Урок русского языка по теме "Роль прилагательных в речи"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: показать роль прилагательных в нашей речи.

 Задачи урока:

  • развивать умение обучающихся использовать прилагательные в устной и письменной речи;
  • воспитывать интерес  к слову, умение чувствовать и понимать его эстетическую ценность, обогащать словарный запас обучающихся;
  • повторить написание слов  непроверяемыми  безударными гласными.

Тип урока: урок развития речи с применением ИКТ

Оборудование:

I. Чистописание. Повторение словаря. Объявление темы урока

1. Отработка написания и соединений со строчной е

– С какой буквой отрабатывали соединения?

2. Работа со словарем

– Соединения с буквой «е» встретятся при написании слов-отгадок на следующие загадки.

  – Прочитайте загадку, запишите отгадку  (слайд 1)

Он коричневый, лохматый
И немного косолапый.
Летом бродит без дороги,
а зимою спит в берлоге.
                        (Медведь)

Стройный, тонконогий, 
Он на севере живет,
Вместо сена мох жует.
                            (Олень)

Эта маленькая пташк
Носит серую рубашку,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
                        (Воробей)

– Какая орфограмма встретилась в написании всех этих слов? Что это за слова?
– Что нужно сделать, чтобы правильно  писать словарные слова?
– Напишите еще 2 слова из словаря с безударной гласной «е»

3. Объявление темы урока

– Какие слова загадок  вам помогли  отгадать этих животных?
– Какой частью речи они являются?
– Почему прилагательные нам помогают догадаться, о каком предмете идет речь?
– По каким признакам можно описать  предмет с помощью прилагательных?  (Форма, цвет, размер, характер, настроение и др.)
– Можно ли обойтись в нашей речи без прилагательных?
– Какая тема сегодняшнего урока?  (слайд 2)
Основной вопрос, на который нам предстоит ответить: какой делают нашу речь имена прилагательные? (слайд 3)

II. Физминутка

III. Уточняющая роль имени прилагательных

– Прочитайте и определите, о каком животном говорится в тексте (слайд 4)

Этот  ____  зверёк живёт в лесу. У него ____ уши и _____ хвост.
Шубка у зверька летом ___         , а зимой ___ . Морковь и капуста – любимые            лакомства животного. ___ зверёк всего боится.

– Из  каких предложений видно, что это действительно заяц?
– Почему  остальные предложения не дают нам четкого представления о  животном?
– Чего в них не хватает?
– Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
– Какие тексты у вас получились?
– Прочитайте текст, записанный на слайде, и сравните его с предыдущим (слайд 5)
– Какой делают нашу  речь имена прилагательные? (точной)

IV. Разнообразие имен прилагательных в нашей речи, их многозначность

– Мир прилагательных очень разнообразен. Среди имен прилагательных есть слова, близкие (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу
– Прочитайте  второе предложение и найдите в нем прилагательные-антонимы. (слайд 5)
– Какой синоним можно подобрать к прилагательному «трусливый» в последнем предложении?
– Среди прилагательных есть и такие, которые имеют не одно, а  несколько значений (многозначные)
– Замените прилагательные первого столбика синонимами, а прилагательные второго
столбика –  антонимами

             Тихая езда –                                             Слабый ветер –
             Тихий голос –                                          Слабые знания –
             Мягкая зима –                                         Чистый пол –
             Мягкий человек –                                   Чистое небо –

– Почему к одинаковым прилагательным каждой пары вы подбирали разные синонимы и антонимы?
– От чего зависит значение прилагательных?
– Какой становится наша речь благодаря использованию в ней различных прилагательных? (интересной и разнообразной)

Дополнительный материал (сообщение ученика)

– Многозначными могут быть не только слова, но и целые выражения. Очень часто можно услышать выражение «зеленая улица». Что вы  представляете, когда его слышите? (слайд 6)
– Какое прилагательное в нем употребляется?
– Послушайте, в каких значениях употребляется это выражение сейчас, и что оно означало раньше

Часто, услышав выражение «зеленая улица», ты представляешь себе улицу, на которой много зелени и деревьев.
В век машин это выражение получило и другое значение – свободный путь для транспорта. По всей дороге только зеленые огоньки светофора.
А более 100 лет назад это выражение вызывало ужас. В царской России зеленой улицей называли прогон провинившегося солдата сквозь строй, когда ставили две шеренги солдат, вручали им гибкие пруты или даже палки. Под барабанную дробь между шеренгами протаскивали виновного, по спине которого каждый солдат из шеренги обязан был нанести удар такой палкой. Это ужасное наказание было пострашнее иной казни, поскольку не каждый наказуемый доживал до конца такой вот  зеленой улицы.

V. Использование  эпитетов и сравнений в речи

– В произведениях какого литературного жанра наиболее часто встречаются имена прилагательные?
– Прочитайте и определите, о каком  времени года это стихотворение (слайд 7)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

                               (А. Толстой)

– В каких строчках автор описывает весенний лес? Какое прилагательное использует?
– Почему лес «юный»? Чей  образ возникает  в нашем воображении?  
– Как называется в литературе такое образное определение? (Эпитет)    
– Во что «оделся юный лес»?
– О каком «весеннем дыме» говорит автор? Почему такое выражение он использует?
– Как называется в литературе такой  прием? (Сравнение)
– Закончите  каждое предложение подходящим по смыслу сравнением:

Вода в озере застыла, …
Солнце закатилось за синее море …
Тихая луна плывет в серебристых облаках, …

(словно величавый лебедь, как неподвижное темное зеркало, огненным колесом)

– Объясните, почему  использовали данное сравнение. Какое прилагательное при этом употребили? (Слайды 8, 9, 10)
– Для чего же в речи мы  используем  эпитеты и сравнения?
– Какой делают нашу речь имена прилагательные? (Красивой,  поэтичной)

VII. Обобщение

– С какой частью речи работали?
– Какой становится наша речь благодаря именам  прилагательным? (слайд 11) 

VIII. Рефлексия

– Отметьте прилагательное (или напиши свое),  которое соответствуют твоему впечатлению от  урока.

Урок

  • интересный;
  • скучный;
  • познавательный;
  • бесполезный.

Список источников: Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. – М.: Просвещение, 1990.