Базовый учебник Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. М.: Дрофа, 2010.
Цель урока: В результате изучения темы "Дальний Восток – край контрастов" усвоят знания об особенностях природы Дальнего Востока, научатся выделять контрасты и объяснять их. Заполнят таблицу “Контрасты Дальнего Востока”.
Задачи:
- образовательные: создать условия для успешного усвоения учащимися знаний об особенностях природы Дальнего Востока, об эндемичных видах, проживающих на этой территории, об уникальных местах дальнего Востока;
- развивающие: совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
- воспитательные: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения слушать других, высказывать свои мнения), развитию экологического мышления и воспитанию активной жизненной позиции.
Тип урока: изложение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, настенная карта “Физическая карта России”, “Физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока”, атлас для 8 класса, учебник, тетрадь.
Структура и ход урока
Организационный этап (1 минута). Учитель настраивает учащихся на работу. Учащиеся приветствуют учителя, приготовились к усвоению материала.
Актуализация опорных знаний (3 минуты) – учитель предлагает учащимся вспомнить, с природой каких регионов уже познакомились и какой еще природный регион не был изучен. Учащиеся дают ответы, показывают природные регионы на физической карте России, указывая на то, что неизученным остался природный регион “Дальний Восток”, показывают его границы.
Этап мотивации (2 минуты) (определение совместной цели деятельности) - учитель, уточняет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель урока; производит корректировку целей урока, предложенных учащимися.
Изучение нового материала (17) – учитель выясняет у учащихся как они понимают слово “контраст”. Связывает это определение с темой урока. Настраивает учащихся, что в течение урока они должны найти контрасты в природе Дальнего Востока.
Изучение любого природного региона начинается с географического положения. Поэтому совместно с учащимися учитель рассматривает особенности географического положения, делая акценты на: размерах территории, протяженности с севера на юг и возможных в связи с этим контрастов в природе Дальнего Востока. Также учитель указывает на то, что всю территорию Дальнего Востока можно разделить на 3 части: материковую, островную и полуостровную. Каждая из этих частей тоже будет являться контрастом. Начинают заполнение таблицы “Контрасты Дальнего Востока” (7 минут).
Наименования | Материковая часть Д.Востока | Островная часть Д.Востока | Полуостровная часть Д.Востока |
Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые | |||
Климат | |||
Внутренние воды | |||
Растительный и животный мир | |||
Природные ресурсы |
Особенности геологического строения, рельефа, климата, растительного и животного мира, природных ресурсов – рассматриваются при помощи учебного модуля “Азиатская Россия. Дальний Восток. Природа” (10 минут - http://fcior.edu.ru/card/12048/aziatskaya-rossiya-priroda-dalnego-vostoka-i1.html). Делается акцент на разное время геологического образования материковой, островной и полуостровной частей Дальнего Востока и зависимость полезных ископаемых от геологического строения (работа с тектонической картой атласа). Выделяются особенности климата в зависимости от географического положения (используется климатическая карта атласа). Зависимость внутренних вод от климата. Разнообразие растительного и животного мира, в зависимости от географического положения. Указывается на то, что Приморье называют “рефугиумом”, т.е территорией где вид или группа видов пережили или переживают неблагоприятный для них период геологического времени, в течение которого на больших пространствах эти формы жизни исчезали (ледниковый период).указываются эндемичные виды растений и животных. В ходе объяснения материала учащиеся заполняют таблицу “Контрасты дальнего Востока”:
Для восстановления учащихся проводится физкультминутка (1 минута).
Закрепление полученных знаний (5 минут) – для закрепления полученных знаний и расширение географического кругозора учитель предлагает учащимся просмотреть отрывок из кинофильма “Камчатка”, в котором показывается географическое положение, особенности растительного мира (эндемичные виды), вулканы и гейзеры. В ходе просмотра учащиеся должны подготовить ответ на вопрос “Почему Долину гейзеров отнесли к семи чудесам?” (время просмотра 5 минут).
6. Рефлексия (3 минуты) – учитель дает возможность учащимся оценить уровень полученных знаний и удовлетворенность уроком – учащимся необходимо закончить мысль –
- на уроке я открыл для себя...
- я открыл для себя...
- я все же не понял...
В результате такой рефлексии, учитель видит уровень усвоения материала, а также те вопросы, которые вызвали у ребят затруднения. На этих вопросах можно остановиться еще раз.
