детей и взрослых;
  • Участие в конкурсе "Педагог-мастер", с целью презентации проекта;
  • Участие во всероссийских конкурсах-играх, с целью демонстрации достигнутых результатов;
  • Публикация в журнале "Дошколенок Кузбасса";
  • Участие в фестивале педагогических идей "Открытый урок".

Приложение.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия, Москва "Просвещение" 2011.
  2. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
  3. "Ребенок в детском саду" №2/2003г. Стр. 30.
  4. Тихомирова Л.Ф., Багров А.В. "Развитие логического мышления детей" Ярославль "Академия развития" 1997.
  5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
  6. Симановский А.Э. "Развитие творческого мышления детей" Ярославль "Академия развития" 1997.
  7. Богатова Н. "Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек" дошкольное воспитание № 12/2003г. Стр. 72.
  8. Краготкина И. "По-разному или одинаково думают мальчики и девочки" дошкольное воспитание № 12/2003. Стр.44.
  9. Козлова С.А. "Мой мир".
  10. Конданова Ю.В. "Стратегия гендерного образования и воспитания в России" журнал "Детство" №5/2003.
  11. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. "Мальчики и девочки два разных мира" Москва 1998.
  12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М.,1996.
  13. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В. Рубцов. - М., 1987.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин.
  15. Педагогические идеи нравственных аспектов гендерного воспитания (О.С. Богданов, Е.В. Бондаревская, Л.В. Градусова А.В. Мудрик, Л.Н. Тимощенко, С.В. Черенков).
  16. Личностно-деятельностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук, Д.И Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, И.С. Якинманская);
  17. Гендерный подход (О.А. Воронина, М. Гариен, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва, L.Tittle, R.K Under).