Урок географии по теме "Северная Америка: географическое положение, исследование материка". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебно-методический комплект: Линия В.П.Дронова, издательство “Дрофа”.

Оборудование: физическая карта Северной Америки, атлас, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

1. Организационный момент, включающий.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: ученик сможет подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: учитель создает условия для продуктивной работы на уроке.

Задачи:

- создать эмоционально-положительный настрой на урок;

- создать ситуацию успеха, доверия;

- настроить обучающихся на предстоящую учебную деятельность на уроке;

- проверить готовность к уроку: учебников, тетрадей, атласов.

Методы: беседа, создание ситуации успеха.

- Ребята, посмотрите в окно, какой пейзаж вы видите? (За домами: лес, луг, поле, на горизонте – лесополоса). А какие деревья растут перед школой? (Сосна, берёзы, тополя, клёны). Как вы думаете, на каком материке, вот также, глядя в окно, мы смогли бы увидеть такой же пейзаж, такие же деревья? (На материке Северная Америка). Нигде в мире мы не встретим пейзажей, столь похожих на пейзажи нашей Родины, как на Северо-Американском континенте. Показ слайдов. Заяц, волк, медведь, лиса…Кто это? Конечно, персонажи русских народных сказок. Но, посмотрите в карту, они же герои североамериканских сказок! Показ слайдов. Так что же, на этом материке нас не ждёт ничего нового? Давайте посмотрим ещё. Показ слайдов с изображением неизвестных детям объектов. Вы думаете, нам нужно заглянуть в Северную Америку? Тогда давайте проверим, всё ли готово у нас к уроку: учебники, рабочие тетради, атласы, ручки, таблицы, опорные конспекты. Прежде чем мы перейдём к практической части нашего урока, давайте выявим известные нам общие сведения о северных материках.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

- ученик должен знать влияние географического положения материка на его природу, историю образования северных материков, теорию литосферные плит;

- показывать взаимосвязь между тектоническим строением и рельефом материка,между климатическими условиями и природными зонами;

- проводить самостоятельный поиск географической информации из картографических источников.

Цель, которую хочет достичь учитель:

- актуализировать опорные знания и умения обучающихся, способствующие для восприятия темы и целей урока

Задачи.

- создание условий для проверки уровня усвоения изученного материала;

- обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность для определения темы и целей урока;

- проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция;

- оценить уровень имеющихся знаний у детей.

Методы: тестирования, практический, дифференциация заданий по степени сложности, индивидуальная работа.

Учитель помогает исправить ошибки и устранить трудности, возникшие в процессе учебной деятельности. Вносит изменения в план урока по ситуации.

Методы: тест, проблема, наглядный, фронтальный работа в группах

Методы мотивирования: индивидуальный подход, использование наглядностей, задания творческого и проблемного характера.

Умение отстоять свою точку зрения, творческий подход в решении проблемы, правильный и полный ответ, взаимопроверка по ключу, педагогическое оценивание, количество набранных баллов.

1. Фронтальный опрос.

Уровень 1.

- Что общего в географическом положении северных материков?

- Назовите общие черты рельефа северных материков?

Уровень 2.

- Почему в Северной Америке горные цепи расположены на западной окраине материка, а в Евразии протянулись с запада на восток через весь материк?

Уровень 3.

Назовите причины сходства в природе северных материков.

2. Индивидуальная работа.

Вставьте пропущенные слова:

1. Оба северных материка расположены в ________________ климатических поясах.

2. Наибольшую площадь занимает __________________ климатический пояс.

3. В Северной Америке отсутствует природная зона ____________________.

4. Береговая линия северных материков __________________ изрезана.

5. Многие озёра северных материков _____________________ происхождения.

6. Северную Америку не омывает __________________________ океан.

(Проверка работ совместно с учениками, коррекция неверных ответов).

Методы оценивания: взаимопроверка по ключу, количество набранных баллов – отметка.

3. Изучение нового учебного материала.

Цель для обучающихся:

смогут дать характеристику географическому положению материка;

• знать историю открытия материка, вклад русских путешественников в изучение материка;;

• по типовому плану сравнивать географическое положение двух материков;

• называть, находить, показывать и наносить на контурную карту географические объекты предусмотренные программой.

Цель для учителя: создать условия для изучения географического положения и истории открытия и исследования материка.

Задачи:

• развивать навыки работы с текстом, атласами и контурными картами;

• выявлять и своевременно исправлять затруднения в определении географического положения материка;

• познакомить с историей открытия и исследования Северной Америки;

• создать условия взаимопомощи;

• отрабатывать приём сопоставления карт;

• менять виды деятельности, чтобы избежать утомляемости детей.

  1. Определение географического положения материка.
  2. Практическая работа: “Нанесение объектов береговой линии на контурную карту”, “Нахождение протяжённости материка с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах”.
  3. Географический диктант “Географическое положение материка”.
  4. Самостоятельная работа в парах “Нахождение сходства и различия материков Северная Америка и Южная Америка”
  5. История открытия и исследования материка.
  6. Практическая работа. Заполнения опорного конспекта “Путешественники Северной Америки”.

