Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебно-методический комплект: Линия В.П.Дронова, издательство “Дрофа”.
Оборудование: физическая карта Северной Америки, атлас, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
1. Организационный момент, включающий.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: ученик сможет подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: учитель создает условия для продуктивной работы на уроке.
Задачи:
- создать эмоционально-положительный настрой на урок;
- создать ситуацию успеха, доверия;
- настроить обучающихся на предстоящую учебную деятельность на уроке;
- проверить готовность к уроку: учебников, тетрадей, атласов.
Методы: беседа, создание ситуации успеха.
- Ребята, посмотрите в окно, какой пейзаж вы видите? (За домами: лес, луг, поле, на горизонте – лесополоса). А какие деревья растут перед школой? (Сосна, берёзы, тополя, клёны). Как вы думаете, на каком материке, вот также, глядя в окно, мы смогли бы увидеть такой же пейзаж, такие же деревья? (На материке Северная Америка). Нигде в мире мы не встретим пейзажей, столь похожих на пейзажи нашей Родины, как на Северо-Американском континенте. Показ слайдов. Заяц, волк, медведь, лиса…Кто это? Конечно, персонажи русских народных сказок. Но, посмотрите в карту, они же герои североамериканских сказок! Показ слайдов. Так что же, на этом материке нас не ждёт ничего нового? Давайте посмотрим ещё. Показ слайдов с изображением неизвестных детям объектов. Вы думаете, нам нужно заглянуть в Северную Америку? Тогда давайте проверим, всё ли готово у нас к уроку: учебники, рабочие тетради, атласы, ручки, таблицы, опорные конспекты. Прежде чем мы перейдём к практической части нашего урока, давайте выявим известные нам общие сведения о северных материках.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
- ученик должен знать влияние географического положения материка на его природу, историю образования северных материков, теорию литосферные плит;
- показывать взаимосвязь между тектоническим строением и рельефом материка,между климатическими условиями и природными зонами;
- проводить самостоятельный поиск географической информации из картографических источников.
Цель, которую хочет достичь учитель:
- актуализировать опорные знания и умения обучающихся, способствующие для восприятия темы и целей урока
Задачи.
- создание условий для проверки уровня усвоения изученного материала;
- обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность для определения темы и целей урока;
- проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция;
- оценить уровень имеющихся знаний у детей.
Методы: тестирования, практический, дифференциация заданий по степени сложности, индивидуальная работа.
Учитель помогает исправить ошибки и устранить трудности, возникшие в процессе учебной деятельности. Вносит изменения в план урока по ситуации.
Методы: тест, проблема, наглядный, фронтальный работа в группах
Методы мотивирования: индивидуальный подход, использование наглядностей, задания творческого и проблемного характера.
Умение отстоять свою точку зрения, творческий подход в решении проблемы, правильный и полный ответ, взаимопроверка по ключу, педагогическое оценивание, количество набранных баллов.
1. Фронтальный опрос.
Уровень 1.
- Что общего в географическом положении северных материков?
- Назовите общие черты рельефа северных материков?
Уровень 2.
- Почему в Северной Америке горные цепи расположены на западной окраине материка, а в Евразии протянулись с запада на восток через весь материк?
Уровень 3.
Назовите причины сходства в природе северных материков.
2. Индивидуальная работа.
Вставьте пропущенные слова:
1. Оба северных материка расположены в ________________ климатических поясах.
2. Наибольшую площадь занимает __________________ климатический пояс.
3. В Северной Америке отсутствует природная зона ____________________.
4. Береговая линия северных материков __________________ изрезана.
5. Многие озёра северных материков _____________________ происхождения.
6. Северную Америку не омывает __________________________ океан.
(Проверка работ совместно с учениками, коррекция неверных ответов).
Методы оценивания: взаимопроверка по ключу, количество набранных баллов – отметка.
3. Изучение нового учебного материала.
Цель для обучающихся:
• смогут дать характеристику географическому положению материка;
• знать историю открытия материка, вклад русских путешественников в изучение материка;;
• по типовому плану сравнивать географическое положение двух материков;
• называть, находить, показывать и наносить на контурную карту географические объекты предусмотренные программой.
Цель для учителя: создать условия для изучения географического положения и истории открытия и исследования материка.
Задачи:
• развивать навыки работы с текстом, атласами и контурными картами;
• выявлять и своевременно исправлять затруднения в определении географического положения материка;
• познакомить с историей открытия и исследования Северной Америки;
• создать условия взаимопомощи;
• отрабатывать приём сопоставления карт;
• менять виды деятельности, чтобы избежать утомляемости детей.
- Определение географического положения материка.
- Практическая работа: “Нанесение объектов береговой линии на контурную карту”, “Нахождение протяжённости материка с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах”.
- Географический диктант “Географическое положение материка”.
- Самостоятельная работа в парах “Нахождение сходства и различия материков Северная Америка и Южная Америка”
- История открытия и исследования материка.
- Практическая работа. Заполнения опорного конспекта “Путешественники Северной Америки”.
Формы и методы представления нового учебного материала: опора на имеющиеся знания у детей, беседа с использованием вопросов проблемного и творческого характера, работа со статистическим материалом, работа с учебником, анализ карт: “Физическая карта Северной Америки”, “Важнейшие географические путешествия и открытия”, использование межпредметные связей.
