Урок окружающего мира по теме "Где и как используют горючие полезные ископаемые". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: расширить знания учащихся о многообразии полезных ископаемых; формирование представления о горючих полезных ископаемых, их признаках, свойствах на основе практической работы.

Задачи: развитие научно-познавательных исследовательских навыков учащихся, их речи, коммуникативных навыков; умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие умения работать с географической картой, атласом, коллекционным материалом; экологическое воспитание школьников.

Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, торф, каменный уголь, нефть), стаканы с водой, пипетка, атлас-определитель, физическая карта РФ, физическая карта Орловской области, атлас Орловской области, штатив, спиртовка.

Форма работы: групповая (3 группы).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам.

- На какие две большие группы делятся все полезные ископаемые? (Рудные и нерудные)

- Используя карточки, составьте схему “Виды полезных ископаемых” (В результате работы на доске появляется соответствующая схема)

- Полезные ископаемые какой группы добываются в нашем крае (в основном строительные полезные ископаемые: песок, глина, известняк, а также относящаяся к рудным железная руда)

2. Рассказ учащихся о некоторых из них по плану.

План.

  1. Название полезного ископаемого.
  2. Его основные свойства.
  3. Применение.
  4. Место добычи в нашем крае (показать на карте Орловской области)
  5. Охрана полезного ископаемого.

3. Повторение вызванными учащимися опытов.

Как изучались некоторые свойства отдельных полезных ископаемых: свойство песка хорошо пропускать воду, пластичность глины.

4. Итоговый вопрос: Почему эти полезные ископаемые относятся к строительным? (Используются в строительстве)

III. Постановка учебной цели.

- Сегодня наш класс представляет собой творческую лабораторию. К нам для исследования поступили образцы полезных ископаемых, свойства которых мы должны выявить. В результате исследования мы должны определить, к какой группе они относятся и как используются в хозяйстве.

IV. Работа по теме урока.

1. Практическая работа учащихся в группах.

1 группа знакомиться с торфом, 2 группа – с каменным углем, 3 группа – с нефтью, используя для работы атлас-определитель, инструкцию по изучению свойств полезного ископаемого, физическую карту РФ, атлас Орловской области. Результаты опытов (свойства) заносятся в таблицу.

Инструкция по исследованию торфа.

  1. Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  2. По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  3. По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения торфа в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  4. Исследуйте свойства торфа:
    а) Какого цвета торф?
    б) Плотное или рыхлое вещество?
    в) Прочный или непрочный?
    г) Тяжелее или легче воды?
    д) Хорошо или плохо впитывает воду?

Инструкция по исследованию каменного угля.

  1. Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  2. По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  3. По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения каменного угля в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  4. Исследуйте свойства каменного угля:
    а) Какого цвета каменный уголь?
    б) Имеет ли блеск?
    в) Твёрдый или рыхлый?
    г) Прочный или хрупкий?
    д) Легче или тяжелее воды?

Инструкция по исследованию нефти.

  1. Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  2. По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  3. По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения нефти в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  4. Исследуйте свойства нефти:
    а) Это твёрдое вещество или жидкое?
    б) Какого она цвета?
    в) Аккуратно откройте пузырёк с нефтью и понюхайте. Имеет ли запах и какой?
    г) Капните несколько капель нефти с помощью пипетки в стакан с водой. Какое свойство нефти вы обнаружили?

2. Отчёт о проделанной работе руководителей групп.

На доске появляются условные значки для обозначения торфа, каменного угля, нефти.

3. Демонстрация опыта учителем.

- Каждое из названных полезных ископаемых обладает ещё одним важным свойством. Это мы сейчас выявим в результате следующего опыта. (Учитель демонстрирует горючесть торфа, угля, нефти)

- Какое свойство является общим для этих полезных ископаемых? (Горючесть)

Вывод. Эти полезные ископаемые образуют группу “горючих” полезных ископаемых. (Схема на доске дополняется соответствующей карточкой)

- Какое из перечисленных свойств в большей степени используется в хозяйственной деятельности человека? (Горючесть, т.к. в результате вырабатывается тепло).

V. Физкультминутка.

VI. Работа с учебником.

- А вот почему эти ископаемые обладают свойством горения, вы узнаете из статьи учебника. (Каждая группа читает соответствующую часть статьи и отвечает на поставленный вопрос)

- Благодаря этому свойству эти полезные ископаемые применяются в топливной промышленности (на доске помещается табличка “топливная промышленность”)

- Есть ли другое применение этим п/и? (Дети работают с учебником и отвечают на поставленный вопрос. На доске появляются таблички “химическая промышленность”, “сельское хозяйство”, “медицина”, “транспорт”.

Учитель: Итак, вы видите, что горючие п/и могут быть твёрдыми (торф, уголь), жидкими (нефть). Но есть ещё одно полезное ископаемое, которое не относится ни к твёрдым, ни к жидким. Отгадав загадку, назовите это полезное ископаемое.

По трубе течёт,
Пироги печёт. (Природный газ)

VII. Рассказ подготовленного ученика о природном газе.

Ученик: Вместе с нефтью глубоко в земле находится природный газ. Это ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие как пластмасса, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготовляют резину и многие другие ценные вещества. Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется, при горении выделяет много тепла.

Учитель: Что вас удивило в этом сообщении? (Ответы учащихся)

VIII. Работа учащихся с картой.

(Дети, работая в группах с физической картой РФ, находят месторождения природного газа. Работая с атласом Орловской области, убеждаются, что на территории нашего края месторождений природного газа нет, но протянут газопровод “Дружба”).

IХ. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Учитель: Все изученные сегодня полезные ископаемые очень разные. Но у них есть и общее. Что? (Все они образованы из остатков отмерших древних растений, обладают общим свойством – горючестью, применяются в топливной промышленности)

2. Игра “Умный мяч”

(Учитель бросает мяч ученику и задаёт вопрос. Ученик, поймавший мяч, отвечает)

Загадка:

Росли на болоте растения…
Теперь это топливо и удобрение. (Торф)

- В какой местности следует искать торф?

- Как используют торф в животноводстве?

Загадка:

Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
Он чёрный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

- Каким способом добывают каменный уголь?

- Показать на карте месторождения каменного угля.

- Какое полезное ископаемое в старину называли “греческий огонь?” (Нефть)

- Почему наш великий учёный Д.И. Менделеев говорил, что жечь нефть – это то же самое, что топить печь ассигнациями (деньгами)?

Загадка:

На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)

- Какой способ используют для добычи нефти и газа?

- Какой вред наносит природе разлившаяся нефть?

- Какими способами доставляют газ и нефть от мест добычи до потребителей?

Х. Домашнее задание.

Учебник (с.99–102), вопрос №3.

Рабочая тетрадь №1, с 38, №20, №21.

Учитель: Вы хорошо, ребята, поработали. Молодцы. Что необычного для себя вы узнали на уроке? О чём хотели бы рассказать своим родителям и другим членам семьи?

Использованная литература:

  1. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. Издательство “Ассоциация XXI век”, Смоленск, 2010.
  2. Окружающий мир, 4 класс. Поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина. Автор-составитель Н.В. Лободина. Издательство “Учитель”, Волгоград, 2011.
  3. Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. Пособие для учителя начальной школы. Издательство “Просвещение”, Москва, 1988.