Цель: обеспечить
- раннюю позитивную социализацию детей;
- умение быстро ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Задачи:
- Активное использование проектно-исследовательского метода в логопедической работе;
- Использование информационно-коммуникационных технологий на основе компетентсного подхода;
- Методическое и технологическое обеспечение предложенных тем;
- Овладение фундаментальными умениями анализа, понимания структуры действий и принятие решений;
- Расширение условий для обучения и развития лиц с ограниченными возможностями в здоровье.
Условия реализации:
Данный педагогический опыт разрабатывался в течение последних 4-х лет и апробировался на базе двух муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Тулы, учителями-логопедами:
– Оськиной Софьей Александровной (МБДОУ № 28 –
детский сад комбинированного вида с детьми с
диагнозом нарушение ОДА и как сопутствующий ОНР
разных уровней)
– Цинской Юлией Евгеньевной (МБДОУ № 168 –
детский сад комбинированного вида с детьми с ОНР
1-4 уровня).
Постоянный рост числа детей с отклонениями в
развитии вызывает обоснованную тревогу у
специалистов, и самую многочисленную группу – до
60 % детей дошкольного возраста – сегодня
составляют дети с отклонением в речевом
развитии. Таких детей отличает низкий уровень
познавательных функций, отсутствие интереса и
желания к занятиям.
Возникла проблема необходимости в разработке
наиболее эффективных технологий работы с данной
категорией детей.
Технология – это способ подачи материала.
На сегодняшний день мы говорим об инновационных технологиях:
– с позиции обновления содержания,
– с позиции модернизации условий (среда, пособия)
и самое важное
– с позиции современных методов и приёмов, когда
в помощь нам подключаются компьютерные системы.
Актуальность и новизна:
Актуальность применения ИКТ обусловлена современным обновлением научно-методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, что особо актуально с позиции решения 3Т:
– к условиям;
– к содержанию;
– к результату.
В последние время разрабатывается, и широко
используются различные обучающие программы.
Однако большое количество развивающих
компьютерных программ имеют достаточно
красочную анимацию при слабой познавательной
ценности.
Поэтому, при использовании компьютерных
технологий необходимо разумно сочетать
традиционные и современные подходы, методы
обучения, увеличивая тем самым интерес к
изучаемому материалу, повышая мотивацию ребёнка,
интерес к получению и закреплению новых
знаний.
Одним из актуальных направлений внедрения
информационных технологий в образовательный
процесс учебного заведения являются
мультимедийные презентационные технологии или
презентаций. Использование презентаций
позволяют широкому кругу педагогов (логопеду,
психологу, воспитателю) наиболее эффективно
(результативно) выстраивать коррекционную
помощь с детьми с проблемами в здоровье.
К информационным коммуникационным технологиям
(ИКТ) относятся также обучающие компьютерные
презентации «Познаем мир с Электроником».
Данные компьютерные презентации значительно
повысили эффективность
коррекционно-развивающей деятельности
учителя-логопеда, показал устойчивый интерес
детей к просмотру и их познавательную
активность. (см. рис.1)
Мониторинг усвоения детьми речевых навыков в 2010-2012 уч.гг.
Научно-методическое и психолого-педагогическое обоснование:
Научно-методической основой данного
проекта является программа «Подготовки к
школе детей с общим недоразвитием речи ( 1-2 года
обучения)» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В.
Чиркиной, утвержденной МО РФ, и
современные Федеральные государственные
требования к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования.
В процессе разработке методологической
основы данного проекта использовались
идеи отечественных и зарубежных учёных
исследователей в работах, которых основной
акцент делается на познавательные
возможности детей, на основе их возрастной
адекватности.
Это работы: Т.А. Власовой, Т.В. Егорова, М.С.Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского и др., обогативших коррекционную деятельность по проблеме формирования языковой культуры у детей с различными нарушениями.
Нормативно-правовая база проекта:
- «Закон об образовании» ст .65,66,67,89
- «Порядок разработки и использования образовательных технологий» Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года.
- «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. N 655
- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22 июля 2010 г. N 91 г. , ст 6.8 – 6.12, 7.1 – 7.11, 10.1 – 10.18, 12.1 – 12.11, 12.21
- СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменения № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
- Концепция образовательной политики до 2020 года «Наша новая школа»
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей
- Инструкция по охране труда при работе с компьютером
Принципы реализации:
Использование ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности, в том числе и коррекционной работе, основывается на следующих принципах:
- научности содержания, т.е. предъявление детям научно-достоверных сведений;
- доступности, т.е. представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки воспитанников и их возрастным особенностям;
- индивидуализации (адаптивность к индивидуальным особенностям) при использовании дифференциации учебного материала по сложности, объёму и содержанию;
- систематичности и последовательности обучения, т.е. необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов в их логической связи;
- наглядности, осуществляется при подачи яркого, красочного материала;
- прочности результатов усвоения обучения (обеспечивается через осознанное усвоение содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью электронного пособия).