Индивидуальная работа с контурными картами и статистическим материалом. Совместная работа по анализу тематических карт. Участие детей в дискуссии по проблемным вопросам. Дети отвечают на вопросы учителя, находят самостоятельно географические объекты на карте, сравнивают, делают выводы и предположения, отстаивают свою точку зрения.
Постановка наводящих вопросов, проблемные и творческие задания, представление изучаемой темы как значимой в практической деятельности человека, связь с предыдущими темами уроков, смена учебной деятельности в течение урока.
Методы стимулирования: опора на жизненный опыт детей, создание проблемной ситуации, использование наглядности и КТ, создание ситуации взаимопомощи.
Изучение нового материала
Показ слайда с изображением “Статуи Свободы”.
- Как вы думаете, это визитная карточка какого материка? (Ответы детей).
- Что мы будем изучать, о чём на уроке у нас сегодня пойдёт речь? (Ученики формулируют тему урока: “Географическое положение и история исследования Северной Америки”).
Постановка целей урока:
- Какими будет цели сегодняшнего урока? Что вы должны узнать?(Ученики выдвигают предположения).
Знакомство с географическим положением материка, его береговой линией. (Слайды).
1. Беседа с опорой на знания детей о Северной Америке.
- Давайте вспомним, что мы знаем о Северной Америке? (Слайды).
Учитель. Теперь мы приступим к практической части нашего урока, рассмотрим географическое положение материка при помощи известного вами плана. (Одновременно обучающимся предлагается наносить предложенные объекты на контурную карту в рабочей тетради).
2. Совместная работа по карте “Физическая карта Северной Америки”, атласу и контурной карте.
1. Географическое положение материка. Слайд.
2. Крайние точки материка. Слайд.
3. Океаны и моря, омывающие материк. Острова, полуострова, заливы, проливы в пределах береговой линии материка. Слайды.
Проблема.
- Что является главной отличительной чертой географического положения Северной Америки по сравнению с ранее изученными материками? (Дети высказывают предположения, отстаивают точку зрения).
3. Практическая работа: “Определение географических координат крайних точек материка”, “Нахождение протяжённости материка с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах”.
4. Географический диктант “Географическое положение материка”.
- Пересекается экватором? (Нет)
- Полностью лежит в западном полушарии? (Да)
- Дальше других материков заходит за северный полярный круг? (Да)
- Омывается Индийским океаном? (Нет)
- От Евразии отделяется Беринговым проливом? (Да)
- Крайней северной точкой является Мыс Принца Уэльского? (Нет)
- Северная Америка больше вытянута с севера на юг, чем с запада на восток? (Да)
5. Самостоятельная работа в парах: “Нахождение сходства и различия материков Северная Америка и Южная Америка”. (Совместная проверка с детьми).
Вывод: особенности географического положения материка.
История открытия и исследования материка.
А) Рассказ учителя с показом слайдов.
Б) Совместная практическая работа: заполнение опорного конспекта “Путешественники Северной Америки”. (Работа с учебником, стр. 12).
Закрепление учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
• проверить знания о географическом положении, береговой линии и истории исследования материка.
Цель, которую хочет достичь учитель: учитель способствует созданию условий для закрепления изученного материала.
Задачи:
• повторить географические объекты береговой линии, оценить вклад путешественников и исследователей в открытии Северной Америки;
• применить знания в измененной ситуации, на практике;
• провести творческую работу по проверке усвоения изученного материала.
Методы: эвристическая беседа, работа с учебником, опора на жизненный опыт, работа с картой, фронтальный опрос, викторина, творческая работа.
Критерий для определения степени усвоения нового материала: индивидуальные ответы учеников на вопросы, самостоятельная работа.
Творческая работа в группах.
Задание: Кто быстрее соберёт с помощью пазл материк Северная Америка.(Учитель проверяет, если нужно, то корректирует).
Эвристический вопрос:
Почему Северная Америка так похожа на нашу страну? (Дети выдвигают предположения).
Викторина: “Найти и показать на карте”.
А) Слайды на проверку номенклатуры. (За каждый вопрос определённое количество баллов. Выставляются баллы в карту самооценки).
Б) Слайды на проверку знаний об исследователях материка. (За каждый вопрос определённое количество баллов. Выставляются баллы в карту самооценки).
Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.
5. Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую хочет достичь учитель: учитель способствует созданию условий для самооценки своей деятельности и деятельности класса.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
- Удалось ли нам справится с поставленными задачами? Поднимите опорные сигналы.
- Зелёный – “Всё понятно”.
- Жёлтый – “Есть затруднения”. Что вызвало небольшие затруднения?
- Красный – “Большие затруднения”. Нужно дополнительное занятие.
Методы: информационно-обобщающие.
6. Задание на дом.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: обучающиеся смогут закрепить знания, умения и навыки, полученные ими на уроке.
Цель, которую хочет достичь учитель: учитель создаст условия для выполнения заданий.
• Выучить: параграф 51 с опорой на таблицы. (Базовый уровень).
• Подготовить доклады об исследователях Северной Америки. (Повышенный уровень).
• Творческое задание (по желанию): составить кроссворд по теме.