Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении различных учебных предметов

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


I. Организационный момент

Приветствие. Повторение правил техники безопасности и поведения в кабинете информатики.

<Презентация1>

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение пройденного

Вопросы:

– Что такое информатика?
– Что такое информация?
– С помощью каких органов чувств человек воспринимает информацию?
– Назовите виды информации по способу восприятия? Приведите примеры.
– Назовите примеры по форме представления? Приведите примеры.
– Назовите информацию по форме организации? Приведите примеры.
– Назовите технические устройства и информацию, которые они обрабатывают?

Проблемная ситуация

– Представьте, что нам нужно оставить очень важную информацию нашим потомкам. Что бы вы хотели о себе рассказать? Как эту информацию передать? Обсудите в паре. К какому выводу вы пришли?
– Как это делали до нас?
– Как узнать, какие носители информации используются или использовались ранее? (в Интернете, в музее, из книг)

IV. Новая тема

1) Организационный момент

Физминутка

2) Вопросы для обсуждения:

– У кого дома есть диски, flash-карты?
– Для чего они нужны?
– Может ли человек или животное быть носителем информации?
– Запах, след на песке, шорох листьев, писк мыши – это носители информации или нет?

3) Введение в новую тему.

Носитель информации – это любое устройство, предназначенное для записи и хранения информации – текста, звука или видео.

<Презентация 2>

Учитель не только показывает слайды, но и реальные предметы, если такие имеются в наличии.

  1. Первыми носителями информации были стены пещер. (Палеолит – от 40 до 10 тыс. лет до н.э.). Наскальные изображения передавали рисунки животных, охоту и бытовые сцены. Глиняные  таблички (7 в. до н.э.).
  2. На глиняных табличках писали пока глина была сырой, а затем обжигали в печи. Именно глиняные таблички составляли первые библиотеки.
  3. Восковые таблички – это деревянные таблички, внутренняя сторона которых покрывалась цветным воском для нанесения надписей острым предметом. Использовались в древнем Риме.
  4. Папирус (3000 лет до н.э.). Это писчий материал получивший распространение в Египте. Писали на нем при помощи специального пера.
  5. Пергамент. Это недубленая выделанная кожа животных – овечья, телячья или козья. В отличие от папируса с пергамента можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами и нанести новый. Кроме того можно писать с обоих сторон листа.
  6. Бумага. Предполагается, что бумага была изобретена в Китае в конце первого или начале второго века нашей эры.
  7. В России с 12 века широкое распространение получило письмо на бересте. На коре дерева выдавливали текст с помощью специальной палочки из железа, бронзы или кости.
  8. Перфокарты. Появились в 1804 году. Появление перфокарт связывают с именем Германа Холлерита, который применил их для проведения переписи населения США в 1890 году. Но созданы перфокарты существенно раньше. Жозеф Мари Жаккард использовал их для того, чтобы задавать рисунок ткани для своего ткацкого станка еще в 1804 году.
  9. В 1846 году появились перфоленты для того, чтобы посылать телеграммы.
  10. В 1950 году появилась магнитная лента. С ее помощью хранили, записывали и считывали информацию в компьютере IBM System 701. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространенность в форме компакт-кассет.
  11. В 50-е годы компанией IBM был изобретен магнитный диск.
  12. В 1969 году были представлены гибкие диски.
  13. В 1956 году был изобретен жесткий диск. Он продолжает использоваться до наших дней и постоянно совершенствуется.
  14. В настоящее время используют компакт диски и DVD. Это очень близкие технологии, отличающиеся не столько типом носителя, сколько технологией записи. Широкое распространение в наши дни получила flash-карта.

– Ответь на вопросы  викторины Приложение 1. Учащиеся работают индивидуально на своем компьютере в программе HotPotetoes.  Другие викторины и тесты по теме «Носители информации» вы можете посмотреть на моей страничке http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=6318 в теме 16 «Выполни интересное задание».

4) Оргмомент. Физминутка.

5) Работа в творческой среде ПервоЛого. Приложение 2.

– Откройте файл «Носители информации». Что вы видите. Отгадайте загадки. Нажимайте на отгадку. Что появляется?

Загадки

1. Посмотрите на балкон,
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

2. Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Воздушные шары.)

3. Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Ловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка.)

4.  Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)

5. Железная птица

В небе кружится,
По сигналу пилота
На землю садится. (Самолет.)

6. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

7. Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки;
Боится кошки. (Мышка.)

8. Белые овечки по небу гуляют,
Соберутся в стаи, солнце закрывают. (Облака.)

9. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка.)

– Какие носители информации вы обнаружили? (Книга, газета, флэшка, диск, видеокассета, компакт-кассета, дискета.)

6) Ребята, в программе ПервоЛого мы сейчас создадим свою викторину. Она будет содержать один вопрос и три варианта ответа.

<Презентация 3>

  • Создание второй странички. Зайдите во вкладку «Оглавление»  и нажмите на «Листы». Перейдите на 2 страничку.
  • Напишем вопрос. Для этого мы должны создать надпись с помощью кнопки «Новый текст» (заглавная красная буква А). Нажмите на кнопку с «буквой А». Появилась «ручка». Растяните рамку для написания текста. Появился алфавит. Настройте размер, стиль и цвет текста. Запишите вопрос. Нажмите на «Прозрачный фон».
  • Создание кнопки. Вызовите «Рисовалку». Нажмите на вкладку «Фигурки». Выберете «кнопку». С помощью «Ладошки» скопируйте кнопку в поле «Форм» на любую пустую кнопочку. Внизу под своим вопросом поставьте 3 «Новых черепашки». Наденьте на них ваши кнопочки. С помощью кнопки «Новый текст» запишите 3 ответа по очереди. Один ответ верный и 2 неверных.
  • Программирование кнопки. Из «Рисовалки» перенесите с помощью «Ладошки» еще две формы «улыбающееся лицо», «грустное лицо» мальчика или девочки. Нажмите кнопку «Ключ». Выберете первую кнопку. Нажмите на нее «ключом». В появившемся окне поставьте фигурку человечка: если ответ верный, то человечек улыбается; если нет, то человечек грустный. Аналогичным способом запрограммируйте еще 2 кнопки.
  • Оформление работы. Сделайте фон. Рамочку. Из интернета подберите картинку к своему вопросу.
  • Ребята не забудьте сохранить свою работу.
  • Поменяйтесь местами. Ответьте на вопрос соседа. Поднимите руку, кто верно ответил на вопрос. Кто ошибся? Почему?

7) Тип задания Insert (англ. «вклейка», «вставка»).

Вызов (мотивация, коммуникационная деятельность – обмен мнениями). Работа в паре.
«Мозговой штурм»: накидать идеи, классифицировать.
Создайте таблицу: «Плюсы и минусы работы с флэшкой и диском» (по внешним признакам).

  Диск Флэшка
+    
   

Реализация смысла (прослушать задание, выполнить работу, записать своими словами в виде кластера). Работа в группе.

– Попробуйте записать файл «Носители информации» (созданную викторину) на диск и на флэшку и удалить его. Запишите, с чем вам больше понравилось работать и почему. Что получилось, что нет.

Защита проекта.

Рефлексия. Групповая работа. Сводная таблица на доске.

Вопрос Диск Флэшка
Где больше памяти (больше вмещается файлов)? 700 Мб + до 16 Гб и больше
Что удобнее носить с собой?   +
Где легче записывать и стирать файлы?   +
Что требует более требовательного ухода?  
Что лучше защищено от случайного стирания информации? +  

 

Требуется ли какое либо дополнительное устройство? Дисковод USB-разъем
Чем будете пользоваться при обмене информацией с другом? Учителем?  

+

 
Что дешевле? + 80 руб. за 10 штук 300 – 1500 рублей
Для записи файла нужна ли дополнительная программа?  
Что лучше использовать для архива информации? +  
Можно ли использовать многоразово? Качество снижается.

– С чем легче работать? Почему?
– Чем бы вы сами хотели пользоваться? Для чего?
Приложение 3. (или по ссылке http://youtu.be/PGFLIwSpW-A)

V. Домашнее задание

На сайте http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=6318 вы можете потренироваться в интерактивных упражнениях (на соответствие, викторина, тренажер), еще раз увидеть презентацию урока.

VI. Итог

– Что нового узнали на уроке?
– Что вам особо запомнилось?
– С какой программой мы работали?
– Перечислите носители информации, которые вы запомнили?
– Что не получилось? Как исправить на следующем уроке?
– Какие еще упражнения вам хотелось бы выполнять? С какими программами работать?
– Спасибо за урок. До встречи.