Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель урока:  расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений.

Ожидаемые учебные результаты

После занятия учащиеся смогут:

  • знания
  • называть виды правонарушений  и законы (акты), описывающие их;
  • называть отличительные признаки преступления;
  • называть возраст частичной и полной уголовной ответственности
  • умения и навыки
  • соотносить конкретный казус с видом правонарушений;
  • работать в группе, выступать публично
  • отношения, ценности, внутренние установки
  • выразить свое отношение к необходимости законов, знанию законов и их соблюдению

Основные понятия:  правонарушения, виды правонарушений, преступления, проступок

Основная деятельность на занятии: работа в малых ролевых группах с казусами и с Памяткой, презентация выводов группы.

Ресурсы к занятию

Столы поставлены так, чтобы создать две рабочих группы.
2 таблички на столы: «преступление», «проступок»
Памятка (Приложение 1)

План занятия

1. Мотивация

Казус «Драка Сидорова». Вопрос: какое наказание может получить Сидоров?

2. Объяснение темы, учебных результатов и хода занятия

3. Введение в новый материал

Рассказ учителя: краткое изложение видов правонарушений, признаков, видов юридической ответственности

4. Интерактивная часть

а) разъяснение задания
б) выполнения задания учащимися
в) презентация работы групп

5. Подведение итогов занятия, домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация

– Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.
Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла.
– Как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? (Ответы детей)
Если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести поступок Сидорова? Ведь именно от этого зависит и наказание.

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия

Тема нашего занятия как раз и называется «Правовая ответственность». После этого занятия мы сможем… (перечислить ожидаемые учебные результаты).
В ходе нашего занятия мы выступим в роли законодателей и попытаемся определить, к каким видам правонарушений стоит отнести конкретные казусы. В качестве справочной информации мы будем пользоваться Памяткой. А в конце занятия мы снова вернемся к случаю с Сидоровым и попытаемся уже более грамотно ответить на вопрос о возможном наказании, грозящем Сидорову.

3. Введение в новый материал

Прежде чем выступить в роли законодателей, нам необходимо сначала узнать, что такое правонарушение, какие виды правонарушений выделяют ученые и практики.
Давайте обратимся к нашему учебнику и памятке.
Правонарушение – нарушение норм права, противоправное поведение граждан, учреждения, организации, предприятия.

Признаки правонарушения:  

1. Опасное для общества поведение
2. Нанесение кому-либо вреда
3. Нарушение норм закона

Виды правонарушений: преступление и проступок

Преступление – общественно-опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания.
Правонарушитель – достигшие 16 лет, а по ряду преступлений с 14 лет
Проступок – правонарушение, характеризующееся меньшей степенью вредности (пьянки, дебоши, мелкие хищения)
Наказание – предупреждение, штраф, исправительные работы

За совершение правонарушений наступает правовая или юридическая ответственность.

Самый суровый вид ответственности – уголовный (лишение свободы, конфискация имущества). Административная ответственность наступает за проступок.

4. Интерактивная часть

4.1. Разъяснения задания

Каждый из вас получает один из казусов. Ваша задача: определить к какому виду правонарушения (преступление или проступок) это относится. В классе стоят два стола с табличками «преступление» и «проступок».

Получив казус и приняв решение, каждый должен подойти к соответствующей табличке. Таким образом, у нас сформируется 2 группы законодателей.

Задания

  1. Кража денег из банка (преступление)
  2. Повреждение дерева (проступок)
  3. Клевета на человека (проступок)
  4. Убийство человека (преступление)
  5. Азартные игры (проступок)
  6. Ограбление прохожего (преступление)
  7. Нарушение техники безопасности (проступок)
  8. Террорист попытался угнать самолет (преступление)
  9. Рабочий совершил прогул (проступок)
  10. Девушка похитила чужого ребенка (преступление)
  11. Дебош в общественном месте (проступок)
  12. Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)
  13. Распитие  спиртных напитков в общественном месте (проступок)
  14.  Переход дороги на красный свет светофора (проступок)

Группы у нас сформировались. Теперь приступим к выполнению заданий.

4.2. Выполнение заданий.

