Театральный урок как практика гуманитарного образования

Разделы: Внеклассная работа


Театр должен просвещать ум.
Он должен наполнять светом наш мозг...
Ромен Ролан

Экспозиция.

“Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов”, - писал А. И. Герцен.

Мир, окружающий нас, настолько многогранен и динамичен, что современному человеку не представляется возможным постичь его во всем многообразии. Постоянное изменение духовно-нравственных ценностей, экономических и социальных условий, действительно, не позволяет “остановиться”, чтобы переосмыслить все те “новообразования”, которые происходят у нас в процессе личностного роста.

Это “непрерывное движение жизни” требует пересмотра и корректировкиосновных подходов к изучению цикла гуманитарных дисциплин, в частности, литературы. Несомненно, приоритетными для образования остаются задачи формирования у гимназистов общечеловеческих ценностей (способности к сопереживанию, состраданию, умению чувствовать и понимать красоту окружающего мира), воспитания личности, способной к самостоятельному осмыслению как художественного слова, так и явлений действительности, способной создавать собственный творческий продукт.

В этой ситуации закономерным является процесс появления в деятельности педагогов новых практик, способных решить данные задачи. Такой практикой гуманитарного образования является “театральный урок”. Обращение к миру театра – не случайно, поскольку именно через призму театральных постановок нам, гимназистам и учителям, легче взглянуть на собственную жизнь, на собственные проблемы и трудности, проще разобраться и переоценить какие-либо переломные моменты в жизни.

Завязка.

“Без творческих поисков нет подлинного искусства”, - говорил Д. Шостакович.

Вятская гуманитарная гимназия активно разрабатывает и апробирует практики гуманитарного образования. Это, так называемые, уроки: “музейный, музыкальный, театральный”; интегративная образовательная экспедиция и др.

Развитие действия.

Шарль Баре размышлял: “Автор пишет одну пьесу, актеры играют другую, а зрители видят третью”.

Это происходит при авторском понимании проблем, затронутых в произведении и представленных в театральной постановке, это так называемая интерпретация художественного текста.

Интерпретация (лат. interpretatio – разъяснение, истолкование) - в искусстве - творческое освоение художественныхпроизведений, связанное с его избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении... Если интерпретация рассматривается как метод литературоведения, то этоистолкование смысла произведений в определеннойкультурно-исторической ситуации его прочтения. В искусстве илитературоведении интерпретация основана на принципиальной многозначности художественного образа.

Всякий текст понимается, воспринимается каждым субъектом по-своему. Для глубокого понимания театральной постановки, текста художественного произведения мы разработали так называемый “театральный урок”.

Опираясь на высказывание Шарля Баре, мы можем сформулировать определение “театрального урока”.

Итак, театральный урок – это практика гуманитарного образования, где постижение художественного произведения и самого себя строится в особой культурно-образовательной среде и на основе переживаний субъективного опыта автора текста, режиссера и подростка-зрителя.

Под гуманитарным образованием мы понимаем человеко-ориентированное образование, направленное на развитие “человеческого в человеке” (В. И. Слободчиков). Под особой культурно-образовательной средой мы понимаем способность говорить на языке искусства, глубоко проникать в специфику данного искусства, а также благоприятные условия для раскрытия и самореализации личности.

Таким образом, театральный урок позволяет закрепить первичные знания по теории литературы о театре, приобретенные практические навыки посещения театра и, интегрируя имеющийся опыт, вывести гимназистов на новый уровень осмысления себя, события, других.

Основой для проведения театрального урока является какое-либо театральное событие в жизни города, области или изучение программных произведений по литературе, спектакли по которым проходят в театре. В редких случаях возможна работа с видеоматериалами театральных постановок.

Кульминация.

“Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь”, - утверждал К. Станиславский.

Опираясь на высказывание К. Станиславского, отметим, что посещение театра мы преобразуем в образовательное событие, которое позволяет осмыслить художественное произведение в разных интерпретациях.

Важное условие реализации данной практики – интеграция урочной и внеурочной деятельности. Театральный урок как гуманитарная практика представляет собой складывающуюся систему уроков, направленную на реализацию в течение всего учебного года и включающую 2-4 театральных урока в год. Реализация данной практики проходит поэтапно. Мы можем выделить три основных этапа: подготовительный, собственно театральный и этап рефлексии. Остановимся на каждом этапе поподробнее.

Первый этап – подготовительный.

Подготовительный этап направлен на создание условий для понимания языка произведений искусства (литературного и театрального), возможности разговаривать на нем, для эмоционального развития и обогащения личности, для отражения личностных переживаний гимназистов в текстах и различных творческих работах.

