Развитие и становление личности происходит в социальной сфере. Любого человека, взрослого или ребёнка, окружают другие люди. И все мы в различной степени влияем друг на друга. Пожалуй, наибольшее влияние на нас оказывают наши близкие люди. Родители, бабушки, дедушки и другие родственники представляют собой микросреду, в которой формируется личность. Дети видят взаимоотношения взрослых между собой, постигают мир духовный и материальный. На первых порах после рождения ребёнок устанавливает контакт с социумом через непосредственное эмоциональное общение. И всю дальнейшую жизнь ребёнок впитывает и отбирает для себя какие-то особенности характера, интеллекта, внешних эмоциональных проявлений окружающих его людей. Получается совершенно иная, неповторимая индивидуальность.
К счастью, во многих семьях детям предоставляется возможность развиваться, делать свои ошибки и иметь право исправлять их. Эти дети учатся осознанно относиться к жизни. Повышается их ответственность за совершенные действия и высказанные слова. Вместе с тем такие дети более творчески могут относиться к течению самой жизни, так как рамки их существования постепенно расширяются мудрыми родителями. При поддержке взрослых ребёнок постепенно, безопасным образом осваивает мир.
Печальное зрелище представляют родители, пытающиеся контролировать и опекать своего подросшего ребёнка. В школах можно увидеть, как мамы завязывают шнурки первоклассникам. А десятиклассников контролируют с помощью электронных дневников. Степень доверия между членами семьи в таких ситуациях низкая. Вырвавшись из-под опеки родителей, дети стараются познать мир всеми мыслимыми и немыслимыми способами, что приводит к достаточно различным результатам.
Иногда мамы и папы, по-новому взглянув на ситуацию, становятся способными изменить её. Представленное занятие рассчитано как раз на такую категорию родителей. Есть высокая вероятность того, что близкие родственники смогут освободить своего ребёнка от тесной «скорлупы» мнимой заботы и любви. Детям эта свобода даст новый импульс для телесного и эмоционального освоения мира. Родителям эта свобода поможет уменьшить чрезмерно раздутый локус контроля и направить освободившуюся энергию на свою самореализацию.
Совместное детско-родительское занятие «Расширение границ»
Родитель сажает своего ребенка в золотую клетку, и все видят, что «золотая», и только ребенок видит, что «клетка».
Аркадий Петрович Егидес
Цель: гармонизация детско-родительских отношений методом телесно-двигательной психотерапии.
Задачи:
- Организовать совместную деятельность детей и родителей.
- Способствовать выражению эмоций через телесные проявления участников.
- Расширить представления родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
- Повысить родительскую компетентность и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
- Развить умение детей подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью.
- Содействовать формированию положительной самооценки детей.
Участники: дети 4-5 лет и их родители.
Время: 25- 30 минут.
Необходимые материалы: «гнёзда с яйцами», маленькие и большие трафареты цыплят по количеству пар «родитель-ребёнок», цветные карандаши, клей, баночки с зёрнами, варежковая игрушка «Птица», аудиозапись звуков природы и детских песен.
1. Организационный момент
Фоном доносятся звуки природы, пение птиц.
Психолог. Здравствуйте дорогие гости. Сегодня мы собрались, чтобы вместе интересно и полезно провести время. Предлагаю родителям с детьми вместе расположиться за столами. У нас сейчас какое наступило время года? (Ответы детей «Весна»). На улице растаял снег, набухают почки на деревьях, птицы прилетают из тёплых стран и начинают строить гнёзда».
2. Основная часть
Каждая пара «родитель – ребёнок» получает гнездо с яйцом (используются сеточки от яблок с вложенными яйцами от «Киндер-сюрприза» и маленькой картинкой цыплёнка).
