Цели и задачи урока:
- Раскрыть особенности природы Океании. Сформировать представление о географическом положении, рельефе, органическом мире, политическом устройстве Океании.
- Развивать умение работать с различными географическими источниками: картами, текстом учебника, развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать.
- Способствовать формированию экологического мировоззрения.
Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, дополнительный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Тема нашего урока “Океания”. (слайд 1)
Помимо шести континентов, в водах Мирового океана разбросано множество островов. Природа их необычайно разнообразна. Растительный и животный мир представлен уникальными видами, не встречающимися больше не в одной части света. Океанию населяют папуасы, таитянцы, гавайцы и ряд других народностей. Природные комплексы Океании настолько непохожи на природу материков, что географы выделяют ее даже в особую часть света.(слайд 3). Что же такое Океания? На сегодняшнем уроке мы ответим на этот вопрос (слайд 4).
История открытия и исследования.
Ребята работают самостоятельно, используя текст учебника и дополнительный материал из энциклопедий, делают записи в тетради.
После выполнения задания, зачитывают записи, просмотр слайдов (слайд 5,6,7,8)
Географическое положение.
Океания - это самое крупное скопление островов, находящихся в центральной и западной частях Тихого океана. (слайд 9,10) Большая часть островов сгруппирована в архипелаги.
Дать определение: (Архипелаг —группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и то же происхождение).(слайд 11)
Океания разделяется на три географические области (слайд 12), в основе деления лежат культурно-географические признаки: общность происхождения, язык, культура и обычаи народов, заселяющих каждую область. Работа по картам атласа, названные острова найти на карте.
Микронезия (острова - о. Гуам; архипелаги - Каролинские о-ва, Маршаловы о-ва, Марианские острова, о-ва Гилберта, о-ва Эллис)
Меланезия (острова - Новая Гвинея, Новая Каледония; архипелаги- Соломоновы о-ва, Новые Гебриды, о-ва Фиджи)
Полинезия (острова - о. Пасхи, о-ва Туамоту, о-ва Кука, о-ва Самоа, о-ва Тонга, Маркизские о-ва, о-ва Новая Зеландия, Гавайские о-ва.
Происхождение островов.
Физико-географическое положение, размеры и происхождение островов тесно связано со строением дна Тихого океана.
Рассмотрим карту строения Земной коры.
какие особенности в строении этой области мы можем отметить? (слайд 13)
Работа учащихся по группам. (слайд 14) Используя дополнительный материал (приложение№1), составить описание происхождения островов более подробно, приведя примеры по карте. После заслушивания отчета каждой группы, изучение темы продолжается по группам (слайд 15):
- Группа - рассматривает вопрос: “Особенности природы Океании”, пользуясь текстом учебника, ответить на вопросы по заданному плану. (приложение №2)
- Группа - “Население и страны”. Пользуясь картами атласа.
- Группа - Анализируя текст, выявляет экологические проблемы Океании.
Через 8 минут работы группы обмениваются полученным материалом, выполняя записи в тетрадях.(слайд 16,17,18,19)
Мы познакомились с необычной частью света – Океанией.
Домашнее задание: параграф 39, на контурных картах нанести основные острова Океании.(слайд 20)