Говоря публично, не обращайтесь ни к
слуху,
ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы
они, слушая, не слышали ваших слов, а видели
ваш предмет, чувствовали ваш момент: …
(эпиграф не закончен)
В.О. Ключевский
1. Слово учителя
– Настоящая речь вне времени. Вам предлагается
прочитать отрывок и все-таки попробовать
определить время его написания.
– Как вы это определили?
2. Риторическая разминка
Ораторами не рождаются, ими становятся.
Попробуйте произнести речь, но использовать можно только одно из слов: либо ДА, либо НЕТ.
Тема разминки:
– загруженность уроками
– отсутствие формы
3. Беседа
– Обратите внимание, что эпиграф не закончен. Поразмышляйте, как заканчивается эпиграф.
Продолжение эпиграфа (на внутренней стороне доски или листом бумаги):
… воображение и сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом.
Исходя из эпиграфа, определите самое важное средство речи (выбор из предложенных категорий):
- Выразительность
- Богатство
- Логичность
- Доступность
- Правильность
- Уместность
- Точность
Если сразу ответ не будет найден, то необходимо дать определение каждой категории. (Ответ на поставленный вопрос: «Одни из важных средств: правильность, выразительность, доступность»).
Вывод: нельзя остановиться на одной категории.
4. Работа с учебником с записью в тетрадях
Определение понятия «ТРОП» и «ФИГУРА». Запись видов тропов и фигур.
Виды тропов: Виды фигур:
- Эпитет – риторический вопрос
- Сравнение – риторическое обращение
- Метафора
- Аллегория
- Метонимия
- Синекдоха
- Гипербола
- Литота
Ответить на вопросы, используя учебный материал:
– Что такое риторический вопрос?
– Цель риторических вопросов.
– Какое обращение называется риторическим?
– Что значит эмоционально окрашенное обращение?
Упражнение № 98 (задание: перестроить простые предложения в риторические вопросы).
5. Творческая работа
Риторическое обращение (тематику придумать самостоятельно).
6. Домашнее задание
Упр. 100 (украсить стихотворение, используя тропы и фигуры)