Психолог. Присмотритесь, прислушайтесь. Наши птенцы готовы вылупиться, они всё настойчивее стучат в скорлупу. Участники раскрывают яйца и достают «маленьких птенчиков». Предлагаю нашим деткам превратиться в птенчиков. (Делается акцент на выражение эмоций через движения). Детки сначала сидят на корточках, голова опущена вниз, глазки закрыты. Вот наши птенчики вылупляются, поднимают голову, открывают глазки и потихоньку поднимаются. Они с удивлением и интересом смотрят вокруг. Что птенчики чувствуют при этом? (Ответы детей). Да, это удивление. (Демонстрируется картинка эмоции удивление. Проговаривается, какое выражение лица соответствует этой эмоции? Какие проявления при этом в теле? Поощряются ответы детей, минимизируется участие взрослых).
Психолог. Нашим птенчикам хочется размять свои крылышки, побегать.
Выполняется телесно-ориентированное упражнение «Сова». Птенцы раскрывают свои крылья и с радостью бегут играть. При появлении совы дети замирают, прячутся.
Психолог. Как чувствуют себя наши птенчики, когда летают? (Ответы детей. Демонстрируется картинка эмоции радость). А что птенчики чувствуют при появлении совы? (Ответы детей. Демонстрируется картинка эмоции страх).
Психолог. Птенцы устали и проголодались. Как вы себя чувствуете, птенчики? (Ответы детей. Демонстрируется картинка эмоций печали, усталости). Вы хотите домой? (Дети подбегают к своим папам и мамам.) Дома наших птенчиков ждёт вкусная еда. Чем питаются птенцы? (Ответы детей). Правильно. Но вот беда – наши родители не успели рассортировать зёрна. Предлагаю сделать это птенчикам. У нас 4 вида смешанных зёрен. Нам нужно разложить их по 4 ячейкам. Начинаем. Мамы и папы стараются только направлять детей, основное задание делают дети. (Выполняется упражнение «Золушка». Дети сортируют зёрна). Молодцы птенчики, у вас всё получается.
Психолог. Время идёт дальше, наши птенчики подросли и окрепли. Я приглашаю родителей вместе с детьми раскрасить и завершить фигуры подросших птенцов. (Участникам раздаются заготовки подросших птенцов). Раскрашиваем головку и ножки, приклеиваем пёрышки. (Участники с увлечением и интересом доделывают птенчиков до конца). Что вы сейчас чувствуете? (Ответы участников. Демонстрируется картинка эмоции «удовлетворение»).
Создаётся проблемная ситуация.
Психолог. Предлагается поместить подросших птенцов в прежнее гнездо. «Получается? Что-то изменилось?» (Ответы участников. Демонстрируется картинка эмоции «удивление». Мотивируем участников самостоятельно делать выводы).
Психолог. Мы вместе с птенцами прожили сегодняшнее занятие. Наши птенчики играли и трудились, а родители дарили им свою любовь и заботу. Нам всё удалось. Какое у вас сейчас настроение? Что вы ощущаете в теле? (Ответы участников. Демонстрируется картинка эмоции радость). Предлагаю нам вместе спеть и станцевать…
(Звучит детская песенка, например: «Песенка про улыбку»). Все участники становятся в круг, поют и танцуют.
Психолог. Наше занятие заканчивается. Птенчики вновь становятся хорошими и послушными детками. Мамы целуют вас, а вы обнимаете своих родителей.
3. Рефлексия.
Психолог. Скажите, пожалуйста, что на сегодняшнем занятии было сложно? А что вам понравилось? (Ответы участников). В награду за наш совместный труд мы получили удовольствие от общения. Оформленные подросшие птенчики остаются у участников. (Демонстрируется картинка эмоции удовольствие). Давайте скажем друг другу спасибо. До следующей встречи!
Список литературы:
- Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2002. – 224 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 160с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я, Стёпина Н.М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.– М.:Айрис-пресс, 2004.– 160с.
- Реутский С.В. Шпаргалки по зверобатике. Игры и физкультурные занятия с детьми на основе необычных способов передвижения. – СПб: Образовательные проекты, Агенство образовательного сотрудничества, Речь, 2010.– 48с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 128с.