Цели.
- Раскрытие красоты природы с помощью различных видов искусств.
- Привитие чувства прекрасного через эмоциональное восприятие произведений. Развитие умения слушать и слышать, смотреть и видеть, т.е. понимать авторскую позицию.
- Развитие речи, творческих способностей.
Оформление доски "Солнечные зайчики" - круги, вырезанные из разных оттенков цветной бумаги (чем больше, тем лучше), диаметр - 7 см. Репродукции: Шишкин "На севере диком", Куинджи "Березовая роща", фотографии, рисунки детей.
Звуковой ряд. Фонограммы - Чайковский "Времена года. Октябрь", Бетховен "К Элизе", Моцарт "Симфония № 40".
Раздаточный материал. Таблицы и задания для работы в группах, карточки - подсказки, карточки - закладки для индивидуальной самостоятельной работы.
Оборудование для учеников. Учебник литературного чтения "В одном счастливом детстве" Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, акварельная бумага, краски, кисточки, емкости с водой.
Ход урока
1. Организация класса
2. Определение темы и целей урока
- Посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О природе, об искусстве, о средствах выразительности)
3. Актуализация знаний
- Какие виды искусства вы знаете? (живопись, литература, музыка, кино и т.д.)
- Чтобы продолжить работу дальше, необходимо выяснить, что вы знаете об этих видах искусства.
У каждой группы на столе лежат таблицы, которые совместными усилиями вам необходимо заполнить. Первая группа заполнит таблицу о литературе, вторая - о живописи, третья - о музыке. Воспользуйтесь своими знаниями по предметам, опирайтесь на свой жизненный опыт, если возникнет необходимость, обратитесь к карточкам - подсказкам.
Карточки-подсказки
Выберите нужные слова и запишите их в соответствующие ячейки таблицы.
- Литература, скульптура, архитектура, живопись, кино, музыка.
- Хобби, работа, вид искусства, книга, песня, картина.
- Писатель, скульптор, сочинитель, художник, композитор, архитектор.
- Рассказ, портрет, натюрморт, сказка, пейзаж, стихотворение, песня, симфония, басня, повесть, барельеф, марш, поэма, опера.
- Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, цвет, линия, точка, пятно, оттенок, звук, мелодичность, темп, ритм, регистр.
Карточки для заполнения в группах
Пример заполнения карточки
Название | Это - ... | Автор | Жанры | Средства выразительности | Что можно делать? (Что делает?) |
Литература | Вид искусства | писатель | Рассказ | Метафора | Читать |
Сказка | Эпистет | Писать | |||
Стихотворение | Сравнение | Представлять Прочитанное |
|||
Повесть | Олицетворение | фантазировать | |||
Басня | |||||
Поэма |
Дети заполняют таблицы, а затем рассказывают, что они написали.
4. Постановка проблемы
- Как вы думаете, что связывает живопись, литературу и музыку? (это виды искусства, у них есть автор, у них есть жанры, их можно создавать, слушать, рассматривать)
- Все это, конечно же, верно, но есть и еще что-то, что связывает эти виды искусства воедино. Давайте к этому вопросу вернемся в конце урока.
5. Работа с текстом стихотворения Д. Самойлова "Перед снегом" до чтения.
- Откройте учебники по закладкам. На закладках написаны задания, которые вы должны выполнить самостоятельно.
Автор | |
Название | |
Жанр | |
Предположение (о чем произведение?) | |
Проверка
6. Работа с текстом во время чтения
- Прочитайте стихотворение, определите его характер, настроение, подчеркните средства выразительности.
- О чем это стихотворение? Какое у него настроение, характер? Почему?
- Какие слова вам помогли почувствовать и понять это?
- Какой вам представилась вода? (холодная, серая, скучная)
- Как вы думаете, что чувствовал поэт, когда писал это стихотворение? Какое у него было настроение? Какие слова помогают вам понять это?
- Сумел ли автор поделиться с вами своими чувствами?
- Если бы мы рисовали стихотворение, какого цвета оно бы у нас получилось? Подберите к этому стихотворению цвета, отражающие его настроение и ваши чувства, которые возникли у вас при чтении. (Дети подходят к доске, выбирают кружки нужного цвета, прикрепляют их магнитами в стороне.)
