Классный проект "Книга памяти 8-Б класса

Разделы: Классное руководство


Проект “Книга памяти 8-б класса” (a href="pril1.doc">Приложение 1) появился как результат работы с классом по патриотическому воспитанию. Мне, как учителю, классному руководителю и гражданину, всегда было небезразлично отношение моих воспитанников к школе, семье, городу и, конечно, к России. На уроках истории и обществознания постоянно поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма, героизма и интернационализма. Большой акцент на привитие идей патриотизма и воспитание гражданственности делается во внеклассной работе.

Во многих школах созданы свои программы по патриотическому воспитанию учащихся. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

В нашей школе патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Мы считаем, что патриотическое воспитание - это воспитание уважения к традициям своего народа, страны, города и даже школы, в которой ребенок учится. Целью воспитательной работы школы является воспитание гражданина своего Отечества.

Каждый год в школе продумывается программа патриотического воспитания на очередной учебный год. В нее включаются мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне и различным юбилейным событиям российской истории, мероприятия, направленные на формирование гражданственности учащихся. Мероприятия, посвященные юбилеям каких-либо событий, совершенно различные. Так, в 2011-2012 учебном году были проведены мероприятия, посвященные юбилею победы Руси в Ледовом побоище и юбилею со дня рождения С.П.Дягилева. Это были исторические викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, оформление стенгазет и, наконец, исторический бал “Пермские сезоны”. Балы в нашей школе проводятся уже несколько лет, и каждый год посвящаются разным периодам и событиям в истории нашей страны и города. Они дают возможность ребятам окунуться совсем в другую эпоху: участники бала, воспроизводя диалоги, вживаются в роли героев того времени, участвуют в играх, слушают песни и романсы, исполняют бальные танцы.

В школе сохранились многие традиции, связанные с военной тематикой и заложенные предыдущими поколениями учеников и учителей. Прежде всего, это работа школьного музея “Наши земляки – участники Сталинградской битвы”, это - встречи с ветеранами, концерты и литературно-музыкальные композиции для ветеранов войны, труда и школы, уроки мужества, концерты в школе хора ветеранов труда “Фронтовичка”, ежегодная игра “Зарница”, экскурсии по городу и посещение городских музеев.

Но ежегодно рождаются и новые инициативы, посвященные Великой Отечественной войне. В 2009-2010 учебном году были проведены конкурс довоенных песен и танцев, конкурс стихов о войне. В 2010-2011 году мероприятия были связаны со школьным музеем: конкурс презентаций об одном из экспонатов музея и конкурс на лучшую экскурсию по музею. В 2011-2012 году мероприятия были посвящены Сталинградской битве: оформление боевых листков о событиях Сталинградской битвы и историческая викторина на эту же тему.

Во всех мероприятиях, проводимых в школе, мои воспитанники участвуют с большим удовольствием.

Но, конечно, основной акцент делается на мероприятия, посвященные событиям Великой Отечественной войны. И самое главное – это общение со свидетелями тех страшных для страны лет: с ветеранами войны и тыла. Ребята с огромным вниманием слушают рассказы о жизни во время войны и на фронте, и в тылу, а после встреч с нескрываемой благодарностью подходят к ветеранам и выражают свою признательность за их неоценимый подвиг. Но с каждым годом в нашу школу приходит все меньше и меньше ветеранов.

Осознание того, что уходят очевидцы тех героических лет, очень ярко отразилось в сознании учеников после встречи не с ветеранами фронта и тыла, как обычно, а с ветераном труда, женщиной, которая встретила войну ребенком – Волеговой Эльзой Сергеевной. И именно после этой встречи у ребят возникла идея, что надо зафиксировать все, что мы знаем о войне. Но о войне написано большое количество книг, снято фильмов, опубликовано фотографий. А нам хотелось внести что-то свое в летопись Великой Отечественной войны. В результате обсуждений ребята пришли к единому мнению, что надо написать о своих родственниках, которые жили в то время. Так появились идея и название – “Книга Памяти”.

Мы определили цель данного проекта: найти и зафиксировать максимальное количество сведений о Великой Отечественной войне, которые имеются в семьях учащихся.

От названия и постановки цели до самой книги прошло более трех месяцев. Можно выделить несколько этапов подготовки книги. 1 этап – сбор сведений о родственниках, живших во время войны; 2 этап – подбор фотографий как из семейных архивов, так и из интернета, так как в некоторых семьях они не сохранились; 3 этап – оформление печатного материала в электронном виде; 4 этап – соединение разрозненных рассказов воедино; 5 этап – непосредственное оформление книги и ее печать.

Я считаю, что работа была проделана огромная. В подготовку книги с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Почти во всех семьях сведения о родственниках были собраны. Но в классе оказались дети, у которых не осталось в живых тех, кто мог что-то рассказать. Было бы несправедливо лишать их права внести вклад в общее классное дело, поэтому они подготовили материал о школе в годы войны, о встрече с ветеранами, о героях, в честь которых названы улицы в городе. Также в книгу вошли материалы, которые были связаны с деятельностью класса патриотической направленности.

Стоит отдельно сказать о редакторе книги – Пьянковой Татьяне. Она помогала одноклассникам оформлять свои статьи, затем самостоятельно сверстала всю книгу, неоднократно переделывая печатные варианты. С помощью родителей книга была напечатана и переплетена. На классном часе “Книга Памяти 8-б класса” была торжественно вручена всем ученикам класса, независимо от того есть их рассказ в книге или нет. Также книга была передана в школьный музей и подарена директору школы. Мы вручили книгу и одному из соавторов издания – Волеговой Эльзе Сергеевне.

