Цель: расширить знания учащихся о многообразии полезных ископаемых; формирование представления о горючих полезных ископаемых, их признаках, свойствах на основе практической работы.
Задачи: развитие научно-познавательных исследовательских навыков учащихся, их речи, коммуникативных навыков; умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие умения работать с географической картой, атласом, коллекционным материалом; экологическое воспитание школьников.
Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, торф, каменный уголь, нефть), стаканы с водой, пипетка, атлас-определитель, физическая карта РФ, физическая карта Орловской области, атлас Орловской области, штатив, спиртовка.
Форма работы: групповая (3 группы).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
- На какие две большие группы делятся все полезные ископаемые? (Рудные и нерудные)
- Используя карточки, составьте схему “Виды полезных ископаемых” (В результате работы на доске появляется соответствующая схема)
- Полезные ископаемые какой группы добываются в нашем крае (в основном строительные полезные ископаемые: песок, глина, известняк, а также относящаяся к рудным железная руда)
2. Рассказ учащихся о некоторых из них по плану.
План.
- Название полезного ископаемого.
- Его основные свойства.
- Применение.
- Место добычи в нашем крае (показать на карте Орловской области)
- Охрана полезного ископаемого.
3. Повторение вызванными учащимися опытов.
Как изучались некоторые свойства отдельных полезных ископаемых: свойство песка хорошо пропускать воду, пластичность глины.
4. Итоговый вопрос: Почему эти полезные ископаемые относятся к строительным? (Используются в строительстве)
III. Постановка учебной цели.
- Сегодня наш класс представляет собой творческую лабораторию. К нам для исследования поступили образцы полезных ископаемых, свойства которых мы должны выявить. В результате исследования мы должны определить, к какой группе они относятся и как используются в хозяйстве.
IV. Работа по теме урока.
1. Практическая работа учащихся в группах.
1 группа знакомиться с торфом, 2 группа – с каменным углем, 3 группа – с нефтью, используя для работы атлас-определитель, инструкцию по изучению свойств полезного ископаемого, физическую карту РФ, атлас Орловской области. Результаты опытов (свойства) заносятся в таблицу.
Инструкция по исследованию торфа.
- Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
- По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
- По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения торфа в нашем крае. Запишите в тетрадь.
- Исследуйте свойства торфа:
а) Какого цвета торф?
б) Плотное или рыхлое вещество?
в) Прочный или непрочный?
г) Тяжелее или легче воды?
д) Хорошо или плохо впитывает воду?
Инструкция по исследованию каменного угля.
- Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
- По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
- По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения каменного угля в нашем крае. Запишите в тетрадь.
- Исследуйте свойства каменного угля:
а) Какого цвета каменный уголь?
б) Имеет ли блеск?
в) Твёрдый или рыхлый?
г) Прочный или хрупкий?
д) Легче или тяжелее воды?
Инструкция по исследованию нефти.
- Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
- По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
- По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения нефти в нашем крае. Запишите в тетрадь.
- Исследуйте свойства нефти:
а) Это твёрдое вещество или жидкое?
б) Какого она цвета?
в) Аккуратно откройте пузырёк с нефтью и понюхайте. Имеет ли запах и какой?
г) Капните несколько капель нефти с помощью пипетки в стакан с водой. Какое свойство нефти вы обнаружили?
2. Отчёт о проделанной работе руководителей групп.
На доске появляются условные значки для обозначения торфа, каменного угля, нефти.
3. Демонстрация опыта учителем.
- Каждое из названных полезных ископаемых обладает ещё одним важным свойством. Это мы сейчас выявим в результате следующего опыта. (Учитель демонстрирует горючесть торфа, угля, нефти)
- Какое свойство является общим для этих полезных ископаемых? (Горючесть)
Вывод. Эти полезные ископаемые образуют группу “горючих” полезных ископаемых. (Схема на доске дополняется соответствующей карточкой)
- Какое из перечисленных свойств в большей степени используется в хозяйственной деятельности человека? (Горючесть, т.к. в результате вырабатывается тепло).
V. Физкультминутка.
VI. Работа с учебником.
- А вот почему эти ископаемые обладают свойством горения, вы узнаете из статьи учебника. (Каждая группа читает соответствующую часть статьи и отвечает на поставленный вопрос)
- Благодаря этому свойству эти полезные ископаемые применяются в топливной промышленности (на доске помещается табличка “топливная промышленность”)
- Есть ли другое применение этим п/и? (Дети работают с учебником и отвечают на поставленный вопрос. На доске появляются таблички “химическая промышленность”, “сельское хозяйство”, “медицина”, “транспорт”.
Учитель: Итак, вы видите, что горючие п/и могут быть твёрдыми (торф, уголь), жидкими (нефть). Но есть ещё одно полезное ископаемое, которое не относится ни к твёрдым, ни к жидким. Отгадав загадку, назовите это полезное ископаемое.
По трубе течёт,
Пироги печёт. (Природный газ)
VII. Рассказ подготовленного ученика о природном газе.
Ученик: Вместе с нефтью глубоко в земле находится природный газ. Это ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие как пластмасса, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготовляют резину и многие другие ценные вещества. Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется, при горении выделяет много тепла.
Учитель: Что вас удивило в этом сообщении? (Ответы учащихся)
VIII. Работа учащихся с картой.
(Дети, работая в группах с физической картой РФ, находят месторождения природного газа. Работая с атласом Орловской области, убеждаются, что на территории нашего края месторождений природного газа нет, но протянут газопровод “Дружба”).
IХ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Учитель: Все изученные сегодня полезные ископаемые очень разные. Но у них есть и общее. Что? (Все они образованы из остатков отмерших древних растений, обладают общим свойством – горючестью, применяются в топливной промышленности)
2. Игра “Умный мяч”
(Учитель бросает мяч ученику и задаёт вопрос. Ученик, поймавший мяч, отвечает)
Загадка:
Росли на болоте растения…
Теперь это топливо и удобрение. (Торф)
- В какой местности следует искать торф?
- Как используют торф в животноводстве?
Загадка:
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
Он чёрный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)
- Каким способом добывают каменный уголь?
- Показать на карте месторождения каменного угля.
- Какое полезное ископаемое в старину называли “греческий огонь?” (Нефть)
- Почему наш великий учёный Д.И. Менделеев говорил, что жечь нефть – это то же самое, что топить печь ассигнациями (деньгами)?
Загадка:
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)
- Какой способ используют для добычи нефти и газа?
- Какой вред наносит природе разлившаяся нефть?
- Какими способами доставляют газ и нефть от мест добычи до потребителей?
Х. Домашнее задание.
Учебник (с.99–102), вопрос №3.
Рабочая тетрадь №1, с 38, №20, №21.
Учитель: Вы хорошо, ребята, поработали. Молодцы. Что необычного для себя вы узнали на уроке? О чём хотели бы рассказать своим родителям и другим членам семьи?
Использованная литература:
- О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. Издательство “Ассоциация XXI век”, Смоленск, 2010.
- Окружающий мир, 4 класс. Поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина. Автор-составитель Н.В. Лободина. Издательство “Учитель”, Волгоград, 2011.
- Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. Пособие для учителя начальной школы. Издательство “Просвещение”, Москва, 1988.