Урок нравственности с привлечением анимационных ресурсов. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


ЦЕЛЬ: показать значимость доброжелательного позитивного отношения к окружающим людям.

ЗАДАЧИ:

  • учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга,
  • учить разделять радости и печали друзей;
  • развивать социально-значимые личностные качества учащихся;
  • развивать творческое, критическое мышление;
  • формировать первоначальные навыки совместной деятельности (решение проблем в
  • малых группах, планирование и организация совместной работы, ведение диалога,
  • принятие точки зрения другого человека).

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ: работа проходит в малых группах по 5 человек.

ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозаписи песен “Улыбка”, “Без друзей меня чуть-чуть…”; листы с текстом рассказа “Сердитый дог Буль”; DVD диски “Азбука Доброжелательности”; ларец Доброжелательности; магнитола, смарт-доска, 5 компьютеров; оценочные листы, презентация.

ПРИМЕЧАНИЕ: данный урок нравственности проводится на уроке литературного чтения или как внеклассное мероприятие с использованием методики и принципов междисциплинарного обучения детей младшего школьного возраста с привлечение анимационных ресурсов (фильм “Азбука Доброжелательности”, ООО студия компьютерной анимации “Петербург” 2009).

Такие уроки нравственности проводятся во 2 классе систематически, 3 раза в четверть, в зависимости от объёма содержания на уроках литературного чтения или на классных часах. На подготовительном этапе этого урока были дополнительные консультации с учителями информатики и музыки. Данный урок проводится в компьютерном классе.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

- Здравствуйте, ребята!

Давайте все вместе споём песню.

- Садитесь, пожалуйста.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с песни?

- Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить своё доброе отношение, расположение к другому.

А от этого и настроение становится лучше, верно?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок

 

 

 

Дети поют 1 куплет и припев.

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

- Да, верно

 

 

 

 

Звучит песня “Улыбка”.

1 слайд - “Улыбка”

В классе 25 человек.

Дети сидят в группах по 5 человек

2. Мотивация

-Скажите, а когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, по-доброму?

- Сегодня на уроке у нас с вами пойдёт разговор о доброжелательности.

- Я предлагаю назвать наш урок “Доброе дело крепко”.

- Как вы понимаете эту народную мудрость?

- Спасибо, я согласна с вашими высказываниями.

- У каждой группы на столах лежат листы с текстом рассказа и заданием. Прочитайте рассказ “Сердитый дог Буль” и выполните задание. От группы подготовьте одного выступающего.

(Приложение 1. Текст рассказа, задание.)

- Настало время каждой группе представить результат обсуждения рассказа и задания к нему.

- Пожалуйста, 1 группа…

- Спасибо, молодцы.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

- Есть красивое старинное слово “ларец”. Это ларец Доброжелательности. Как вы думаете, что там?

- Хотите узнать, что на самом деле лежит в этом ларце?

- Для этого я предлагаю вам работу в группах. Результат вашей совместной деятельности поможет отгадать, что находится в ларце

 

 

 

 

 

- Нет, не всегда.

 

 

 

Выслушиваются мнения детей.

 

Дети сидят по группам. У каждого текст. Сначала дети читают рассказ про себя, затем 1 ученик из группы читает вслух. Затем группа обсуждает задание: “Какой совет вы могли бы дать догу Булю, чтобы у него было много друзей”.

 

Представитель каждой из 5 групп рассказывает, какой совет группа даёт догу Булю.

Предположения детей: шкатулка, ящичек, коробочка, сундучок.

 

 

Мнения учащихся.

- Да, очень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд - “Доброе дело крепко”

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд – рассказ и задание для групп

 

 

 

4 слайд – ларец

3. Работа в малых группах

- Выберите капитана своей группы (команды).

- Капитаны подойдите, возьмите инструкционные карты, распределите задания между всеми членами команды и приступайте к работе.

(Приложение 2. Инструкционная карта.)

Учащиеся каждой группы совещаются, выбирают капитана.

Дети читают инструкционную карту по очереди по 1 пункту, распределяют роли.

Совместная деятельность –

8-10 минут.

Группа / № фрагмента фильма

№1 “Кто кому?”

№2 “Подвиг”

№3 “Чугунок не играет”

№4 “Мораль”

№5 “Времена года”

 

5 и 6 слайд – инструкционная карта

Урок проходит в компьютерном классе. Каждой группе предоставляется 1 компьютер, на котором указан номер группы.

7 слайд – названия фрагментов фильма

4. Физкультминутка

(Выполняется стоя)

- Давайте поиграем в игру “Да-нет!”.

“Если вы согласны с моими словами, то хором отвечаете – “ДА!”.

Если не согласны, отвечаете – “НЕТ!”

Вы смелые?

Умелые?

Ленивые?

Красивые?

Крикливые?

Весёлые?

Милые?

Драчливые?

Счастливые?

Добрые?

 

 

 

 

 

- Да!

- Да!

- Нет!

- Да!

- Нет!

- Да!

- Да!

- Нет!

- Да!

- Да!

 
5. Представление результатов. Обмен информацией

- Группы, внимание! А теперь время представить результаты своей совместной работы

Группы выходят к доске, рассказывают о своих фрагментах, о выводе, к которому пришли. Затем представляют свою ситуацию в виде диалога, рассказа или другом варианте  
6. Оценка информации. Обобщение

- Как вы думаете, какая из придуманных ситуаций интереснее, удачнее. Чем? Почему?

- Пришло время посмотреть, что находится в нашем ларце Доброжелательности.

- Прочитайте эти правила.

- Что вы заметили?

- Правильно, данные правила соответствуют просмотренным вами фрагментам мультфильма.

- Я предлагаю вам в свободное время придумать для нашего ларца другие правила Доброжелательности, которые мы с вами будем стараться соблюдать.

- На следующем уроке Нравственности я научу вас, какие заветные слова надо произносить, чтобы ларец можно было открыть и дополнить другими правилами

 

 

 

 

Высказывания детей

По одному представителю от команд достают из ларца красивые карточки с правилами и прикрепляют к доске.

- Эти правила совпадают с выводами из мультфильма

 

 

 

 

 

 

8 слайд – карточки-правила

- Умей услышать другого.

- Протяни руку новичку.

- Делай добро для других.

- Лучше работать сообща.

- Уважай чужое мнение

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Какие чувства вы испытывали во время работы?

- Что нового узнали?

- Кому удалось понять что-то новое про себя?

- Какие правила

Доброжелательности вы запомнили?

- Получилось ли у вас работать в группе по-доброму, вместе, активно?

- Сохраните этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов.

Помогайте друг другу. От этого вы и сами будете становиться добрее

 

 

 

Высказывания учащихся

 
8. Самооценка работы на уроке

- А теперь я попрошу вас дать самооценку вашей работы в течение урока. Возьмите оценочный лист.

(Приложение 3. Оценочный лист.)

А) Оцените своё участие в работе группы: раскрасьте солнышко жёлтым цветом, если принимали активное участие;

оранжевым – малое участие; красным – не получилось принять участие.

Б) Оцените качество своей работы во время представления результатов деятельности группы.

В) Оцените, удалось ли на уроке быть доброжелательным, оказать помощь, дать совет.

- Молодцы! Всем спасибо!

Предлагаю в конце урока исполнить песню “Вот что значит настоящий, верный друг”

 

 

 

 

 

Дети берут оценочные листы, заполняют их, раскрашивают

 

 

 

 

Дети поют 1 куплет и припев песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 слайд – Молодцы!

Звучит песня о дружбе.

10 слайд – “Вот что значит настоящий, верный друг”

Приложение 4.