Цель мероприятия:
- в весёлой, игровой форме подвести итог первого полугодия обучения в 1 классе,
- повторить буквы, вспомнить прочитанное и изученное,
- повысить интерес к учению,
- воспитывать любовь к чтению и бережное отношение к книгам.
Оформление. Зал украшен шарами. На плакатах пословицы. Человек без книги, что птица без крыльев. Кто много читает, тот много знает.
– Дорогие ребята! Совсем недавно было 1
сентября, и вы впервые переступили порог школы.
Прошло несколько месяцев, и вы научились читать.
Сегодня мы собрались, чтобы попрощаться с
букварем.
Зима за окном стоит, снег в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит с букварем проститься.
Первоклассники рядами стройными идут
Первой книге, мудрой книге отдают салют!
– Сегодня в нашей стране прибавилось много читающих детей потому, что во всех школах в это время учащиеся закончили читать букварь. Мы поздравляем, Вас, дорогие ребята, с первой школьной победой – окончанием букваря. Желаем вам дальнейших успехов в учении.
Нас научил букварь читать,
Слова на слоги разделять,
Открыл он тайны многих книг.
К нему любой из нас привык!
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать
А можно взять и прочитать.
– Давайте, ребята, покажите нашим гостям, чему вы научились за это время в школе, как вы умеете читать.
(Читаются пословицы на стенах)
– Молодцы. Ну, а кто вам помог, дети, научиться
читать? (Учительница.)
– Кто ещё? (Родители, букварь.)
– Правильно, научила вас читать учительница,
букварь, помогали родители.
– А где же сам букварь? Без него не получится
праздника.
– Букварь, букварь! Где ты?
– Давайте позовём его по-другому. Нужно
составить слово букварь из букв.
– Проговорим по слогам.
1-й слог
– Какие буквы надо взять?
2-й слог
– Какие буквы нужны?
– Читаем слово: (появляется букварь)
Букварь. Здравствуйте, дети, я слышал, как вы меня звали, я пришел. Вы научились читать, а умеете ли вы отгадывать загадки?
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Чёрные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы)
Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу,
Из-за этой баловницы
Получил я единицу. (Клякса)
Букв сначала мы не знали
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами.
Подружились сказки с нами!
– Молодцы! Загадки умеете отгадывать. Хочу проверить, знаете ли вы сказки.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка
Как зовётся сам мальчишка?
(Буратино)
Садись на меня, Айболит
И как большой пароход
Тебя увезу я вперёд.
(К. Чуковский «Доктор Айболит»)
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я,
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил.
(К.Чуковский «Мойдодыр»)
Старик вышел к морю, он невод забросил.
Кого-то поймает, о чём-то попросит.(А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»)
Кто сидел на моём стульчике и сломал его? (Три медведя)
– Теперь хочу послушать, как вы поёте.
– Давайте, ребята споём для букваря песню: «В школу рано мы идём». А ты, букварь, посиди, послушай. (Исполняется песня)
Букварь. Молодцы, и петь вы умеете. А теперь я проверю, знаете ли вы буквы по порядку.
– С какой буквы начинается алфавит?
Дети. С буквы «А»
Азбука. Какой кончается?
Дети. Буквой «Я»
– Сейчас вы узнаете, что случилось с буквами.
Инсценировка: Буква «Я»
Рассказчик, ученик, ученица, буквы: Я, Ф, С, П, Х, О, А, Б, В.
Рассказчик.
Всем известно буква Я
В азбуке последняя,
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Дети. Неизвестно.
Рассказчик. Интересно?
Дети. Интересно!
Рассказчик.
Ну, так слушайте рассказ
Жили в азбуке у нас
Буквы. Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Ученица.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Рассказчик.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква я в строку не встала,
Взбунтовалась буква я!
Буква Я:
Я –
Сказала буква Я
Главная-заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду
Быть желаю на виду.
Я ведь вам не просто буква
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мной, –
Недоразумение!
Недоразумение –
Ни более, ни менее!