А теперь более подробно об авторах книги и их рассказах. Всего в классе 24 ученика. 18 ребят приняли участие в создании книги.

Братчиков Илья. “Герой Советского Союза” (Братчиков Геннадий Иванович – разведчик, замученный карателями, получивший за свой подвиг звание Героя Советского Союза посмертно)

Бузмаков Артем. “Улица имени героя” (Рассказ о нашем земляке Герое Советского Союза летчике Елькине Валентине Ивановиче, погибшем в воздушном бою)

Гилёва Александра. “Война глазами ребенка” (Воспоминания о военном детстве ветерана труда пермячки Волеговой Эльзы Сергеевны на встрече со школьниками)

Гиниятулин Артур. “Защитник Ленинграда” (Вотинцев Михаил Степанович был шофером на Дороге Жизни в Ленинграде)

Ивашова Анастасия. “Памяти прадеда” (О танкисте Мельчакове Анатолии Ивановиче, освобождавшем нашу страну и страны Европы)

Кулаков Дмитрий. “Мой прадед Козенко Михаил Иванович” (Козенко Михаил Иванович – защитник Сталинграда)

Пересторонина Божена. “Герои среди нас” (Зоя Григорьевна Шестакова прошла всю войну связисткой)

Пьянкова Татьяна. “Лысьвенские каски” (Школьный конкурс презентаций “История одного экспоната”). “Вечная благодарность прадедушке и прабабушке” (Субботин Борис Афанасьевич – танкист Уральского добровольческого танкового корпуса; Субботина Александра Матвеевна собирала оборудование для фронта)

Рукавишникова Яна. “Мой прадедушка” (Рассказ о тяжелом ранении и мужестве Семена Геннадьевича)

Савин Илья. “Письмо из 41-го года” (Письменное свидетельство о трудной жизни в тылу, о родственниках, находящихся на фронте)

Савинова Диана. “Мой прадедушка” (Алёшкин Нурулла Зиннатович, осташийся инвалидом после тяжелого ранения, смог вернуться к мирной жизни)

Салихзянова Юлия. “Мои прабабушка и прадедушка” (Захарова Тамара Андреевна всю войну проработала на заводе, Алакин Николай Александрович добровольцем ушел на фронт, прошел всю войну пехотинцем)

Сомов Денис. “Полный Кавалер орденов Славы” (Телефонист Пичкалёв Александр Афанасьевич, прошедший всю войну, был награжден тремя орденами Славы)

Третьякова Вера. “Военное время” (Рассказ о тяжелой жизни и работе в тылу Гладковых Фетиньи Даниловны и Ермолая Прокопьевича)

Товмасян Василий. “Про дедушку и прадедушку” (Отец и сын - Товмасян Аракел Амаякович и Сергей Аракелович - воевали всю войну вместе)

Товмасян Ирина. “Про бабушку, или как кукла спасла целую семью” (Коваленко Ольга Васильевна при эвакуации с родителями из Москвы забыла куклу и не села в поезд, который через несколько часов был уничтожен немцами)

Федотова Анастасия. “Жизнь во время войны” (Воспоминания Токутьевой Валентины Ивановны о жизни в военное время в колхозе)

Шардаков Илья. “Военный госпиталь” (Рассказ о родной школе в годы войны)

Тиунова Л.Ю. “Предисловие”, “Мотовилихинский пушечный завод” (По материалам экскурсии по городу)

Работая над книгой, ребята по-другому взглянули на историю страны – они воочию увидели сопричастность каждого человека к истории своей страны и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане как их прабабушки и прадедушки.

Благодаря данному проекту появились новые формы работы с классом – как с учениками, так и с родителями. Сотрудничество детей и родителей, а также бабушек и дедушек, дало возможность пообщаться нескольким поколениям в семьях, проявив интерес и уважение к старшему поколению, прикоснуться к семейным реликвиям.

Через такой деятельностный подход учащиеся впитывают идеи любви к Родине, испытывают чувство гордости за свою страну. А это, в свою очередь, является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина и патриота России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанников в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания судьбам своих предков, чувства благодарности за тот подвиг, который совершили не только всем известные герои, но и их родственники в том числе.

Подводя итоги проделанной работе, на классном часе ребята высказали свое мнение о данном проекте. Но вначале, получив “Книгу памяти” в руки, каждый ученик стал искать свой рассказ, а затем более внимательно ребята стали рассматривать фотографии и читать статьи. Все пришли к единому мнению – работа была проделана нужная и важная как для самих ребят, так и для их родственников, особенно пожилых: ведь всё, что сохранено в семьях бабушками и дедушками небезразлично молодому поколению, не исчезнет, а сохранится и будет передаваться потомкам. Некоторые учащиеся высказали пожелание продолжить классные проекты в следующем году. Ребятам выразила большую благодарность и героиня данной книги – Волегова Эльза Сергеевна (Приложение 2). Родители также были благодарны за создание такой книги. На родительском собрании родители обсуждали данный проект и оценили работу всех участников очень высоко.

Данный проект помог моим ученикам раскрыться с необычной стороны. Они получили возможность прикоснуться к истории своей Родины изнутри – с позиции человека и семьи, осознали важность и нужность каждого человека для своей страны, увидели необходимость сохранять историю для потомков.

Я считаю, что без воспитания патриотизма, включающего любовь к своей Родине, ее истории и народу, невозможно воспитать настоящего гражданина своей страны. Недаром Н.А.Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.

Приложение 1

Приложение 2