Цель: изучить получение, применение и свойства фтора, брома, иода.
Задачи.
Образовательная: ознакомить обучающихся с действие на организм фтора, брома, иода и их соединений. Сформировать умение распознавать иод, бромид- и иодид-ионы в растворах. Охарактеризовать области применения этих галогенов.
Развивающая: Развивать умение применять знания на практике. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Развивать приемов наблюдения.
Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: комбинированный.
Реактивы и оборудование: иодид калия, хлорная вода, бромид натрия, крахмал, разбавленный раствор иода, нитрат серебра.
Демонстрация предметов применения изучаемых галогенов: черно-белая фотография, скоророда с тефлоновым покрытием, лекарственный препарат “Иодомарин”.
1. Организационный момент, целеполагание.
2. Мотивация, актуализация знаний.
Ребята, как вы считаете, полезен ли фтор для наших зубов? Слышали ли вы выражение “врач прописал мне пить бром”? Что это означает? Ответ: фтор – необходимый микроэлемент, в небольших дозах полезен для зубов, ногтей, костей, волос, но в больших дозах – это яд, имеющей обратное действие. Лекарство от бессонницы, успокоительное содержит бромид натрия.
3. Проверка домашней работы.
Фронтальный опрос:
1) Как меняется цвет лакмуса в растворе соляной кислоты? (Красный)
2) Какова растворимость хлороводорода в воде? (500 л на 1 л воды)
3) Как в промышленности получают хлор, хлороводород? (Хлор получают электролизом водного раствора или расплава хлорида натрия; хлороводород сжиганием водорода в хлоре)
4) Какие физические свойства хлора и хлороводорода похожи? (Это газы хорошо растворимые в воде, водные растворы которых имеют кислую среду, оба газа тяжелее воздуха, имеют резкий запах)
5) Как получить хлор и хлороводород в лаборатории? (В лаборатории хлор получаю действием концентрированной соляной кислоты на сильные окислители оксид марганца (IV), перманганат калия 4 HCl +2MnO2 —> MnCl2 + Cl2 + 2H2O; хлороводород получают нагреванием хлорида калия с концентрированной серной кислотой H2SO4. Смесь этих веществ реагирует уже при комнатном температуре, но при этом образуется гидросульфат калия: КCl + H2SO4—> КHSO4 + НС1. При сильном нагревании получается сульфат калия 2КCl + H2SO4—>К2SО4 + 2НС1)
6) Упражнение на соответствие (работа в парах):
Cl2 + Na | ZnCl2 | |
Cl2 + Ca | NaCl + I2 | |
Cl2 + Fe | NaCl | |
Cl2 + Cu | SbCl3 | |
Cl2 + Zn | KСl + I2 | |
Cl2 + Au | FeCl3 | |
Cl2 + P | CuCl2 | |
Cl2 + Sb | HCl + HClO | |
Cl2 + KI | реакция невозможна | |
Cl2 + NaI | PCl5 | |
Cl2 + NaF | CaCl2 | |
Cl2 + H2O | реакция невозможна | |
Cl2 + H2 | AuCl3 | |
Cl2 + O2 | HCl |
7) Задача: Сколько граммов соли получится при действии 65 граммов цинка на избыток соляной кислоты? (Решаем вместе с образцом у доски)
Ответ: Zn + 2HCl = ZnCl2 +H2
n(Zn)=65г/65 г/моль = 1 моль, n(ZnCl2) = 1 моль, m(ZnCl2) = 136 г
8) Написать уравнения реакции согласно схеме:
Ответ:
2HCl + Zn —> H2 + ZnCl2,
H2 + Cl2 —> 2HCl,
2HCl + CuO —> CuCl2+ H2O,
CuCl2 + Zn —> Cu + ZnCl2,
HCl + NaOH—> NaCl + H2O
4. Физкультминутка.
5. Изучение нового материала и первичное закрепление.
История открытия галогенов:
- 1886 г. Мауссан (Франция) фторос (греч.) – разрушающий – реагирует со всеми веществами активно со взрывом или воспламенением (выражение “гори оно все синим пламенем” относится к реакции 2F2 + 2H2O = 4HF + O2)
- 1826 г. Балар (Франция) бромос (греч.) – зловонный – запах простого вещества Br2
- 1811 г. Куртуа (Франция) иодес (греч.) – фиолетовый – цвет паров иода I2
Свойства галогенов: самый активный неметалл окислитель – F2
F2 > Cl2 > Br2 > I2
Допишите реакции, зная, что предыдущий галоген вытесняет следующий
а) Сl2 + KBr =
б) Сl2 + LiI =
в) Br2 + KI =
г) Br2 + KCl =
Ответ: реакция г) невозможна.
Действие на организм: разрушает зубы, ногти, приводит к ломкости костей, хотя в небольших количествах фтор, бром и иод – важные микроэлементы для животных и растений. СаF2 входит в состав зубной эмали, поступает фтор с питьевой водой и пищей. НО избыток фторидов действует БОЛЕЕ разрушающе на эмаль, чем недостаток.
Применение: фреоны CCl2F2, смазочные материалы термостойкие, тефлон.
Бром образует подобно хлору бромную воду, но бром менее активен, бурая вонючая жидкость, токсична,
Применение: необходим для синтеза красителей и лекарств содержащих NaBr (бессонница, расстройства нервной системы), для получения черно-белой фотографии 2AgBr = (свет) 2Ag + Br2
Иод менее активен, чем бром, не растворим и не реагирует с водой, черно-фиолетовый кристаллы, легко возгоняется (эксперимент – возгонка иода при нагревании)
Применение: спиртовая настойка иода – антисептик, кровоостанавливающее средство, необходим для функционирования щитовидной железы, содержится в воде и воздухе морском, луке, рыбе и креветках. Йодированная соль – это NaCl + NaBr. Избыток вызывает отравление, раздражает кожу.
Качественные реакции – действие раствора нитрата серебра AgNO3
AgI – желтый осадок
AgBr – бледно-желтый
AgCl – белый творожистый осадок
Фторид серебра растворим.
В присутствии иода – простого вещества – крахмал синеет.
Лабораторный опыт 1. Распознавание хлорид-, бромид-, иодид- ионов в растворах. Налейте в одну пробирку немного раствора хлорида натрия, в другую бромида натрия, в третью – иодида калия. Отметьте, что все растворы прозрачны и бесцветны.
- Затем в каждую пробирку добавьте по капле раствора нитрата серебра (или свинца).
Напишите уравнения реакций. Сделайте вывод, какой ион является реактивом на соответствующий галогенид-ион.[1]
Демонстрация различной растворимости иода в воде, водном растворе иодида калия и бензоле.
Лабораторный опыт 2. Распознавание иода. К раствору иодида калия прилейте хлорную воду, затем добавьте несколько капель раствора крахмала. Что вы наблюдаете?[1]
6. Подведение итогов.
- Что узнали нового для себя? Фтор, бром, иод – необходимые микроэлементы, в больших количествах являются разрушающими веществами, ядами. Для галогенов характеры свойства типичных неметаллов, используют для синтеза красителей, лекарств, термостойких смазочных материалов и тефлоновых покрытий.
Выставление оценок за урок по результатам работы.
Домашнее задание:
- параграф 16 учебника Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 9 класса,
- задания 1-4,
- подготовка к практической работе.
Используемая литература:
1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2010. – 256 с.: ил. – ISNB 978-5-9932-0438-3