Урок развития речи по теме "Риторические фигуры". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху,
ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы
они, слушая, не слышали ваших слов, а видели
ваш предмет, чувствовали ваш момент:  …

(эпиграф не закончен)

В.О. Ключевский

 

1. Слово учителя

– Настоящая речь вне времени. Вам предлагается прочитать отрывок и    все-таки попробовать определить время его написания.
– Как вы это определили?

2. Риторическая разминка

Ораторами не рождаются, ими становятся.

Попробуйте произнести речь, но использовать можно только одно из слов: либо ДА, либо НЕТ.

Тема разминки: 

– загруженность уроками
– отсутствие формы

3. Беседа

– Обратите внимание, что эпиграф не закончен. Поразмышляйте, как  заканчивается эпиграф.

Продолжение эпиграфа (на внутренней стороне доски или листом бумаги):

… воображение и сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом.

Исходя из эпиграфа, определите самое важное средство речи (выбор из предложенных категорий):

  • Выразительность
  • Богатство
  • Логичность
  • Доступность
  • Правильность
  • Уместность
  • Точность

Если сразу ответ не будет найден, то необходимо дать определение каждой категории. (Ответ на поставленный вопрос: «Одни из важных средств: правильность, выразительность, доступность»).

Вывод: нельзя остановиться на одной категории.

4. Работа с учебником с записью в тетрадях

Определение  понятия «ТРОП» и «ФИГУРА». Запись видов тропов и фигур.

Виды тропов:                                           Виды фигур:

  • Эпитет                                           –  риторический вопрос
  • Сравнение                                     –  риторическое обращение
  • Метафора
  • Аллегория
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Гипербола
  • Литота

Ответить на вопросы, используя учебный материал:

– Что такое риторический вопрос?
– Цель риторических вопросов.
– Какое обращение называется риторическим?
– Что значит эмоционально окрашенное обращение?

Упражнение № 98 (задание: перестроить простые предложения в риторические вопросы).

5. Творческая работа

Риторическое обращение (тематику придумать самостоятельно).

6. Домашнее задание

Упр. 100 (украсить стихотворение, используя тропы и фигуры)