Оборудование:
- электронная презентация “В удивительном мире бисера” (Приложение 1), монеты, крупные бусины и жёсткий шпагат для демонстрации приёма работы;
- для практикума: клей “Момент” или супер-клей, красный, чёрный, зелёный бисер или бусины, проволока, ножницы, салфетки, баночки под бисер, карточка со схемами;
- для рефлексии: вода, вырезанные цветы и листочки, аппликация божьей коровки.
Форма работы: групповая деятельность участников мастер-класса.
Техника: техника параллельного плетения бисера.
Время работы:
Цель: трансляция опыта и передача знаний по использованию учителем техники параллельного плетения бисера на уроках технологии в начальной школе в рамках районного семинара “Развитие ключевых компетенций учащихся на основе активных форм обучения”.
Конечный продукт совместной деятельности: сувенир “Божья коровка на листике”, рефлексия.
Ход занятия
1. Участники мастер-класса произвольно делятся на группы по 4 человека.
2. Каждая группа снабжена комплектом необходимых для работы инструментов и материала (см. “оборудование”).
3. Эврика!
Участникам предлагаются предметы: бисер и монеты.
- Подумайте, как могут быть связаны эти предметы?
Бисер - это мелкие стеклянные цветные бусины, зернышки со сквозными отверстиями. Бусины используют для изготовления украшений, а еще много лет назад у некоторых народов бусы использовали вместо денег.
Давайте совершим путешествие в удивительный мир бисера!
4. Из истории бисера (презентация “В удивительном мире бисера”)
1 слайд. Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества.
2 слайд. История бисера уходит в далёкое прошлое. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных.
3 слайд. Родиной бисера считается Древний Египет. Египтяне первыми научились изготавливать бисер. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья.
4 слайд. Интерес к бисеру с давних времён проявляли и в России. Первые сведения о его использовании в народном костюме относятся к 9 веку.
5 слайд. А первым русским мастером, постигшим тайны цветного стекла, был М.В. Ломоносов.
В 1754 г. в Усть-Рудицах, недалеко от Петербурга под его руководством была создана фабрика по производству бисера, стекляруса и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению не долго и закрылась вскоре после смерти Ломоносова (1768 г.).
Бисер высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.
6 слайд. Однако интерес к бисерному рукоделию не ослабевал. Городские модницы вышивали бисером свои наряды, отделывали закладки для книг, кошельки, сумочки, шкатулки.
Монахини вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами.
7 слайд. Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19 – начале 20 веков.
Появилось много новых приёмов изготовления изделий из бисера.
8 слайд. Занятия бисероплетения позволяют развивать и ключевые компетенции младших школьников. Процесс изготовления изделий из бисера увлекателен, доступен всем без исключения, предполагает большие возможности для творчества и полёта фантазии.
9 слайд. Из бисера получаются яркие, красочные изделия. Подарки, выполненные своими руками, радуют глаз, поднимают настроение, удачно вписываются в интерьер жилища.
Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать сувенир из бисера в технике параллельного плетения “ Божью коровку на листике”.
5. Материалы и инструменты для работы.
Для работы потребуется совсем немного:
- зелёный, красный, чёрный бисер или бусины,
- проволока,
- клей “Момент” или супер-клей,
- ножницы;
- салфетка из однотонной ткани.
6. Знакомство с техникой параллельного плетения.
- Техника параллельного плетения довольно проста. Обычно её используют при работе с проволокой, нитки бисера при таком плетении ложатся параллельными рядами, отсюда и название “параллельное плетение”.
Плетение начинают, считая ряды снизу вверх. Наберите на один конец проволоки общее количество бисерин 1-го и 2-го рядов. Далее на один конец проволоки набирайте необходимое соответствующее данному ряду количество бисерин, а вторым концом проволоки проходите через эти бисерины с другой стороны. (Во время объяснения всё показывается на макете.)
- Рассмотрите готовое изделие. Из скольких деталей оно состоит? Каждый из вас будет делать одну из 4 деталей, а потом готовые детали вам надо будет собрать в одно изделие. Работать вы будете по карточке, где есть схема изготовления каждой детали.
7. Практикум.
- Работая сообща, дружно можно создать необыкновенное изделие. Удачи Вам, старания и терпения.
8. Рефлексия.
На доске:
бисер, готовое
проволока + = изделие
- Как вы бы закончили данную формулу? (Можно вставить слова: мастерство, фантазия, усидчивость, внимание, творчество.)
- В завершении мне хотелось бы, чтобы вы создали полянку своего настроения. (На доске оформлена полянка. На полянку крепится божья коровка. С помощью воды вырезанные разноцветные цветы приклеиваются на доску.)