Урок-обобщение по теме "Эпоха Средневековья". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

  • Актуализация знаний, упрочение знаний имен, названий, фактов.
  • Систематизация, обобщение знаний по теме «Средневековье».
  • Выделение главных процессов, событий изучаемого периода.
  • Углубленное объяснение уже известных сложных понятий, позволяющих на более высоком теоретическом уровне понимать явления общественной жизни.

Задачи:

  • Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний.
  • Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
  • Развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, создавать  условия для развития одаренности детей.

Форма урока:  интерактивный урок «Штурм крепости».

Подготовительная работа.

На протяжении 32  уроков  изучался программный материал по теме «Средневековое общество». За один урок до рыцарского  турнира  дети получили задания:

  • разбиться на группы по 6-7 человек по желанию;
  • каждой группе придумать название команды, девиз, нарисовать герб, элементы одежды (аналогичные задания выполнялись в процессе изучения материала; примеры девизов и гербов даны в учебнике, можно воспользоваться дополнительной литературой).

Оборудование: фломастеры, клей, ножницы, доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На доске нарисована крепость, окруженная рвом с водой, непроходимой чащей и болотом.

1. Вступительное слово учителя

Не на море-океане, не на острове Буяне,
А в лесу среди болот крепость мощная встает.
Лес, болото, вал и стены преграждают путь к врагу,
Ваши знания помогут штурмом взять ее в бою!
Мы изучили средние века; «слетали» мы в Париж и Лондон,
Турниры, замки, города, восстания, Крестовые походы,
Ну, а теперь давайте, господа, мы те события всем классом вспомним!

2. Турнир

1 этап.  "Собираемся в поход!"

 Каждая команда в течение 2-3 минут должна представить свой герб,  девиз, не произнося вслух название своей команды. Другие команды должны догадаться по элементам одежды, девизу и гербу какое название выбрала себе команда.
За актуальность названия, соответствие девиза и герба названию, дружное выступление команда получает до 4 баллов. За угаданное название команд противников – еще 1 балл.

2 этап. "По кочкам"

Учитель: Первое препятствие – болото. Ребята, вам необходимо перебраться через него. Для этого нужно  установить соответствие  между определением и понятием. (Каждая  команда получает лист с заданием и уже разрезанные карточки с ответами, которые они должны быстро и правильно вклеить в нужные ячейки). Команда, справившаяся с  заданием, преодолела первое препятствие.
Количество правильно разгаданных слов соответствует количеству баллов за этот тур.

(Приложение 1)

1 Хозяйство, при котором все продукты производятся не для продажи, а для собственного потребления                                                
2 Хранилище больших сумм денег  
3 Человек, дающий деньги в рост, под проценты  
4 Налог на содержание церкви, 1/10 часть дохода  
5 Религия арабов  
6 Священная книга мусульман  
7 Земля феодала  
8 Принудительные обязанности крестьян в пользу феодала  
9 Все даровые работы крестьян в хозяйстве господина  
10 Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями  
11 Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающиеся по наследству  
12 Централизованное государство, где королевская власть опирается на собрание представителей сословий  
13 Орган власти в государстве, который издает законы, вводит новые налоги  

 

натуральное хозяйство ломбард ислам феод оброк
товарное хозяйство ростовщик Коран повинности сословия
банк десятина Библия барщина сословная монархия
 земельный надел раздробленное государство феодал духовенство  деспотия

3 этап. "Знаешь ли ты даты?"

Учитель:

Понятия мы с вами повторили,
Но  это далеко не все,
И даты нам знать тоже нужно,
Ведь даты – это слабое звено!

– И чтобы нам не оказаться слабым звеном вспомним основные даты курса.
Каждая команда получает 14 карточек с датами и событиями. Команды должны соотнести даты и события (вклеить ответы в ячейки). Задание на скорость и правильность выполнения.  Количество правильно составленных пар – количество баллов за тур.

