Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Технологическая карта урока

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Формировать УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение; умение работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы (познавательные УУД);
  • умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);
  • определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).

Задачи:

  • (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
  • (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
  • (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Ресурсы:

  • основные: учебник “Русский язык” А.В.Полякова 4 класс.
  • дополнительные: алгоритм самооценки, мультимедийный проектор, компьютерные слайды, тетрадь.
Этапы урока Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты
предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Проговорить правила поведения на уроке.

Объяснить для чего нужно эти правила выполнять.

- Сегодня на уроке мы будем открывать новые секреты русского языка, знания вы будете добывать сами, а урок я хочу начать словами поэта.

(слайд 1)

 

- Пусть девизом нашего урока будут следующие слова.

(слайд 2)

 

- Вспомним правила поведения на уроке.

(слайд 3)

- Для чего нам нужно соблюдать эти правила?

Учите русский каждый раз
С душой, с терпением, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом...

“Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение”.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.

– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.

  Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).

II. Выявление имеющихся знаний по теме урока (8 мин.).

Цель: определить имеющиеся у учащихся знания по теме урока.

Выявить знания по теме урока. - Над какой темой мы работали на уроке русского языка?

- Что мы узнали о глаголе?

- А еще какие части речи мы знаем?

Глагол. Повторить части речи. Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Постановка учебной задачи   Сегодня на уроке исследуем некоторую группу слов и постараемся определить ее место в нашем языке.

- Готовы стать исследователями?

     
Актуализация знаний у обучающихся Организует фронтальную работу по выполнению заданий, организует выполнение самостоятельной работы,организует самопроверку и взаимопроверку.

(слайд 5)

- На доске вы видите группу слов: б.седа, .днажды, вежл.вый, л.гко, г.реть, анр.ном, два.цать.

- Что вы можете сказать о данной группе слов?

- Каждый выберет 3 слова, написание которых считает наиболее сложным для себя и запишет их в тетрадь, выделит орфограммы.

Словарные слова.

 

 

 

Работа в тетради.

Работа в паре. Отдельные обучающиеся работают в паре на карточках на своем месте.

Проверить знание у обучающихся словарных слов. Работать по плану (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

III. Открытие нового знания (10 мин.).

Цель: организовать совместное открытие нового знания.

Постановка проблемы

 

Организация коллективной работы.

 

 

 

Поиск решения данной проблемы.

 

 

Организует выполнение самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация построенного проекта

- Разбейте слова на группы по какому-нибудь признаку.

 

- Почему слова в 4 группе не относятся ни к одной из групп?

- Значит возникает вопрос?

(слайд 6)

- Будем исследовать эту новую часть речи.

- Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

(слайд 7)

- А теперь работаем в группах.  Давайте вспомним правило работы в группах.

- Сформулируйте цель своей деятельности? (слайд 8).

- Прочитайте предложения:

(слайд 9)

- Чем отличаются предложения левого и правого столбика?

(смотри таблицу в приложении)

- Что заметили? Изменилось ли предложение?

- Составьте характеристику словам “вскоре, вдали, вечером, очень”  по данному плану.

 - Прочитайте правило в учебнике,  чтобы выяснить, правы ли вы были?

- Сделайте вывод, как называется эта часть речи?

- Возвращаемся к пробному заданию.

- В чем было затруднение

- Так какой частью речи является слово “однажды, легко”?  

Какую роль выполняют наречия в нашей речи?

(слайд 10).Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной”.

Дети предлагают различные варианты, но остановимся на одном – по частям речи.

Не обозначают ни действия, ни признаков, ни предметов.

- Какая это часть речи?

 

 

 

 

Узнать к какой части речи относятся слова

 

 

Стало скучным, не эмоциональным

 

 

 

 

 

Наречие

 

 

Наречием

Украшают её, делают её более точной и выразительной

- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи;

- уметь работать с текстом;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Работать по плану.

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

IV. Применение нового знания

(18 мин.).

Цели:

– организовать применение новых знаний;

– организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать самопроверку;

– организовать самооценку по алгоритму.

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

Самопроверка, исправление ошибок.

Самооценка по алгоритму. Выработка критериев оценивания.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Индивидуальная работа

Организует фронтальную работу по выполнению заданий.

 

Организует выполнение самостоятельной работы.

Организует самопроверку.

Образец выполнения задания записывает на доске.

Вместе с учениками договаривается о критериях оценивания самостоятельной работы, записывает их на доске.

Читают задания, выполняют устно и письменно в тетрадях.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

Проверяют по образцу (на доске), исправляют ошибки.

Договариваются о критериях оценивания самостоятельной работы. Выполняют самооценку по алгоритму. Несколько человек проговаривают вслух алгоритм самооценки.

Поик наречий при выполнении заданий. Работать по плану (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Определить, какое новое знание открыли.

 

Рефлексия.

 

 

– Какое новое знание открыли?

 

 

– Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать.

 

- Выбери фразеологизмы, которые соответствуют твоему настроению на уроке.

–Самостоятельная часть речи – наречие.

 

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.

 

Дети проговаривают свое настроение на уроке, используя наречия.

  Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

VII. Домашнее задание

(2 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Задания по выбору. Задаю 3 варианта задания по выбору:
1. Составьте небольшое мини-сочинение, описав наступившее время года

2. Попробуйте сочинить стихотворение, используя наречия:

Слушают задание.

Сочиняют стихотворение,используя наречия: далеко, глубоко, весело, высоко

Использовать при выполнении заданий правило Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.