Формы и методы представления нового учебного материала: опора на имеющиеся знания у детей, беседа с использованием вопросов проблемного и творческого характера, работа со статистическим материалом, работа с учебником, анализ карт: “Физическая карта Северной Америки”, “Важнейшие географические путешествия и открытия”, использование межпредметные связей.

Индивидуальная работа с контурными картами и статистическим материалом. Совместная работа по анализу тематических карт. Участие детей в дискуссии по проблемным вопросам. Дети отвечают на вопросы учителя, находят самостоятельно географические объекты на карте, сравнивают, делают выводы и предположения, отстаивают свою точку зрения.

Постановка наводящих вопросов, проблемные и творческие задания, представление изучаемой темы как значимой в практической деятельности человека, связь с предыдущими темами уроков, смена учебной деятельности в течение урока.

Методы стимулирования: опора на жизненный опыт детей, создание проблемной ситуации, использование наглядности и КТ, создание ситуации взаимопомощи.

Изучение нового материала

Показ слайда с изображением “Статуи Свободы”.

- Как вы думаете, это визитная карточка какого материка? (Ответы детей).

- Что мы будем изучать, о чём на уроке у нас сегодня пойдёт речь? (Ученики формулируют тему урока: “Географическое положение и история исследования Северной Америки”).

Постановка целей урока:

- Какими будет цели сегодняшнего урока? Что вы должны узнать?(Ученики выдвигают предположения).

Знакомство с географическим положением материка, его береговой линией. (Слайды).

1. Беседа с опорой на знания детей о Северной Америке.

- Давайте вспомним, что мы знаем о Северной Америке? (Слайды).

Учитель. Теперь мы приступим к практической части нашего урока, рассмотрим географическое положение материка при помощи известного вами плана. (Одновременно обучающимся предлагается наносить предложенные объекты на контурную карту в рабочей тетради).

2. Совместная работа по карте “Физическая карта Северной Америки”, атласу и контурной карте.

1. Географическое положение материка. Слайд.

2. Крайние точки материка. Слайд.

3. Океаны и моря, омывающие материк. Острова, полуострова, заливы, проливы в пределах береговой линии материка. Слайды.

Проблема.

  • Что является главной отличительной чертой географического положения Северной Америки по сравнению с ранее изученными материками? (Дети высказывают предположения, отстаивают точку зрения).

3. Практическая работа: “Определение географических координат крайних точек материка”, “Нахождение протяжённости материка с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах”.

4. Географический диктант “Географическое положение материка”.

  1. Пересекается экватором? (Нет)
  2. Полностью лежит в западном полушарии? (Да)
  3. Дальше других материков заходит за северный полярный круг? (Да)
  4. Омывается Индийским океаном? (Нет)
  5. От Евразии отделяется Беринговым проливом? (Да)
  6. Крайней северной точкой является Мыс Принца Уэльского? (Нет)
  7. Северная Америка больше вытянута с севера на юг, чем с запада на восток? (Да)

5. Самостоятельная работа в парах: “Нахождение сходства и различия материков Северная Америка и Южная Америка”. (Совместная проверка с детьми).

Вывод: особенности географического положения материка.

История открытия и исследования материка.

А) Рассказ учителя с показом слайдов.

Б) Совместная практическая работа: заполнение опорного конспекта “Путешественники Северной Америки”. (Работа с учебником, стр. 12).

Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

• проверить знания о географическом положении, береговой линии и истории исследования материка.

Цель, которую хочет достичь учитель: учитель способствует созданию условий для закрепления изученного материала.

Задачи:

• повторить географические объекты береговой линии, оценить вклад путешественников и исследователей в открытии Северной Америки;

• применить знания в измененной ситуации, на практике;

• провести творческую работу по проверке усвоения изученного материала.

Методы: эвристическая беседа, работа с учебником, опора на жизненный опыт, работа с картой, фронтальный опрос, викторина, творческая работа.

Критерий для определения степени усвоения нового материала: индивидуальные ответы учеников на вопросы, самостоятельная работа.

Творческая работа в группах.

Задание: Кто быстрее соберёт с помощью пазл материк Северная Америка.(Учитель проверяет, если нужно, то корректирует).

Эвристический вопрос:

Почему Северная Америка так похожа на нашу страну? (Дети выдвигают предположения).

Викторина: “Найти и показать на карте”.

А) Слайды на проверку номенклатуры. (За каждый вопрос определённое количество баллов. Выставляются баллы в карту самооценки).

Б) Слайды на проверку знаний об исследователях материка. (За каждый вопрос определённое количество баллов. Выставляются баллы в карту самооценки).

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.

5. Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую хочет достичь учитель: учитель способствует созданию условий для самооценки своей деятельности и деятельности класса.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось ли нам справится с поставленными задачами? Поднимите опорные сигналы.

  • Зелёный – “Всё понятно”.
  • Жёлтый – “Есть затруднения”. Что вызвало небольшие затруднения?
  • Красный – “Большие затруднения”. Нужно дополнительное занятие.

Методы: информационно-обобщающие.

6. Задание на дом.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: обучающиеся смогут закрепить знания, умения и навыки, полученные ими на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель: учитель создаст условия для выполнения заданий.

• Выучить: параграф 51 с опорой на таблицы. (Базовый уровень).

• Подготовить доклады об исследователях Северной Америки. (Повышенный уровень).

• Творческое задание (по желанию): составить кроссворд по теме.