Каждая группа получает ряд казусов. Необходимо определить к какому виду правонарушений относится каждый казус, какое наказание последует.

1. Работягина опоздала на работу

(Если для опоздания не было уважительных причин, Работягина нарушила трудовую дисциплину, поэтому это дисциплинарное правонарушение. Наказание – замечание, выговор, увольнение с работы)

2. Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве.

(Это уголовное правонарушение. В соответствии со ст. 166 УК его поведение квалифицируется как «неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения». Наказание с 14 лет)

3. Сидоров нагрубил учителю во время урока.

(Это дисциплинарное правонарушение, т.к. грубость в адрес учителя нарушила дисциплину в классе. Если его грубость выглядит как ругательство (громко и неприлично) – административная ответственность за мелкое хулиганство или уголовная ответственность за хулиганство. Если ему 14 лет, но не исполнилось 16, то он подлежит уголовной ответственности только за хулиганство с отягчающими обстоятельствами).

4. Вандалова нарисовала на стене библиотеки огромную картину неприличного содержания.

(Это можно отнести к административному правонарушению, т.к. не имеет большой общественной опасности (рисунок нанесен лекгосмываемыми красками). А возможно, Вандалова подлежит уголовной ответственности, если ее художества будут квалифицированы как вандализм, ответственность с 14 лет)

5. Пьянов в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, просил деньги на выпивку и ругался нецензурной бранью.

(Действия Пьянова – хулиганство, мелкое хулиганство, т.е. административное правонарушение. Если под приставанием скрывается угроза насилия, то такое хулиганство превращается в уголовное правонарушение)

6. Жаднов не вернул долг в срок.

(Это гражданско-правовое нарушение, связанное с товарно-денежными отношениями и не имеет такой большей общественной опасности)

7. Бегунова перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало аварийную обстановку.

(Административное правонарушение – если никто не пострадал или пострадал легко. Но если последствия серьезные – уголовное правонарушение с 16 лет)

8. Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер.

(Хотя действия Нырялкина и похожи на преступление (угон катера), но они не являются преступлением (ст.39 УК РФ). Нырялкин угнал катер, чтобы спасти человека)

9. Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседний огород и съела всю капусту.

(Гражданско-правовое правонарушение – уничтожение собственности соседей в виде капусты. Возмещение ущерба)

10. Сержантов самовольно ушел из воинской части в городской магазин.

(Дисциплинарное правонарушение. Если поход в магазин длился более 2-х дней, то он подлежит уголовной ответственности)

11. Лихачев, катаясь на велосипеде, не справился с управлением и врезался в бабушку. Бабушка упала и сломала руку.

(Возможно Лихачева привлекут к уголовной или административной ответственности, т.к. нарушение им правил управления велосипедом повлекло, хотя и по неосторожности, причинение вреда здоровью человека. Если ему не исполнилось 16 лет, то он ответственности не подлежит. Возможен вариант только гражданско-правовой ответственности)

4.3. Презентация работы групп и вопросы.

Каждая группа выступает с результатами работы. В ходе выступления спрашиваем другие группы:

– Согласны ли другие группы с таким решением? Объясните, почему они приняли такое решение.

После выступления спросить:

– Что было самым сложным в выполнении задания? Почему?
– Какие вопросы у вас возникли?

5. Подведение итогов занятия

  • Что мы делали на уроке?
  • Что нового узнали сегодня?
  • Кто из вас может дать определение преступления? Правонарушения?
  • С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  • Почему необходим закон? Так ли необходимо знать закон? Почему?
  • Вспомните казус с Сидоровым. Как сейчас вы бы ответили на вопрос о возможном наказании Сидорова?

(В данном случае можно найти признаки всех видов правонарушений: дисциплинарного – нарушение правил поведения в школе; гражданско-правового – возмещение ущерба школе за разбитое окно и однокласснику за лечение; административного – драка может быть признана мелким хулиганством, т.к. был нарушен общественный порядок в общественном месте; уголовного – причинение телесных повреждений однокласснику. Все зависит от обстоятельств дела и от того, кто и как будет заинтересован в наказании Сидорова)

Выставление оценок.

Домашнее задание – параграф 30 в. 1, 2, 4

Литература:

  1. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько.– Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, 2004.