Рассказчик.
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
(Буквы подходят к букве, рассматривают её, говорят слова)
Фу-ты, ну-ты! –
Фыркнул эф.
От обиды покраснев.Срам! –
Сердито «С» сказало.«В» кричит «Воображала»
Это всякий так бы мог!
Может я и сам предлог!Проворчало «П»:
– Попробуй, потолкуй с такой особой!
Мы же грамотный народ!
Буква Я сама поймёт!
Разве мыслимое дело!
Всюду я совать вперёд.
Ведь никто в таком письме
Не поймёт ни бе, ни ме.
Рассказчик. Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально – улыбнулись
И ответил дружный хор.
Буквы. Хорошо, идём на спор!
Л:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Я:
Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а – я!
Рассказчик:
Буква я взялась за дело:
Целый час она пыхтела
И кряхтела, и потела.
Написать она сумела только «ЯЯЯЯЯ!»
Х:
Как зальётся буква Ха
Ха-ха-ха-ха.
О:
«О» от смеха покатилось!
«З» за голову схватилось.
Б: «Б» схватилось за живот.
Рассказчик:
Буква я сперва крепилась,
А потом как заревёт.
Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю!
Рассказчик: Что ж – решил весь алфавит.
А:
Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Ю:
В том, что все - от А до Я –
Жили, как одна семья!
Рассказчик.
Буква я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы я.
Ведущий. Вот и вы, ребята, постарайтесь, чтобы среди вас не было таких зазнаек, как буква Я.
Букварь. Я рад, дети, что вы умеете читать, но научил я вас ещё не всему. Я привел к вам на праздник гостью.
Родная речь. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что пришла к вам. Но, дорогой букварь, здесь так много детей, я боюсь, не обидят ли они меня.
Букварь. Что ты, нет. Со мной первоклассники обращались очень бережно. Дети знают, как обращаться с книгами. Мы им напомним ещё раз об этом.
1. Перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли
у тебя руки.
2. Чтобы учебники дольше служили тебе, оберни их.
3. Нельзя писать и рисовать на книге.
4. Не загибай уголков и страниц, пользуйся
закладками.
5. Соблюдая эти правила, ты сохранишь свои
учебники в образцовом состоянии.
Ведущий. Я думаю, дети, что вы запомните эти простые правила и будете бережно обращаться не только с учебниками, но и с другими книгами, которые вы будете читать.
Родная речь. К нам пришли ещё гости: карандаш, ручка и тетрадь.
Карандаш.
Я, ребята, приятель ваш
Проворный чёрный карандаш
В тетрадях палочек ряды
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее
Тем палочки ровнее.
Ручка.
Я – шариковая ручка.
Знакомьтесь и со мной.
Писать умею на бегу,
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет –
Сколько он хороших слов
Написать сумеет!
Тетрадь.
У меня обложка синяя
На любой страничке линии
Чтоб помочь ученику
Ровно вывести строку.
Родная речь. Вот видите, какие у меня помощники. Дружите с ними, и вы будете хорошо учиться.
Ведущий. Вы читали, отгадывали загадки, а сейчас мы поиграем.
Игра «Светофор»
(Ведущий показывает кружки)
Зелёный – топать ногами
Жёлтый – хлопать рукам
Красный – тишина.
Но мы выучили не только буквы, мы научились дружить, выполнять школьные правила.
1. Вставайте дружно всякий раз, когда учитель
входит в класс.
2. Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
3. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть
позволит – сядь!
4. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
1. Кто ватагою веселой каждый день
шагает в школу?
2. Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
3. Кто мороза не боится, на коньках летит как
птица?
4. Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и
тетрадки?
5. Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
6. Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
7. Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и
физкультуру?
8. Кто из вас, хочу я знать, любит петь и танцевать?
Танец маленьких утят
Ведущий. Наш праздник подходит к
концу. Давайте поблагодарим букварь за науку.
Хором скажем: “Спасибо, букварь!”
И в заключение, исполним песню «Чему учат в
школе».