На этом этапе проводятся уроки подготовительного плана:

  • Важнейшим из них является урок-овладение театральной лексикой (работа над театральным словариком, отработка владения театральной лексикой). Не смогут дети свободно использовать театральную лексику в собственной речи, пока мы, учителя, их этому не научим. Поэтому в данном случае необходимо не только познакомиться с театральной лексикой, но и включить ее в контекст, чтобы эта лексика обрела для гимназиста смысловое значение.
  • Другим важным уроком подготовительного плана является урок – обсуждение выбора спектакля. Обычно это урок проходит в технологии проблемногообучения. Чтобы спектакль стал для гимназиста личностно значимым, необходимо учитывать несколько взаимосвязанных факторов: соотношение школьной программы, театрального репертуара и, самое главное, тех проблем, которые волнуют подростка “здесь” и “сейчас”, на данном этапе его личностного становления (это могут быть как школьные, так и нравственные проблемы, проблемы самосознания, проблемы личного выбора...).
  • Урок-изучение творческого пути автора пьесы. Если запланировано посещение спектакля по произведению, которое не входит в рамки обязательной образовательной программы, то на этом этапе гимназисты получают первичные знания об авторе произведения, учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию (урок с выходом в интернет, где учитель показывает, как можно найти информацию об этом авторе – ссылки на интерактивной доске)
  • Урок-мастерская идейно-художественного замысла автора. На этом уроке гимназисты учатся самостоятельно определять идейно-художественный замысел автора пьесы.
  • Урок-мастерская интерпретации художественного замысла режиссером. На этом этапе гимназисты знакомятся с режиссером постановки, рассматривается вопрос интерпретации авторского произведения и режиссерского прочтения. Внимание гимназистов акцентируется на актуальностиданногоспектакля, на тех аспектах диалога со зрителем, которые режиссер отражает. Знакомство и освоение гимназистами языка театра. Гимназисты знакомятся на более глубоком уровне с основными неотъемлемыми элементами театрального действия: игра актеров, костюмы, оформление (декорации, музыкальное сопровождение, световое оформление).
  • Урок - заочная экскурсия или виртуальная экскурсия за кулисы театра.

Второй этап – театральный.

Это непосредственное посещение спектакля. На этом этапе происходит эмоциональное воздействие на гимназиста, проживание и переживание театрального действия, и, самое важное, происходит процесс сопереживания каждого момента спектакля совместно с другими гимназистами. Более зримой, видимой и слышимой становится на сцене жизнь героев театральной постановки не только благодаря интонационной и смысловой выразительности слова, но и благодаря другим компонентам спектакля: игре актеров, музыкальному сопровождению, световому оформлению, художественно-изобразительному решению.

Третий этап – рефлексивный.

Этот этап предполагает отражение в текстах различных жанров и других формах впечатлений от театральной постановки. На этом этапе проводятся занятия рефлексивного плана. Рефлексивный этап можно разделить на три взаимосвязанные части: осмысление увиденного в форме тренингов и уроков-встреч, создание творческих работ и создание работ других форм осмысления.

  1. Тренинговое занятие направлено на осмысление всего увиденного в театре. На этом занятии предлагается ряд “упражнений”, позволяющих перейти на качественно новый уровень осознания приобретенного опыта. Все “упражнения” основаны на “педагогике переживания”, базирующейся на аутентичных (не наигранных или конструируемых) интенсивных переживаниях в целях их включения в процесс личностного роста. Целью этих тренинговых занятий является возможность на основе пережитого вербализировать собственные эмоции в группе одноклассников. Для подросткового возраста очень важным является момент озвучивания собственного эмоционального переживания, это позволяет более глубоко понять не только себя, но и услышать другого человека. В данном случае мы опираемся на методику упражнений, разработанных Клаудией Майер, театральным педагогом Германии.
    Урок – встреча с режиссером, актерами театра, возможность вести живой диалог.
  2. Создание творческих письменных работ как отражение в текстах личностного опыта через призму авторского осмысления. Первая группа – работы разных жанров: отзыв, эссе, рецензия, сочинение-рассуждение, статья в газету, написание сценария и др. Вторая группа – работы исследовательского характера. Третья группа– работы творческого характера: альманахи, сборники творческих работ, поэтические сборники.
  3. Выполнение работ других форм на выбор. Это фотовыставки/фоторепортажи, видеофильмы и презентации, рисунки к спектаклю, собственные постановки отдельных сцен литературного произведения и др.

Развязка.

“Главное в художественном творчестве — увидеть и осмыслить новое, что даёт право браться за перо или кисть”, - писал В. Борисов.

Все этапы театрального урока не только взаимосвязаны и логически определены, главное, они отражены в “Рабочей тетради”, которая разрабатывается специально для данного театрального урока педагогом совместно с режиссером. Эта тетрадь состоит из трех основных частей в соответствии с тремя основными этапами данной гуманитарной практики. На протяжении всего театрального урока гимназист работает с этой тетрадью.

