ЦЕЛЬ: показать значимость доброжелательного позитивного отношения к окружающим людям.
ЗАДАЧИ:
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга,
- учить разделять радости и печали друзей;
- развивать социально-значимые личностные качества учащихся;
- развивать творческое, критическое мышление;
- формировать первоначальные навыки совместной деятельности (решение проблем в
- малых группах, планирование и организация совместной работы, ведение диалога,
- принятие точки зрения другого человека).
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ: работа проходит в малых группах по 5 человек.
ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозаписи песен “Улыбка”, “Без друзей меня чуть-чуть…”; листы с текстом рассказа “Сердитый дог Буль”; DVD диски “Азбука Доброжелательности”; ларец Доброжелательности; магнитола, смарт-доска, 5 компьютеров; оценочные листы, презентация.
ПРИМЕЧАНИЕ: данный урок нравственности проводится на уроке литературного чтения или как внеклассное мероприятие с использованием методики и принципов междисциплинарного обучения детей младшего школьного возраста с привлечение анимационных ресурсов (фильм “Азбука Доброжелательности”, ООО студия компьютерной анимации “Петербург” 2009).
Такие уроки нравственности проводятся во 2 классе систематически, 3 раза в четверть, в зависимости от объёма содержания на уроках литературного чтения или на классных часах. На подготовительном этапе этого урока были дополнительные консультации с учителями информатики и музыки. Данный урок проводится в компьютерном классе.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) - Здравствуйте, ребята! Давайте все вместе споём песню. - Садитесь, пожалуйста. - Как вы думаете, почему мы начали урок с песни? - Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить своё доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок |
Дети поют 1 куплет и припев.
Высказывания детей.
- Да, верно |
Звучит песня “Улыбка”. 1 слайд - “Улыбка” В классе 25 человек. Дети сидят в группах по 5 человек |
2. Мотивация -Скажите, а когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, по-доброму? - Сегодня на уроке у нас с вами пойдёт разговор о доброжелательности. - Я предлагаю назвать наш урок “Доброе дело крепко”. - Как вы понимаете эту народную мудрость? - Спасибо, я согласна с вашими высказываниями. - У каждой группы на столах лежат листы с текстом рассказа и заданием. Прочитайте рассказ “Сердитый дог Буль” и выполните задание. От группы подготовьте одного выступающего. (Приложение 1. Текст рассказа, задание.) - Настало время каждой группе представить результат обсуждения рассказа и задания к нему. - Пожалуйста, 1 группа… - Спасибо, молодцы. - Ребята, посмотрите, что у меня в руках? - Есть красивое старинное слово “ларец”. Это ларец Доброжелательности. Как вы думаете, что там? - Хотите узнать, что на самом деле лежит в этом ларце? - Для этого я предлагаю вам работу в группах. Результат вашей совместной деятельности поможет отгадать, что находится в ларце |
- Нет, не всегда.
Выслушиваются мнения детей.
Дети сидят по группам. У каждого текст. Сначала дети читают рассказ про себя, затем 1 ученик из группы читает вслух. Затем группа обсуждает задание: “Какой совет вы могли бы дать догу Булю, чтобы у него было много друзей”.
Представитель каждой из 5 групп рассказывает, какой совет группа даёт догу Булю. Предположения детей: шкатулка, ящичек, коробочка, сундучок.
Мнения учащихся. - Да, очень |
2 слайд - “Доброе дело крепко”
3 слайд – рассказ и задание для групп
4 слайд – ларец |
3. Работа в малых группах - Выберите капитана своей группы (команды). - Капитаны подойдите, возьмите инструкционные карты, распределите задания между всеми членами команды и приступайте к работе. |
Учащиеся каждой группы совещаются,
выбирают капитана. Дети читают инструкционную карту по очереди по 1 пункту, распределяют роли. Совместная деятельность – 8-10 минут. Группа / № фрагмента фильма №1 “Кто кому?” №2 “Подвиг” №3 “Чугунок не играет” №4 “Мораль” №5 “Времена года” |
5 и 6 слайд – инструкционная карта Урок проходит в компьютерном классе. Каждой группе предоставляется 1 компьютер, на котором указан номер группы. 7 слайд – названия фрагментов фильма |
4. Физкультминутка (Выполняется стоя) - Давайте поиграем в игру “Да-нет!”. “Если вы согласны с моими словами, то хором отвечаете – “ДА!”. Если не согласны, отвечаете – “НЕТ!” Вы смелые? Умелые? Ленивые? Красивые? Крикливые? Весёлые? Милые? Драчливые? Счастливые? Добрые? |
- Да! - Да! - Нет! - Да! - Нет! - Да! - Да! - Нет! - Да! - Да! |
|
5. Представление результатов. Обмен
информацией - Группы, внимание! А теперь время представить результаты своей совместной работы |
Группы выходят к доске, рассказывают о своих фрагментах, о выводе, к которому пришли. Затем представляют свою ситуацию в виде диалога, рассказа или другом варианте | |
6. Оценка информации. Обобщение - Как вы думаете, какая из придуманных ситуаций интереснее, удачнее. Чем? Почему? - Пришло время посмотреть, что находится в нашем ларце Доброжелательности. - Прочитайте эти правила. - Что вы заметили? - Правильно, данные правила соответствуют просмотренным вами фрагментам мультфильма. - Я предлагаю вам в свободное время придумать для нашего ларца другие правила Доброжелательности, которые мы с вами будем стараться соблюдать. - На следующем уроке Нравственности я научу вас, какие заветные слова надо произносить, чтобы ларец можно было открыть и дополнить другими правилами |
Высказывания детей По одному представителю от команд достают из ларца красивые карточки с правилами и прикрепляют к доске. - Эти правила совпадают с выводами из мультфильма |
8 слайд – карточки-правила - Умей услышать другого. - Протяни руку новичку. - Делай добро для других. - Лучше работать сообща. - Уважай чужое мнение |
7. Подведение итогов. Рефлексия - Какие чувства вы испытывали во время работы? - Что нового узнали? - Кому удалось понять что-то новое про себя? - Какие правила Доброжелательности вы запомнили? - Получилось ли у вас работать в группе по-доброму, вместе, активно? - Сохраните этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. Помогайте друг другу. От этого вы и сами будете становиться добрее |
Высказывания учащихся |
|
8. Самооценка работы на уроке - А теперь я попрошу вас дать самооценку вашей работы в течение урока. Возьмите оценочный лист. (Приложение 3. Оценочный лист.) А) Оцените своё участие в работе группы: раскрасьте солнышко жёлтым цветом, если принимали активное участие; оранжевым – малое участие; красным – не получилось принять участие. Б) Оцените качество своей работы во время представления результатов деятельности группы. В) Оцените, удалось ли на уроке быть доброжелательным, оказать помощь, дать совет. - Молодцы! Всем спасибо! Предлагаю в конце урока исполнить песню “Вот что значит настоящий, верный друг” |
Дети берут оценочные листы, заполняют их, раскрашивают
Дети поют 1 куплет и припев песни |
9 слайд – Молодцы! Звучит песня о дружбе. 10 слайд – “Вот что значит настоящий, верный друг” |