Роль сюжетно-отобразительной игры при переходе к сюжетно-ролевой игре

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Первая младшая группа – период расцвета сюжетно - отобразительной игры, точнее, имеются предпосылки, возможности. Новые впечатления, яркие, интересные, могут стать основой развития игры, но при одном условии: этим предпосылкам следует помогать, и так, чтобы воспитатели на вопрос: “Во что играют дети?”- не отвечали: “Целыми днями пьют чай. Сами пьют и кукол угощают”. Если нет должного руководства, игра сводится к стереотипным, отрывочным действиям.

Во многих методических пособиях сквозит такая мысль: “для развития игры показывать, объяснять детям простейшие игровые действия, знакомые им по опыту, например покормить куклу или мишку, покачать, уложить спать; закреплять эти действия в совместной игре, подталкивать к переносам на другие игрушки, чтобы к концу третьего года жизни сформировалось бы умение разыгрывать четыре-пять небольших сюжетов”. Как видим, просматривается стремление разучивать с детьми определённые программные сюжеты. Однако, повторяя сюжет за взрослым, ребёнок стереотипно усваивает цепочку действий. Чтобы игра стала самостоятельной, инициативной, сюжетной, необходимо развивать и совершенствовать механизм моделирования жизненных явлений на игрушках. Моделирование – общая основа игры и воображения. Не прорабатывать многократно какой-то сюжет, а проигрывать, ежедневно осваивать новые сюжетные действия и их варианты.

Как же сформировать инициативную сюжетно - отобразительную игру и подготовить ролевую? Главным направлением считают развитие игрового сюжетного действия. На втором году жизни детей учат моделировать на игрушке все, что они делают сами. Развивать игровое моделирование эта задача третьего года жизни. В этот период дети с помощью игрушки играют в “больницу”, читают куклам книжки, проводят утреннюю гимнастику. Для развития игры важно помочь детям освоить разные источники моделирования сюжета: проигрывать не только то, что случилось, но и то, что они раньше видели, о чем читали, что они видели в мультфильмах. Весь сюжет дети еще не смогут освоить, но элементы, игровые действия им вполне доступны. Разыгрывание действия по сюжетам художественных произведений имеет свои сложности, так как педагогу надо выделить в тексте описание действия, представить его, а затем смоделировать, используя ручные средства. Символы он замещает образами – реальными предметами. Задача облегчается тем, что диалоги повторяют текст произведения, а создание полного сюжета не требуется, достаточно обыграть интересно действие. Главное, что в игру привносится элемент знаний, открывается новый источник сюжета. Чтобы игра стала отражением действительности, надо помогать детям создавать сюжеты на темы событий, какие были в их опыте ранее. Речь идет о сюжетах по представлению, т.е. о более высоком уровне игрового моделирования, когда материал для создания воображаемой ситуации поставляет память.

Методика руководства созданием сюжета по представлению включает три элемента:

- оживление представлений с помощью вопросов;

- обогащение и уточнение сюжета за счёт аналогичного рассказа или детей, или воспитателя;

- побуждение поиграть ситуацию, смоделировать сюжет.

Сюжеты по представлению могут стать элементом повседневного общения в группе, формой индивидуально-групповой работы по развитию игры. И ставить задачу воссоздать всю логическую цепочку действия по каждому сюжету преждевременно, так как малышам это непосильно. Достаточно, что они усваивают новые темы, новые игровые действия и подходят к педагогу с предложением поиграть. Но одного согласия педагога недостаточно для развертывания интересной игры. Педагог должен развивать тему, выделить игровые сюжетные действия, да еще и показать.

Пока воссоздаются отдельные сюжетные действия, игра кратковременна, неустойчива. Переносы сюжета на другие игрушки лишь продлевают игровое время. Детализировать можно путём наращивания цепочки действий, когда педагог подсказывает логически связанные элементы сюжета. Это является показателем развития восприятия и мышления ребёнка, возрастающую точность его представлений о мире и умение играть. Но сводить все обогащение игры к наращиванию цепочки действий не совсем оправдано, ее элементы представляют собой отдельные сюжеты, которые ребёнок может повторять в любой последовательности. Акцентирование внимания на логической цепочке действий приводит к тому, что педагоги настойчиво добиваются “твёрдого порядка” в игре, и тогда дети усваивают именно действия, игнорируя другие средства выражения сюжета. К последним прежде всего относится игровой материал. Помимо привычной объёмной реалистической игрушки, ребёнок может использовать или условную, выраженную рисунком или даже контуром, или символическую игрушку, когда кукла, угощение и посуда лишь обозначены (палочкой, кубиком, колечком и т.п.). Введение в игру игрушек более обобщённого свойства, особенно символических заместителей, также требует непременного участия педагога. Он должен предложить их вовремя продемонстрировать действия. Если кто-то в игровом уголке затеял сварить суп, воспитатель может спросить: “А не налить ли нам воды?” и вместо кружки берёт кубик и т.д. Естественно, что действия эти вскоре перенимают и другие детки. Все действия педагога носят эмоциональный характер. Интонацией, мимикой, междометиями он показывает радость, сожаление, огорчение. Работа в этом направлении необходима, если мы добиваемся расцвета сюжетно - отобразительной игры.

