Творчество Джузеппе Арчимбольдо в коррекции речевых нарушений

Разделы: Логопедия


Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ непосредственно для проведения образовательной деятельности в подготовительной группе, через интеграцию образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цель: Вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства, формировать эстетический вкус, автоматизировать поставленные звуки в речи ребёнка.

Программное содержание:

  • Вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства , формировать эстетический вкус .
  • Расширять у детей знания о художниках.
  • Обогащать словарный запас по темам “Части тела”, “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”, “Злаки”, развивать связную речь детей .
  • Автоматизировать поставленные звуки в речи.
  • Учить детей давать полные ответы на вопросы , подготавливая к составлению описательного рассказа по картине .
  • Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
  • Расширять познавательные способности детей.

Оборудование: репродукция картины “Вертумн”, биографические данные художника, вырезанные цветные картинки плодов, злаков, цветов, клей, листы бумаги формата А4 по количеству детей.

Ход занятия

1. Орг. момент. Ребята, приготовьте ладошки, будем играть. Я буду называть разные слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите названия овощей. (морошка, редис, кабачок, черника, огурец, помидор, смородина и т.д.). Молодцы! Очень хорошо получается.

- Вы любите бананы? апельсины? ананасы? - Да!

- Назовите их одним словом. - Это фрукты.

- А теперь назовите ягоды. – Клубника, малина и т.д.

- А ещё давайте мы вспомним названия злаков (пшеница, рожь. ячмень)

2. Сообщение темы занятия.

Знакомство с творчеством Джузеппе Арчимбольдо : ( можно использовать мультимедийную презентациию).

- Сегодня мы будем говорить о разных плодах: овощах, фруктах, злаках.

- Ребята, в Лувре я увидела необычную картину “Повар”, которая была составлена из кухонных элементов. Её написал художник Джузеппе Арчимбольдо. У него много необычных картин. На этом занятии мы познакомимся с одной из них.

3. Основная часть

Джузеппе Арчимбольдо, прозванный Великолепным, стал одним из последних мастеров эпохи Возрождения. (показываем автопортрет художника, объяснить термин “автопортрет”). (Рисунок 1)

Ренессанс (Возрождение), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира. Художники Ренессанса: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан и др.

(показать автопортреты художников) (Рисунок 2, 3, 4)

Джузеппе Арчимбольдо - итальянский художник, известный прежде всего экстравагантными портретами, составленными из овощей и фруктов. Особенно известен цикл "Времена года", изображенные в облике людей, составленных из соответствующих атрибутов: Весна из цветов, Лето из колосьев и овощей, Осень из фруктов, а Зима в виде старого дерева.

Знакомство с картиной “Вертумн”.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с картиной, которая называется “Вертумн”. (Рисунок 5)

Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли. Согласно мифу, он мог принимать любое обличие, чаще всего его изображали в образе юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой.

Дети рассматривают картину и делают вывод, что портрет состоит из овощей, фруктов, злаков, цветов.

- А теперь рассмотрим картину более детально.

Ребята, давайте назовём части тела, которые вы видите на картине, передавая мяч друг другу. - Голова, лицо . шея, туловище и т.д.

- Скажите, из чего состоит лицо? (Щеки – из яблок, брови – из стручков гороха ,нос – груша, губы – вишни и т.д.).

- Давайте рассмотрим волосы. В виде чего художник изобразил волосы?

- Джузеппе Арчимбольдо изобразил волосы в виде черного и белого винограда, вишни, рябины, сливы.

- Ребята, художник также нарисовал различные злаки. Давайте вспомним, какие злаки мы знаем.

- Я знаю такие злаки, как пшеница. рожь, ячмень …

- Еще мы видим кукурузу и листочки различных растений. Какие ещё части тела изобразил художник?

- Художник изобразил шею, плечи и грудь.

- В виде чего написал художник эти части тела?

- Я вижу, что эти части тела состоят из тыквы, кабачка, красного перца, листьев салата, чеснока, петрушки, цветов.

- Какие краски использовал художник?

- Красные, желтые, зелёные и т.д.

Педагог делает вывод:

В облике Вертумна угадываются черты Рудольфа II – императора. Мы видим тяжелый подбородок, заросший кустистой бородой (это колючие растения “Вертумна”), черные круглые блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые щеки (наливные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы). Вертумн, каким его изобразил художник, — некий астральный двойник императора, могущественный Плодоноситель. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью императора Рудольфа.

“Вертумн” — вершина мастерства Арчимбольдо. Это образ живой Природы, образ, исполненный оптимизма, пронизанный ощущением полноты жизни. Поэтому так насыщенны, ярки и сочны краски, поэтому на портрете такое изобилие плодов, овощей и цветов. Поражает мастерство, с которым переданы эти движущиеся, крутящиеся, свисающие, растущие, распускающиеся формы, сверкающие и благоухающие! В настоящее время картина находится в замке Скоклостер, г. Стокгольма

- Ребята, Джузеппе Арчимбольдо назвал свою картину “Вертумн”. А какое название этой картине можете дать вы?

- Картина состоит из овощей, фруктов, злаков, цветов. Овощи, фрукты созревают осенью. Сбор урожая пшеницы проводят осенью. Это называется “жатва”.

- Картину можно назвать “Дары осени” и т.д.

4. Итог занятия.

- Ребята, мы тоже попробуем прикоснуться к творчеству великого мастера.Я вам приготовила вырезанные овощи, фрукты, ягоды, злаки, цветы. Сделайте, пожалуйста, свой автопортрет из плодов. (Дети выполняют задание).Спасибо за работу! На следующих занятиях мы познакомимся с другими картинами великого мастера Джузеппе Арчимбольдо.


Рисунок 1
Автопортрет
Джузеппе Арчимбольдо

Рисунок 3
Автопортрет
Леонардо да Винчи

Рисунок 2
Автопортрет Рафаэль
(Раффаэлло Санти) 1506 г.

Рисунок 4
Автопортрет
Тициана (1550-1552)

Рисунок 5
Джузеппе Арчимбольдо “Вертумн”
Портрет императора Рудольфа II