7. Первичный контроль – учащиеся работают самостоятельно с контрольным модулем “Азиатская Россия. Дальний Восток. Природа” - http://fcior.edu.ru/card/12107/aziatskaya-rossiya-dalniy-vostok-priroda.html. В ходе решения теста модуля автоматически выставляется оценка, которая может (по желанию учителя, если результат хороший) быть выставлена в журнал (4 минуты).
8. Подведение итогов (5 минут) – учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: “Почему дальний Восток называют краем контрастов?”, еще раз обращая внимание на особенности природы и географического положения Дальнего Востока. На этом же этапе учащиеся составляют кластер “Дальний Восток”.
Учитель производит выставление оценок с комментарием.
9. Подача домашнего задания (1 минута) – учитель дает и комментирует домашнее задание. Учащиеся записывают задания в дневник.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
Мотивационно-ориентированный компонент | |||||
1 | Организационный этап | Обеспечивает психологический настрой учащихся на урок | Настраиваются на работу | 1 | |
2 | Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает учащимся вспомнить, с природой каких регионов уже познакомились и какой еще природный регион не был изучен. | Учащиеся вспоминают природные регионы, показывают их на физической карте России. Называют Дальний Восток, показывают на физической карте России. | 3 | |
3 | Этап мотивации (определение совместной цели деятельности) | 1. Учитель, уточняет тему урока и
предлагает сформулировать цель урока; 3. Уточняет формулировки цели урока, предложенных учениками |
1. Предполагается, что учащиеся назовут
цель урока – выявление контрастов Дальнего
Востока. Записывают тему урока в тетради. |
2 | |
Операционно-исполнительный компонент | |||||
4 | Изучение нового материала - работа с модулем | 1. Выясняет, что учащиеся понимают под
словом “контраст” 2. Корректирует ответы учащихся “Почему Дальний Восток называют краем контрастов?” Ответ на этот вопрос мы должны дать в конце урока. 3. Совместно с учащимися определяет географическое положение региона, его особенности. |
Предполагаемые ответы учащихся – это
отличительные черты, противоположности.
Учащиеся определяют географическое положение региона по физической карте России, физической карте Восточной Сибири и Дальнего Востока. Заносят информацию в тетрадь. |
3
7 |
|
ЭОР № 1 | Проводит объяснение материала (особенности природы Дальнего Востока) при помощи ЭОР №1, используя настенные карты, карты атласа. | Начинают заполнять таблицу “Контрасты Дальнего Востока”. | 10 | ||
физкультминутка | 1 | ||||
Рефлексивно-оценочный компонент | |||||
5 | Закрепление полученных знаний | ЭОР № 2 | Предлагает просмотреть фильм “Камчатка”. В ходе просмотра учащиеся должны ответить на вопрос “Почему Долину гейзеров отнесли к семи чудесам России?” | Смотрят фильм, продумывают ответ на вопрос. | 5 |
6 | Рефлексия | Предлагает закончить мысль: - на уроке я открыл для себя... - я открыл для себя... - я все же не понял... |
Дают ответы. | 3 | |
7 | Первичный контроль | ЭОР № 3 | Тест “Дальний Восток. Природа” | Выполняют тест | 4 |
8 | Подведение итогов | Предлагает ответить на вопрос: “Почему
дальний Восток называют краем контрастов?” Составляют кластер “Дальний Восток”. Выставление оценок с комментарием. |
Делают выводы о контрастах, составляют кластер и озвучивают его. | 5 | |
9 | Подача домашнего задания | Объявляет домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
Таблица 2. “Дальний Восток – край контрастов”
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс |
1 | ЭОР № 1 | Информационный | текстовая | http://fcior.edu.ru/card/12048/aziatskaya-rossiya-priroda-dalnego-vostoka-i1.html модуль “Азиатская Россия. Дальний Восток. Природа” |
2 | ЭОР № 2 | Информационный | Видеофильм “Камчатка” | В фильме показано географическое положение Камчатки, долина гейзеров, вулканы, растительный и животный мир. |
5 | ЭОР № 3 | Контрольный | Тест | http://fcior.edu.ru/card/12107/aziatskaya-rossiya-dalniy-vostok-priroda.html контрольный модуль “Азиатская Россия. Дальний Восток. Природа” |