Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ непосредственно для проведения образовательной деятельности в подготовительной группе, через интеграцию образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: Вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства, формировать эстетический вкус, автоматизировать поставленные звуки в речи ребёнка.
Программное содержание:
- Вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства , формировать эстетический вкус .
- Расширять у детей знания о художниках.
- Обогащать словарный запас по темам “Части тела”, “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”, “Злаки”, развивать связную речь детей .
- Автоматизировать поставленные звуки в речи.
- Учить детей давать полные ответы на вопросы , подготавливая к составлению описательного рассказа по картине .
- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
- Расширять познавательные способности детей.
Оборудование: репродукция картины “Вертумн”, биографические данные художника, вырезанные цветные картинки плодов, злаков, цветов, клей, листы бумаги формата А4 по количеству детей.
Ход занятия
1. Орг. момент. Ребята, приготовьте ладошки, будем играть. Я буду называть разные слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите названия овощей. (морошка, редис, кабачок, черника, огурец, помидор, смородина и т.д.). Молодцы! Очень хорошо получается.
- Вы любите бананы? апельсины? ананасы? - Да!
- Назовите их одним словом. - Это фрукты.
- А теперь назовите ягоды. – Клубника, малина и т.д.
- А ещё давайте мы вспомним названия злаков (пшеница, рожь. ячмень)
2. Сообщение темы занятия.
Знакомство с творчеством Джузеппе Арчимбольдо : ( можно использовать мультимедийную презентациию).
- Сегодня мы будем говорить о разных плодах: овощах, фруктах, злаках.
- Ребята, в Лувре я увидела необычную картину “Повар”, которая была составлена из кухонных элементов. Её написал художник Джузеппе Арчимбольдо. У него много необычных картин. На этом занятии мы познакомимся с одной из них.
3. Основная часть
Джузеппе Арчимбольдо, прозванный Великолепным, стал одним из последних мастеров эпохи Возрождения. (показываем автопортрет художника, объяснить термин “автопортрет”). (Рисунок 1)
Ренессанс (Возрождение), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира. Художники Ренессанса: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан и др.
(показать автопортреты художников) (Рисунок 2, 3, 4)
Джузеппе Арчимбольдо - итальянский художник, известный прежде всего экстравагантными портретами, составленными из овощей и фруктов. Особенно известен цикл "Времена года", изображенные в облике людей, составленных из соответствующих атрибутов: Весна из цветов, Лето из колосьев и овощей, Осень из фруктов, а Зима в виде старого дерева.
Знакомство с картиной “Вертумн”.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с картиной, которая называется “Вертумн”. (Рисунок 5)
Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли. Согласно мифу, он мог принимать любое обличие, чаще всего его изображали в образе юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой.
Дети рассматривают картину и делают вывод, что портрет состоит из овощей, фруктов, злаков, цветов.
- А теперь рассмотрим картину более детально.
Ребята, давайте назовём части тела, которые вы видите на картине, передавая мяч друг другу. - Голова, лицо . шея, туловище и т.д.
- Скажите, из чего состоит лицо? (Щеки – из яблок, брови – из стручков гороха ,нос – груша, губы – вишни и т.д.).
- Давайте рассмотрим волосы. В виде чего художник изобразил волосы?
- Джузеппе Арчимбольдо изобразил волосы в виде черного и белого винограда, вишни, рябины, сливы.
- Ребята, художник также нарисовал различные злаки. Давайте вспомним, какие злаки мы знаем.
- Я знаю такие злаки, как пшеница. рожь, ячмень …
- Еще мы видим кукурузу и листочки различных растений. Какие ещё части тела изобразил художник?
- Художник изобразил шею, плечи и грудь.
- В виде чего написал художник эти части тела?
- Я вижу, что эти части тела состоят из тыквы, кабачка, красного перца, листьев салата, чеснока, петрушки, цветов.
- Какие краски использовал художник?
- Красные, желтые, зелёные и т.д.
Педагог делает вывод:
В облике Вертумна угадываются черты Рудольфа II – императора. Мы видим тяжелый подбородок, заросший кустистой бородой (это колючие растения “Вертумна”), черные круглые блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые щеки (наливные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы). Вертумн, каким его изобразил художник, — некий астральный двойник императора, могущественный Плодоноситель. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью императора Рудольфа.
“Вертумн” — вершина мастерства Арчимбольдо. Это образ живой Природы, образ, исполненный оптимизма, пронизанный ощущением полноты жизни. Поэтому так насыщенны, ярки и сочны краски, поэтому на портрете такое изобилие плодов, овощей и цветов. Поражает мастерство, с которым переданы эти движущиеся, крутящиеся, свисающие, растущие, распускающиеся формы, сверкающие и благоухающие! В настоящее время картина находится в замке Скоклостер, г. Стокгольма
- Ребята, Джузеппе Арчимбольдо назвал свою картину “Вертумн”. А какое название этой картине можете дать вы?
- Картина состоит из овощей, фруктов, злаков, цветов. Овощи, фрукты созревают осенью. Сбор урожая пшеницы проводят осенью. Это называется “жатва”.
- Картину можно назвать “Дары осени” и т.д.
4. Итог занятия.
- Ребята, мы тоже попробуем прикоснуться к творчеству великого мастера.Я вам приготовила вырезанные овощи, фрукты, ягоды, злаки, цветы. Сделайте, пожалуйста, свой автопортрет из плодов. (Дети выполняют задание).Спасибо за работу! На следующих занятиях мы познакомимся с другими картинами великого мастера Джузеппе Арчимбольдо.
Рисунок 1 Автопортрет Джузеппе Арчимбольдо |
Рисунок 3 Автопортрет Леонардо да Винчи |
Рисунок 2 Автопортрет Рафаэль (Раффаэлло Санти) 1506 г. |
Рисунок 4 Автопортрет Тициана (1550-1552) |
Рисунок 5 Джузеппе Арчимбольдо “Вертумн” Портрет императора Рудольфа II |