Воздух – смесь газов

Разделы: Биология


Цель: Обобщить знания о составе воздуха, его основных свойств.

Задачи:

Образовательная

  • Расширить, углубить, обобщить основные свойства воздуха и источниках загрязнения атмосферы.
  • Определить затруднения в формировании знаний
  • Выявить причины возможных ошибок, коррекция их.

Развивающие

  • Развить логическое мышление, внимание.
  • Умение анализировать, формулировать выводы.
  • Работать с учебным оборудованием.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные

  • Планировать и согласовывать согласовывать совместную деятельность при сотрудничестве в группе.
  • Взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку.
  • Устанавливать контакт и снимать эмоциональное напряжение.

В образовательном процессе формируются универсальные учебные действия (УУД).

1. Познавательные

а) общенаучная – самостоятельное выделение познавательной цели, поиск необходимой информации, рефлексия;

б) логические – рассуждения, доказательства, постановка опытов, выдвижение гипотезы.

2.Личностные действия: развитие познавательного интереса, способностей.

3. Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Ответственность за выполненную работу.

Форма решения познавательной задачи.

  • Эвристическая беседа, приемы возвращения назад, предвосхищение на основе суждений, рефлексия, проблемное изложение, работа с рисунком, моделирование, самоанализ, использование личного опыта, наблюдений, постановка опытов, выдвижение гипотезы.
  • Понятия: вещество, молекула, сжимаемость, упругость, давление, фотосинтез, смесь газов, кислород, азот, водород, вода, углекислый газ, озон, плотность, разреженность, атмосферное давление, элемент, химический знак, простое и сложное вещество.

Личная значимость изучаемого. “Почему, говоря о чем-то важном, мы вспоминаем поговорку “Это нужно нам, как воздух”?

Методы обучения. Частично-поисковый, проблемный, исследовательский, практический.

Планируемый результат. Учащиеся углубляют знания о составе воздуха, закрепляют навыки проведения опыта; осознают значение воздуха и кислорода для человека и природы; выявляют затруднения в своих знаниях и причины затруднения, правила экологической безопасности.

Оборудование. Планшетники с названием оболочек Земли, диаграмма о составе воздуха, магниты, весы, разновесы, воздушное ружьё, стакан, лист бумаги, чаша с водой, резиновый мяч, воздушный шарик, книга, линейка, карточки с заданиями и самоконтроля.

Высказывания.

  • Критерием истины является опыт. (Т.Компанелла)
  • Знать – это ещё не вес, знания нужно уметь использовать. (Гёте)
  • Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, размышляйте, и хотя криво – да сами. (Г.Мессинг)

План

  1. Постановка учебной проблемы
  2. Информация о игре “Альпинист”
  3. Определение объекта исследования
  4. Выдвижение гипотезы
  5. Задание на подтверждение гипотезы
  6. Анализ диаграммы
  7. Работа по карточке самоконтроля
  8. Физминутка
  9. Постановка проблемного вопроса
  10. Значение кислорода
  11. Самостоятельная работа
  12. Рефлексия
  13. Оценивание работы учащихся
  14. Домашнее задание.

Постановка учебной проблемы. Определение темы.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не сможем.

Вопрос. Как вы думаете, о чём идет речь в этой загадке?

Рассмотрите цветную иллюстрацию, назовите оболочки Земли. Уберите лишнее из перечисленных оболочек, не относящееся к теме урока.

Вывод. Объектом исследования является воздух атмосферы.

Вопрос. Тема урока определена? Назовите каковы задачи внешней деятельности на уроке.

  1. Повторить знания о составе воздуха.
  2. Совершенствовать навыки в проведении опытов.
  3. Доказать гипотезу “Воздух – смесь газов”.
  4. Определить затруднения.
  5. Выявить причину затруднения.
  6. Командой покорить вершину (Работа команды оценивается количеством флажков, уровнями высоты).

Вопрос. Выдвините гипотезу, предположение, требующее доказательства: Гипотеза-воздух-смесь газов.

  1. Задание на рассуждение. Работа в группе. Карточка красного цвета. Обсудите в группе.
  2. Записатьл химические элементы, входящие в состав воздуха.
  3. Указать химическими знаками элементы.
  4. Распределить на группы сложные и простые вещества.
  5. Смоделировать молекулы веществ, входящих в состав воздуха.
  6. На карточке изобразить диаграмму.
  7. Поставить % содержание основных газов воздуха.
  8. Сравнить диаграмму, выполненную самими, с диаграммой на диске.
  9. Сделайте вывод “Что из себя представляет воздух?”

Информация о игре “Альпинист”. Покорение вершины.

Работа по карточке самоконтроля для оценки своих знаний.