- Какой цвет получился у стихотворения? Какими словами автор описал это? Как называются эти слова?
7. Подбор иллюстрации (изображение на рисунке необязательно иллюстрирует сюжет стихотворения, оно должно соответствовать настроению, чувствам и эмоциям, возникшим у детей после чтения стихотворения)
- Прочитанное стихотворение вызвало у вас разные чувства и эмоции. Вы смогли определить его характер и настроение. А могут ли вызывать чувства и эмоции произведения искусства, которые мы не слышим, например, картины?
- Посмотрите на произведения живописи. Назовите жанр произведений.
- Одинаковые ли чувства они у вас вызывают? Почему? Какое настроение было у автора, когда он создавал свое произведение? А у вас, когда вы смотрите на него?
- Каким способом автор добился этого? Какие средства выразительности он использовал?
- Удалось ли автору поделиться с вами своим настроением, чувствами?
- Подберите такие произведения, которые могли бы служить иллюстрацией настроения и характера нашего стихотворения. (Дети объясняют выбор.)
- Обратите внимание на цветовую палитру "солнечных зайчиков" и выбранных вами живописных произведений, что вы видите? (Они совпадают.)
Вывод. Можем ли мы сказать, что живопись и литература тесно связаны между собой? Почему? Облегчает ли понимание текста, его характера, настроения, чувств живописное произведение со схожим характером и настроением?
8. Подбор музыки
- Как вы думаете, могут ли звучать картины? Если бы картины звучали, какая бы у них была музыка? Почему? А наше стихотворение можно ли озвучить музыкой?
Какой?
- Послушайте музыкальные произведения, подберите созвучные с ними по настроению произведения литературы (звучат фрагменты подобранных к уроку музыкальных произведений).
- Объясните свой выбор. Попробуйте охарактеризовать средства выразительности (мелодичность, характер темпа, ритма).
9. Рисование музыки.
- Мы подобрали к литературному произведению живописное, сходное по
настроению и гамме чувств музыкальное произведение.
- А есть ли цвет у музыки, ведь мы не можем ее видеть?
- Давайте попробуем цветом определить настроение музыкального произведения.
Не надо думать, что нарисовать и как, просто слушайте музыку, откройте свою душу прекрасной мелодии, пусть ваши сердца наполнятся чарующими звуками. "Потанцуйте" кисточкой на листе бумаги. Музыка сама подскажет вам, какие краски брать, какие линии рисовать. (Повторное слушание выбранного произведения)
- Что вы чувствовали, когда рисовали? Что вам представилось? Далее идет обсуждение работ детей. Желательно их прикрепить на доску рядом с "солнечными зайчиками" и выбранным произведением живописи, обратить внимание на цветовую гамму этого зрительного ряда.
Вывод. Что выражают произведения разных видов искусства? (И музыкальное, и литературное, и живописное произведение выражают настроение и чувства авторов, вызывают у нас сходные эмоции.) А если их соединить вместе? (Они помогают нам понять замысел автора, более тонко и ярко почувствовать красоту, которую когда-то увидел и почувствовал автор.)
10. Выразительное чтение стихотворения.
- А теперь давайте попробуем соединить все три вида искусства. Чтение стихотворения под музыку, рассматривание картин.
- Что вы почувствовали, слушая и рассматривая произведения искусства?
- Что помогло вам так красиво и вдохновенно прочитать стихотворение?
- Помогло ли стихотворение понять музыкальную пьесу? А музыкальная пьеса - стихотворение? Композитор П.И. Чайковский назвал эту пьесу "Октябрь". Это осень, поздняя осень. Какое время года описано в стихотворении? Как вы думаете, зачем поэт Д. Самойлов написал это стихотворение? Какой вам теперь представляется вода?
Вывод. Удалось ли нам на уроке соединить три вида искусства? Какие? Что же объединяет литературу, живопись и музыку? (Они воздействуют на человека, вызывая у него светлые и чистые чувства, возвышают его, побуждают к творчеству и созиданию.)
11. Итог урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какими средствами выразительности пользуются мастера искусств?
- Какие знания, по каким предметам нам пригодились на уроке?
- Где в жизни может пригодиться то, о чем мы вели речь сегодня?
Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. По желанию нарисовать иллюстрацию к стихотворению или принести фотографию природного водоема поздней осенью.