Из того ли города, из Муромля,
Из того ли села, да с Корочарова,
Выезжал да родний, добрый молодец,
Ещё старыя казак, да – Илья Муромец.
Он стоял заутренку во Муромле,
Ай, к обеденке поспеть хотел он в стольный киев
град,
Он повыехал раздолице в чисто поле,
Ай, подъехал он ко городу Чернигову.
У того ли города Чернигова,
Нагнало-то силушки черным-черно,
Ой, черным-черно как черна ворона,
Как пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат.
Та подъехал он ко силушке великой,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конём топтать, да стал копьём колоть,
Ай, побил он это силушку великую,
Всё великую ту силу да нечистую.
Выходили мужички да тут черниговски,
Отворяли ворота да во Чернигов град,
Ты удалинький да родний добрый молодец,
Ещё славныя богатырь свято-русския.
(Народная былина)
Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются. Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом наших былин. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т.е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т.е. в 1188 г. Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца.
Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца - гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским "изобразителем" Ильей в середине XVII в.
Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке". По свидетельству очевидцев останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.
Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - сорок- пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире "Красное солнышко", как повествуется в былинах. Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины "Илья Муромец и Калин царь" в исполнении сказителя Щеголенкова: "от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца". Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что "смерть ему в бою не писана". Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.
Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось. Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, в которых на образ древнего богатыря повлиял известный Илейка Муромец (Горчаков) из г. Мурома, сторонник Лжедмитрия. Известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце. Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает "Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова", казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эта два города разделяют сотни километров и говорить о "Моровийском городе Карачеве" абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая "дорожка прямоезжая", которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев "через те леса, Брынские, через речку Смородинную", через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.
Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении. Известно, что классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни - на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в. Муромский краевед А.А. Титов, автор "Исторического описания города Мурома" 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника может быть потому, что "Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру...".
На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Этy церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, "что гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит". Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору.
На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А.А. Епанчин в конце 1960-х гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице дочери муромского князя Глеба. В газете "Муромский край" (№ 102, 8 мая 1914 г.) была опубликована "Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце", где ему приписывается истребление драконов - доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище - Гущины, стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. В XIX в. бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории.
Еще одна версия предполагает, что последним для Ильи стал бой с Соловьем-разбойником. Герой выступил на усмирение непокорного племени, жившего в районе Вышгорода, севернее Киева. Интересно, что еще в ХІХ веке крестьяне показывали курган, где, по преданиям, похоронен князь этого племени Соловей. Разбойник, как рассказывают былины, свистал по-соловьиному и рычал по-звериному. В реальности это воинское умение часто использовалось для борьбы с конным противником.
В более ранних версиях Соловей предстает как глава рода и после своего пленения уговаривает Илью отпустить его, обещая кормить его “ествушкой сахарной”, поить “питьицем медвяным” и принести много даров. Илья на уговоры не поддался, более того, полностью разрушил все поселение за то, что люди живут по звериному обычаю и в Бога не веруют. Возможно, этот факт послужил тому, что Илья был канонизирован церковью, ведь он боролся с родоплеменной общиной, которая сохраняла веру предков и не принимала христианства.
Образ Соловья-разбойника также полон загадок и противоречий. Сохранились предания о разбойнике Могуте, который жил в лесах во времена князя Владимира. Жил еще один Соловей – богатырь племени вятичей или финских племен. Основными промыслами вятичей были звероловство, птицеловство и бортничество, и вот именно последний промысел был связан с лазанием по деревьям. Возможно, поэтому былинный Соловей и живет на деревьях.
Загадок больше, чем ответов, и вряд ли мы когда-нибудь узнаем всю правду. Но удовольствие от чтения былин о народном герое при этом не уменьшается.