Самоконтроль Хорошо знаю Затрудняюсь
Состав воздуха    
% содержание газов    
Свойства воздуха    
Прав ли был Троль    
Значение воздуха    

Физминутка. Точечный массаж повышает иммунитет, сопротивляемость к инфекциям, профилактика гриппа.

А теперь внимание,
Приложим старание.
Точечный массаж для нас
Очень важен каждый раз,
С бугорка его начнём
До шести счёт доведём,
Где же ямочка у нас? Вот она...
Все внимательно смотрите
И опять со мной начните.
Мышцы шейные здесь рядом,
Дружно начинать всем надо...
Стоп, мальчишки и девчушки,
Все нашли скорее ушки...
Ну, а носик без сомненья
Все найдут без промедленья...
Пальчики наместе,
Начали все вместе...
А теперь найди, дружок,
Свой седьмой позвонок...
И про ручки не забудем,
Массажировать где будем? ...
Мы все вместе постарались,
Чтоб болезни нас боялись.
Не пришлось чтоб нам стонать,
Хныкать, кашлять и чихать!

Проблемный вопрос. “Почему, говоря о чем-то важном, мы вспоминаем поговорку “Это нужно нам, как воздух”?

Задание для рассуждения.

Прочтите отрывок из книги.

Вопрос. Почему замёрз упрямый тролль? О каком свойстве воздуха он забыл? Назовите свойства воздуха. Отметьте в карточке самоконтроля свойства воздуха, которые вы хорошо знаете или затрудняетесь. Как вы понимаете выражения “Примером истины является опыт”, “Знать – это ещё не все, знания нужно использовать”.

Задания практического характера. Карточка голубого цвета. Работа в группе.

  1. Прочтите
  2. Обсудите в команде это всойство воздуха
  3. Используйте источник – учебник
  4. Ответьте на вопрос: Где и как человек применяет это свойство?
  5. От обрать оборудование для опыта
  6. Провести опыт, доказывающий это свойство.

Алгоритм. Для установления причинно-следственных связей; создания необходимых условий для проведения опыта, включают действия:

  1. Осознать цель. Что нужно доказать.
  2. Что брал? Подготовить всё оборудование.
  3. Что делал? Последовательно выполнить все действия.
  4. Что получил? Объяснить результат.
  5. Сделать вывод о свойстве воздуха.

Проблемная ситуация. Опыт Д. Присли.

А история простая:
Джозеф Присли как-то раз
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья,
Ярче в нем горит свеча.
Новый газ из колбы вышел,
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком,
Человек им тоже дышит.

Вопрос. О каком газе идёт речь? Почему активны мыши?

  1. Сколько % в составе воздуха занимает этот газ?
  2. Почему содержание кислорода практически не меняется?
  3. Что является основным источником кислорода на Земле?
  4. Почему человеку легче дышать в лесу или на море, чем в городе?
  5. Какие меры по охране вы бы могли предложить?
  6. Назовите источники загрязнения воздуха в вашем городе.
  7. Какие правила вы будете соблюдать в электропоездах?

Карточка самоконтроля. Отметьте ваши знания о значении воздуха.

Конкурс рисунков о роли кислорода в природе и жизни человека.

Оценка работы команды: по количеству флажков команда поднимается для покорения вершины на определённый уровень (база лагеря).

Перспектива. При проведении практической работы “Определение местоныхождения гор со снежными вершинами”. Продолжается восхождение команд “альпинистов”.

Самостоятельная работа на закрепление.

Задание. В рабочей тетради на стр. 116-117

  • Задание А – выбрать один правильный ответ
  • Задание В – выбрать три правильных ответа

Подведение итога урока

По карточке самоконтроля оцените свои знания. Подсчитайте количество “хорошо знаю”, “затрудняюсь”.

Рефлексия учебной деятельности.

1.Чем занимались на уроке?

А) Пополняли знания

Б) Закрепляли знания

В) Исправляли ошибки

2. Что вам помогло?

А) Совместная работа в группе, поддержка товарищества.

Б) Опыты

В) Поддержка учителя

3. Смайликами выразите эмоциональный настрой самого себя, товарищей.

Оценивание работы учащихся

Благодарность за подготовку рисунков, таблицы-схемы “Воздух – смесь газов”, подготовку и проведение опытов.

Хороший настрой класса, сотрудничество учащихся друг с другом, учителем.

Домашнее задание. Высказать мнение, почему на территории Земного шара имеются горы со снежными вершинами.

Литература.

  1. Учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова “Природоведение. Природа, живая и неживая” . Дрофа, 2008
  2. Рабочая тетрадь В.М. Пакулова, Н.В. Иванова “Природоведение. Природа, живая и неживая” . Дрофа, 2008
  3. Мультимедийное пособие/Виртуальный кабинет природоведения в школе и дома. Дрофа, 2008
  4. Методическое пособие В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Дрофа, 2008