Цель: сформировать знания о звёздах и их разнообразии.
Задачи.
- Показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле.
- Продолжить развитие воображения, логического мышления, умения работать с научным текстом.
- Воспитывать эстетические чувства, интерес кнауке астрономии.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. (Слайды 2-21). Презентация
Детям предлагается разгадать кроссворд по ранее изученным темам раздела.
1. У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками … (Глобус)
2. Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли ... (Меридианы)
3. Прибор этот верно
Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка
На север укажет. (Компас)
4. Бежать, бежать - не добежать,
Лететь, лететь - не долететь. (Горизонт)
5. Старший среди них – экватор.
И от севера до юга
Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели,
Что же это? ... (Параллели)
6. Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг. (Экватор)
7. Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные “большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать”.
Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)
8. Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Здесь реки – Обь и
Волга и Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ... (Евразии)
9. На каком пути ни один человек не бывал? (Млечный путь)
10. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
11. В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит. (Солнце)
12. Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом! (Антарктида)
13. Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу. (Луна)
14. У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)
15. Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт. (Спутник)
16. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета)
17. Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – … (Город)
18. У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! (Атлас)
19. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
Некоторым детям (3-4) предлагаются карточки по пройденной теме.
II. Повторение пройденного. (Cлайд 22)
- Чем Земля отличается от Солнца? (Не звезда, холодная, не светится, меньше)
- Что общего у Земли и Луны? (Холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник)
- Какое космическое тело называют звездой?
Cлайд 23
- Какая звезда самая яркая? (Днём – Солнце, ночью – Сириус)
- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)
- По какой звезде можно ориентироваться на местности днём, ночью? (Солнце, Полярная)
Cлайд 24
- Что называют созвездием?
- Какие созвездия вам известны?
Послушайте стихотворение. Найдите ошибку.
Солнце, звёзды и Земля –
Вместе целая семья.
На Земле растут растения:
Ели, сосны и кусты,
Разноцветные цветы.
А на Солнце – ничего,
Кроме жара одного. (Солнце – это тоже звезда)
- Одинакового ли цвета звезды?
- Отчего зависит цвет звезды? (От температуры)
- У каких звёзд температура вещества выше: у белых или красноватых?
Cлайд 25
Посмотрите на слайд и скажите, как по горящей лучине можно определить цвет звезды? (Горящая лучина желтого цвета и температура горения у нее выше. Цвет гаснувшей лучины – красный, температура горения у потухающей лучины ниже)
- Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (Оно ближе к нам)
- Что будет, если все звёзды приблизятся к Земле? (Земля сгорит)
III. Работа по учебнику.
Чтение текста стр. 68-69.
- Есть ли днем звезды на небе?
- Почему огромные звезды кажутся нам светящимися точками?
- Какую звезду земляне называют путеводной? В каком созвездии она находится?
- Как в древности человек использовал наблюдения за звёздами в своей практической деятельности?
Работа в ТПО № 4 стр. 28.
- На какие три группы можно распределить эти небесные тела? (Звезды, планеты, созвездия)
- Назовите основные различия этих групп.
IV. Закрепление пройденного материала.
Cлайд 26
Вставьте в текст пропущенные слова.
- Чем планета отличается от звезды?
- Назовите планеты Солнечной системы. (Cлайд 27)
- Какое место в порядке следования от Солнца занимает наша планета?
- Влияет ли Солнце на нашу жизнь?
Чтение учебника стр. 70.
- Как Солнце влияет на живые организмы?
- Что происходит на Земле, когда меняется активность Солнца?
- Почему астрономы постоянно ведет наблюдение за Солнцем?
V. Подведение итога.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вспомнили?
- Что интересного было на уроке?
- Что запомнилось вам больше всего?
VI. Домашнее задание. (Cлайд 28)
Стр. 68-70 читать, ТПО № 5, стр. 28, подготовиться к контрольной работе по теме “Земля – планета Солнечной системы”.