Преимущества ИКТ (мультимедийных программ):
Занятия с применением ИКТ становятся все более востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий. К преимуществу мультимедийных программ относится:
- Информационная емкость – Возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации.
- Компактность – В качестве носителей для презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки,
- Наглядность и эмоциональная привлекательность
- Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой apгумент использования мультимедийных презентаций. С помощью презентаций можно предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений.
- Мобильность (реальность использования ) Все, что нужно для демонстрации – это носитель и компьютер
- Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
- Многофункциональность
- Следует учитывать возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, её модификации, то есть она может использоваться несколько раз, при разной постановке задач ( для проведения занятий с детьми, открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, воспитателями, организации консультаций с родителями.) и тд.
Требования к ИКТ:
При использовании ИКТ необходимо соблюдать следующие требования:
1. Педагогические требования предусматривают:
– дидактическое обоснование выбора
тематики;
– целесообразность и рациональность её
применения.
2. Психологические требования обуславливают необходимость учёта:
– возрастных и индивидуальных особенностей
детей,
– особенностей протекания психических
процессов,
– степень речевого недоразвития;
– закономерности восстановление
интеллектуальной и эмоциональной
работоспособности.
3. Технические требования;
Технические требования к электронным презентациям предполагают необходимость учитывать своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждой формы организации работы (индивидуальной, подгрупповой или фронтальной), направленных на коррекцию звукопроизношения, формирования элементарных навыков чтения и письма, развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи.
4.Эстетические требованияк мультимедийным программам устанавливают соответствие эстетического оформлению функциональному назначению презентации, соответствие цветового колорита, упорядоченность, выразительность графических и изобразительных элементов презентации.
Методическое содержание
Данные ИКТ выполнены в виде презентацией ,
через программу Microsoft Power Point, которые направлены
на речевое – познавательное развитие детей 5,5 –
10 лет.
Длительность каждой презентации 5 – 10 минут.
ИКТ «Познаем мир с Электроникам» по лексическим темам включает следующие блоки:
1 блок – Времена года
2 блок – Мир растений
3 блок – Мир животных
4 блок – Мир человека
Каждый блок соответствует своей структуре
построения содержательной части.
Содержание каждого блока удачно интегрируются с
разными видами детской деятельности. Обучающие
презентации из серии «Познаем мир с
Электроником» могут быть использованы в
образовательной деятельности учителя-логопеда,
педагога-психолога, учителя – дефектолога,
воспитателя, учителя начальных классов и
самостоятельный просмотр в свободное время.
Данный методический комплект может быть
применен в образовательных областях «Познание»,
«Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
ИКТ «Познаем мир с Электроником» разработаны – в соответствии с федеральными государственными требованиями и «Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы, по нормам СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменения № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» от 18.10.2010, № 18748 и СанПин 2.4.1.2660-10, (в ред. от 27 августа 2010 г. № 18267.)
Таблица 1
Блок | Лексические темы | Содержание |
1 блок – Времена года | Осень, Зима, Весна, Лето | 1.Последовательность событий 2.Характеристика особенности каждого времени года 3.Изменения в жизни: растений, животных, мире человека 4. Календарные праздники |
2 блок – Мир растений | Грибы, Деревья, Комнатные растения, Овощи, Хлеб, Фрукты, Цветы, Ягоды. | 1. Закрепление понятий по теме 2. Схема строения из геометрических фигур 3. Видовое отличие 4. Отработка грамматической категории один – много 5. Значение в жизни человека 6. Календарь народных примет |
3 блок – Мир животных | Дикие животные, Дикие животные жарких стран, Домашние животные, Домашние птицы, Животные Севера, Зимующие птицы, Насекомые, Перелетные птицы, Рыбы и морские млекопитающие | 1. Закрепление понятий по теме 2. Схема строения из геометрических фигур 3. Характеристика ( внешний вид, голосовые отличия место обитания, питание) 4. Роль человека в мире животных 5. Календарь народных примет |
4 блок – Мир человека | Бытовые электроприборы, Детский сад, Дом, Игрушки, Инструменты, Космос, Мебель, Мой город, Музыкальные инструменты, Наша Родина, Обувь. Головные уборы, Одежда, Посуда, Почта, Продукты питания, Профессии, Ткани, Транспорт, Спорт, Человек, Школа. | 1. Закрепление понятий по теме 2. История возникновения 3. Схема строения из геометрических фигур 4. Характеристика 5. Производство/ профессии 6. Правила безопасности |
Авторские мультимедийные презентации «Познаем мир с электроников» позволяют решать:
В образовательной области «Познание» – расширение кругозора, формирование целостной картины мира:
1. О Свойствах и характеристиках различных
объектов живой и неживой природы, их изменения в
зависимости от внешних условий.
2. О Связях и отношениях человека
с природой.
3. О Потребностях живых объектов и допустимых
способах обращения с ними.
4. Об обязанностях человека по сохранению
природы.
Вывод: Считаем, что авторские мультимедийные «Познаю мир с Электроником» является вкладом в раннее детское развитие с точки зрения его социальных и образовательных эффектов.