I. Организационный момент
Приветствие. Повторение правил техники безопасности и поведения в кабинете информатики.
<Презентация1>
II. Проверка домашнего задания.
III. Повторение пройденного
Вопросы:
– Что такое информатика?
– Что такое информация?
– С помощью каких органов чувств человек
воспринимает информацию?
– Назовите виды информации по способу
восприятия? Приведите примеры.
– Назовите примеры по форме представления?
Приведите примеры.
– Назовите информацию по форме организации?
Приведите примеры.
– Назовите технические устройства и информацию,
которые они обрабатывают?
Проблемная ситуация
– Представьте, что нам нужно оставить очень
важную информацию нашим потомкам. Что бы вы
хотели о себе рассказать? Как эту информацию
передать? Обсудите в паре. К какому выводу вы
пришли?
– Как это делали до нас?
– Как узнать, какие носители информации
используются или использовались ранее? (в
Интернете, в музее, из книг)
IV. Новая тема
1) Организационный момент
Физминутка
2) Вопросы для обсуждения:
– У кого дома есть диски, flash-карты?
– Для чего они нужны?
– Может ли человек или животное быть носителем
информации?
– Запах, след на песке, шорох листьев, писк мыши –
это носители информации или нет?
3) Введение в новую тему.
Носитель информации – это любое устройство, предназначенное для записи и хранения информации – текста, звука или видео.
<Презентация 2>
Учитель не только показывает слайды, но и реальные предметы, если такие имеются в наличии.
- Первыми носителями информации были стены пещер. (Палеолит – от 40 до 10 тыс. лет до н.э.). Наскальные изображения передавали рисунки животных, охоту и бытовые сцены. Глиняные таблички (7 в. до н.э.).
- На глиняных табличках писали пока глина была сырой, а затем обжигали в печи. Именно глиняные таблички составляли первые библиотеки.
- Восковые таблички – это деревянные таблички, внутренняя сторона которых покрывалась цветным воском для нанесения надписей острым предметом. Использовались в древнем Риме.
- Папирус (3000 лет до н.э.). Это писчий материал получивший распространение в Египте. Писали на нем при помощи специального пера.
- Пергамент. Это недубленая выделанная кожа животных – овечья, телячья или козья. В отличие от папируса с пергамента можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами и нанести новый. Кроме того можно писать с обоих сторон листа.
- Бумага. Предполагается, что бумага была изобретена в Китае в конце первого или начале второго века нашей эры.
- В России с 12 века широкое распространение получило письмо на бересте. На коре дерева выдавливали текст с помощью специальной палочки из железа, бронзы или кости.
- Перфокарты. Появились в 1804 году. Появление перфокарт связывают с именем Германа Холлерита, который применил их для проведения переписи населения США в 1890 году. Но созданы перфокарты существенно раньше. Жозеф Мари Жаккард использовал их для того, чтобы задавать рисунок ткани для своего ткацкого станка еще в 1804 году.
- В 1846 году появились перфоленты для того, чтобы посылать телеграммы.
- В 1950 году появилась магнитная лента. С ее помощью хранили, записывали и считывали информацию в компьютере IBM System 701. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространенность в форме компакт-кассет.
- В 50-е годы компанией IBM был изобретен магнитный диск.
- В 1969 году были представлены гибкие диски.
- В 1956 году был изобретен жесткий диск. Он продолжает использоваться до наших дней и постоянно совершенствуется.
- В настоящее время используют компакт диски и DVD. Это очень близкие технологии, отличающиеся не столько типом носителя, сколько технологией записи. Широкое распространение в наши дни получила flash-карта.
– Ответь на вопросы викторины Приложение 1. Учащиеся работают индивидуально на своем компьютере в программе HotPotetoes. Другие викторины и тесты по теме «Носители информации» вы можете посмотреть на моей страничке http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=6318 в теме 16 «Выполни интересное задание».
4) Оргмомент. Физминутка.
5) Работа в творческой среде ПервоЛого. Приложение 2.
– Откройте файл «Носители информации». Что вы видите. Отгадайте загадки. Нажимайте на отгадку. Что появляется?
Загадки
1. Посмотрите на балкон,
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)2. Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Воздушные шары.)3. Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Ловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка.)4. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)5. Железная птица
В небе кружится,
По сигналу пилота
На землю садится. (Самолет.)6. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)7. Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки;
Боится кошки. (Мышка.)8. Белые овечки по небу гуляют,
Соберутся в стаи, солнце закрывают. (Облака.)9. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка.)