Рабочая тетрадь используется педагогом и как форма гуманитарной экспертизы, позволяющей проследить изменения в духовно-нравственном развитии гимназиста.

Финал.

“Тoлкoвaтeль, пeдaгoг и зepкaлo — тpи ликa peжиccepa”, - А. Васильев.

Финал любой пьесы – это эмоционально-смысловое завершение. В нашем случае – это проведение тренинговых занятий, связанных с первичным осмыслением увиденного. Это возможность через разработанную систему рефлексивных действий подвести подростка-зрителя к пониманию авторских замыслов и собственных открытий. Система тренинговых занятий строится по определенной схеме: “включение” в занятие, основная часть и рефлексивная часть тренинга.

1. В первой части тренинга предлагаются игры, позволяющие создать дружественную, открытую обстановку, помогающие настроиться на совместную продуктивную, творческую, работу:

- Упражнение “Импульс” - ведущий передает “импульс” в виде хлопка в ладоши по кругу в одном направлении, затем упражнение усложняется: “импульс” передается в разных направлениях. Главное, чтобы участники вовремя ловили “импульс” и передавали его другим.

- “Исследование пространства” - участники двигаются в хаотичном порядке, главное условие – они должны во время движения заполнять все пространство помещения и не должны сталкиваться друг с другом. Ведущий определяет скорость движения участников.

- Упражнение“Шеренга” - участники с закрытыми глазами должны построиться по росту, по размеру обуви, по длине волос, по начальной букве имени, главное условие – запрещается разговаривать.

2. Рассмотрим некоторые упражнения из основной части тренинга. Упражнения, которые проводятся на этом этапе, направлены на осмысление театральной постановки на более глубоком уровне:

- Упражнение “Ассоциация” -каждый по кругу называет первую ассоциацию, которая появилась у него после просмотра спектакля.

- Упражнение “Вербализация” - гимназисты должны попробовать рассказать тем, кто не видел спектакль, о том, что происходило на сцене.

- Упражнение “Фото спектакля” - первый участник принимает позу (по мотивам спектакля), второй – дополняет первого, третий – второго и т.д., не выходя за рамки заданной темы (спектакля). Затем “фотограф” делает “снимок”. Фотографию можно повторить: первый участник меняет позу, остальные тоже меняют свои позы в той последовательности, в которой они делали это в первый раз, и дополняя предыдущего участника.

3. Заканчивается тренинговое занятие рефлексивным этапом, на котором происходит озвучивание собственного эмоционального переживания, что достаточно сложно и важно для гимназистов 13-14 лет. Предлагаю несколько возможных вариантов рефлексии:

- Упражнение “Записки” - участникам предлагается написать адресные записки с пожеланиями друг другу. Содержание записок не озвучивается.

- “Круг” - все участники встают в большой круг, закрывают глаза и поднимают руки, затем каждый начинает двигаться к центру круга до тех пор, пока не соприкоснется каждой рукой с ладонью другого участника. По просьбе ведущего все участники открывают глаза, ведущий смотрит, сколько кругов в результате образовалось и не остался ли кто-то один.

- Упражнение “Клубок” - в кругу участники передают клубок друг другу, при этом говорят фразу, начинающуюся следующими словами “я благодарен тебе за...” или “я рад сегодняшней встрече, потому что...”.

Такие занятия могут проводиться как учителем-предметником, тьютором, так и режиссером постановки.

Эпилог.

“У каждого человека под шляпой — свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах”,  - Т. Карлейль

2012 год – спектакль “Сокровища лесных эльфов”, автор Реетта Ниемеля, режиссер Борис Павлович, театральный урок “Что есть сокровище человека”.

Гуманитарная практика “театрального урока” позволила взглянуть на формирование духовно-нравственных ценностей гимназистов по-другому. Я увидела, что гимназисты научились понимать язык художественного произведения, овладели театральной лексикой, испытывая при этом радость от самого процесса познания. Безусловным результатом я считаю чувство единения, духовной сопричастности в ходе проведения “театрального урока”. Эта практика не только обогатила мои представления о потенциальных возможностях гимназистов и перспективах образовательного процесса, но и помогла открыть новые грани личности учеников.

Не нужно быть педагогом, чтобы понимать, что сегодня важна и уникальна каждая личность. Креативность ребенка чаще всего проявляется не на уроках, а в интернет-пространстве. Очень важно при работе с талантливыми детьми направлять их креативность на решение учебных, жизненных задач, задач личностного развития. Театр идет в противовес виртуальной реальности в пользу “живого” общения и “живого” знания. Соприкосновение с театральным искусством помогает нам, педагогам, заглянуть “под шляпу” каждого ученика, признать его индивидуальность, помочь в разрешении проблем в процессе личностного становления гимназиста.

В 2012-2013 учебном году мы с Борисом Павловичем планируем разработать и провести еще два театральных урока.