(Приложение 2)

1 Созыв Генеральных штатов во Франции                                                             
2  Гибель Византийской империи  
3 Верденский раздел империи Карла Великого  
4 Первый крестовый поход  
5 Возникновение английского парламента  
6 Изобретение книгопечатания И.Гуттенбергом  
7 Столетняя война  
8 Открытие Америки Х.Колумбом  
9 Образование империи Карла Великого  
10 Жакерия  
11 Образование государства у франков  

 

500г. 1358 г. 843 г.
1265 г. 1445 г. 1096 г.
1302 г. 1492 г. 630 г.
1337-1453 гг. 800 г. 1453 г.

4 этап. "О каком событии идет речь?"

Учитель: Вы уже подощли к крепости: преодолели болото, непроходимую чащу. Теперь – последний рывок: ров с водой. Это препятствие пройдет та команда, которая правильно и быстрее других  вставит пропущенные слова в тексте.    Каждое правильно подобранное слово – балл.

(Приложение 3)

 Карточка для команды № 1 и 2

Задание: вставьте подходящие по смыслу пропущенные  слова.

Воспитание рыцаря

Обычно с … лет мальчик покидал отцовский … и служил … при дворе знатного … .
Он выполнял различные поручения своего … и членов его семьи. В 15 лет юноша становился … рыцаря. В замке он присматривал за … и собаками, встречал гостей, в походе вез … рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное … . После длительной службы отличившихся посвящали в … .

Слова для справок: 5 лет, 7 лет, замок,  феодал, сеньор, паж, оруженосец, лошади, скот, король, оружие, доспехи, рыцарь, герой.

Будьте внимательны – есть лишние слова!

Карточка для команды № 3 и 4

Задание: вставьте подходящие по смыслу пропущенные  слова.

Из Устава парижских ткачей

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем зале … широких станка и … узкий.
Может иметь не больше … ученика, но не меньше чем на … года службы.
Все сукна должны быть из … и так же хороши в начале, как и в … .
Никто из цеха не должен начинать работу раньше … под угрозой … .

Слова для справок:  два, один, один, три, четыре, шерсть, шелк, середина, восход солнца, закат солнца, штраф, подарок.

Будьте внимательны – есть лишние слова!

Карточка для команды № 5 и 6

Задание: вставьте подходящие по смыслу пропущенные  слова.

Отрывок из учебника грамматики Алкуина (начало IX века)

Что такое буква? …
Что такое слово? …
Что рождает слово? …
Что такое язык? …
Что такое воздух? …
Что такое жизнь? …

Слова для справок: страж истории, охранник , хранитель жизни, оберег, изменник души, язык, бич воздуха, для счастливых радость, для несчастных горе, радости и удовольствия.

Будьте внимательны – есть лишние слова!

5 этап.  "Штурм крепости"

Учитель: Итак, вам осталось преодолеть последний этап – штурм башни. Эта башня – основа всей крепости, как понятие «феодализм» является основой курса средних  веков.
Команды получают по чистому листу бумаги, на котором должны написать основные черты феодализма.  Затем листы с ответами помещаются на доску и капитан    каждой команды комментирует выделенные командой признаки. Коллективно находят совпадения в ответах разных команд, отмечают оригинальные, но верные ответы, а также  отмечают ответы, которые нельзя считать верными. При обсуждении обязательна аргументация.  Каждый верно указанный  признак феодализма – балл.

6 этап. Подведение итогов

Подсчет баллов, объявление команд-победительниц. Вручение дипломов.

Литература:

  1. «Рабочая концепция одаренности», Богоявленская Д.Б.
  2. «Поурочные планы по учебнику Агибаловой Е.В.», Н.Ю. Колесниченко, Волгоград, «Учитель», 2004 г.
  3. «Поурочные разработки по истории средних веков», Арасланова О.В., Москва, «Вако», 2004 г.