– Какие носители информации вы обнаружили? (Книга, газета, флэшка, диск, видеокассета, компакт-кассета, дискета.)
6) Ребята, в программе ПервоЛого мы сейчас создадим свою викторину. Она будет содержать один вопрос и три варианта ответа.
<Презентация 3>
- Создание второй странички. Зайдите во вкладку «Оглавление» и нажмите на «Листы». Перейдите на 2 страничку.
- Напишем вопрос. Для этого мы должны создать надпись с помощью кнопки «Новый текст» (заглавная красная буква А). Нажмите на кнопку с «буквой А». Появилась «ручка». Растяните рамку для написания текста. Появился алфавит. Настройте размер, стиль и цвет текста. Запишите вопрос. Нажмите на «Прозрачный фон».
- Создание кнопки. Вызовите «Рисовалку». Нажмите на вкладку «Фигурки». Выберете «кнопку». С помощью «Ладошки» скопируйте кнопку в поле «Форм» на любую пустую кнопочку. Внизу под своим вопросом поставьте 3 «Новых черепашки». Наденьте на них ваши кнопочки. С помощью кнопки «Новый текст» запишите 3 ответа по очереди. Один ответ верный и 2 неверных.
- Программирование кнопки. Из «Рисовалки» перенесите с помощью «Ладошки» еще две формы «улыбающееся лицо», «грустное лицо» мальчика или девочки. Нажмите кнопку «Ключ». Выберете первую кнопку. Нажмите на нее «ключом». В появившемся окне поставьте фигурку человечка: если ответ верный, то человечек улыбается; если нет, то человечек грустный. Аналогичным способом запрограммируйте еще 2 кнопки.
- Оформление работы. Сделайте фон. Рамочку. Из интернета подберите картинку к своему вопросу.
- Ребята не забудьте сохранить свою работу.
- Поменяйтесь местами. Ответьте на вопрос соседа. Поднимите руку, кто верно ответил на вопрос. Кто ошибся? Почему?
7) Тип задания Insert (англ. «вклейка», «вставка»).
Вызов (мотивация, коммуникационная
деятельность – обмен мнениями). Работа в паре.
«Мозговой штурм»: накидать идеи,
классифицировать.
Создайте таблицу: «Плюсы и минусы работы с
флэшкой и диском» (по внешним признакам).
Диск | Флэшка | |
+ | ||
– |
Реализация смысла (прослушать задание, выполнить работу, записать своими словами в виде кластера). Работа в группе.
– Попробуйте записать файл «Носители информации» (созданную викторину) на диск и на флэшку и удалить его. Запишите, с чем вам больше понравилось работать и почему. Что получилось, что нет.
Защита проекта.
Рефлексия. Групповая работа. Сводная таблица на доске.
Вопрос | Диск | Флэшка |
Где больше памяти (больше вмещается файлов)? | 700 Мб | + до 16 Гб и больше |
Что удобнее носить с собой? | + | |
Где легче записывать и стирать файлы? | + | |
Что требует более требовательного ухода? | – | |
Что лучше защищено от случайного стирания информации? | + |
Требуется ли какое либо дополнительное устройство? | Дисковод | USB-разъем |
Чем будете пользоваться при обмене информацией с другом? Учителем? | + |
|
Что дешевле? | + 80 руб. за 10 штук | 300 – 1500 рублей |
Для записи файла нужна ли дополнительная программа? | – | |
Что лучше использовать для архива информации? | + | |
Можно ли использовать многоразово? | – | Качество снижается. |
– С чем легче работать? Почему?
– Чем бы вы сами хотели пользоваться? Для чего?
Приложение 3. (или по
ссылке http://youtu.be/PGFLIwSpW-A)
V. Домашнее задание
На сайте http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=6318 вы можете потренироваться в интерактивных упражнениях (на соответствие, викторина, тренажер), еще раз увидеть презентацию урока.
VI. Итог
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам особо запомнилось?
– С какой программой мы работали?
– Перечислите носители информации, которые вы
запомнили?
– Что не получилось? Как исправить на следующем
уроке?
– Какие еще упражнения вам хотелось бы
выполнять? С какими программами работать?
– Спасибо за урок. До встречи.