Важное средство выражения сюжета – это слово. Ведь с помощью слова ребёнок выражает свое отношение к действию. Педагог своим постоянным вниманием, с помощью вопросов побуждает детей называть действия, подсказывает названия. И только в этом случае расширяются их игровые возможности. Вторая половина третьего года интересна тем, что многие дети в ходе игры уже применяют диалог: что-то от игрушки просят, поучают. Иногда можно наблюдать как игрушка не слушается и её наказывают. Вслед за диалогом и на его основе появляется характеристика игрушки, обобщение её особенностей. Это уже показатель интеллектуального развития, развития восприятия, мышления (обобщения). Значение этого момента в том, что специфическая характеристика игрушки даёт множества вариантов каждому сюжету. Даже если ребёнок не может сформулировать обобщающее определение, ему интереснее сюжеты с вариантами. Включаясь в игру, педагогу целесообразно подать реплику от имени игрушки и тем самым подсказать новый сюжет. Реплики должны отражать реальное поведение, и тогда дети легко смогут разыгрывать ситуации в самостоятельной деятельности.

Игровые действия в сюжетно-отобразительной деятельности и сюжетно-ролевой игре претерпевают значительные изменения. Сначала действия с сюжетно-образными игрушками очень похожи на реальные, практические действия с предметами. Постепенно они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность к игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: “Это “как будто”, “Это понарошку”, “Это “по правде”.Умение отображать разнообразные сюжеты, да еще вариативно и в деталях, делает ребёнка желаемым партнёром по игре. С ним интересно играть, он увлекает.

Ролевая игра – групповое действие, она требует понимания действий друг друга и согласования замыслов. Эти процессы обычно выражаются словами. Без словесного сопровождения действий детям трудно понимать друг друга. В ролевой игре основные части сюжета выражаются в форме диалога (мама разговаривает с дочкой, продавец- с покупателем, врач – с больным и т.д.). роль определяет содержание речи каждого играющего. Это один из сложных моментов. Ступенька к овладению этим умением – диалог в сюжетно-отобразительной игре, когда у ребёнка и у игрушки-персонажа разные фразы, разная позиция.

Для большинства детей переход к ролевой игре затруднён тем, что они не могут создавать воображаемую ситуацию без практических действий. Так как для раннего возраста характерна практика, мышление ребёнка отличается наглядной действительностью, а ролевая игра требует опоры на образы. Для развития умения представить партнёра, вести с ним диалог можно использовать игру “Телефон”. Можно предложить позвонить маме, зайчику и т.д. и подсказывая вопросы развивать воображаемый разговор. Сюжет телефонного разговора близок детям, они быстро подхватывают идею, строят воображаемый диалог и телефон в группе может стать одной из самых активных игрушек. Он послужит развитию воображения, речи, научит играть без предметных действий и строить диалог с игрушкой.

Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре.

Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется “роль в действии”, например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: “Кто ты?” - отвечает: “Я Юля”. Дети начинают обозначать, словом, выполняемую в игре роль: “Я шофер”, “Ты мама” и т.д.

Сюжетно-ролевая игра увлечёт детей в том случае, если он вживаются в роль, в образ. Школа ролевых отношений – подвижные сюжетные игры (“Воробышки и автомобиль”, “Кот и птички”). В них роли кратковременны, но поведение каждого играющего соотносится с действиями других: кот спит – птички клюют зернышки, играют, кот проснулся – птички улетают. Педагог может усилить элементы драматизации атрибутами, тогда и действия детей достигнут большей выразительности. Когда групповые игры увлекут детей, можно организовывать сюжетно-ролевую игру. Но на этом этапе будут свои трудности. В игре активно действуют 2-3 ребёнка, а остальные ждут своей очереди (“Больница”, “ парикмахерская”)

Основа игры – игровое сюжетное действие, которое должно быть сформировано на третьем году жизни со всей полнотой. Главная задача – формирование детской игры.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.