Урок логопедии по теме "Звук [ш]. Согласная буква Ш, ш. 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.

Задачи урока.

Обучающие. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш. Формировать умение читать слоги с новой буквой. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук.

Развивающие. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь. Развитие памяти, мышления, внимания. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

Воспитывающие. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения. Воспитание познавательного интереса.

Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями для индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка.

Ход урока

1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания школьников, мотивация учения.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки, тетрадки?

Молодцы, ребятки!

- Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Слайд 1. Презентация)

Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать.

Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.

2. Раскрытие и определение цели урока.

1. Фонетическая разминка. (Слайд 2)

- Назовите предметы, изображенные на экране. (Шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

- Вспомните, какой звук издаёт змея?

- А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш. (Слайд 3)

- Как вы думаете, о каком звуке и букве мы сегодня говорить? (Шш)

Вы правильно отгадали задание и можете прикрепить к солнышку первый лучи.

2. Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Отгадайте загадки и у солнышка появится ещё один лучик.

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные … Шары. (Слайд 4)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш. (Слайд 5)

Вы правильно отгадали загадки и у солнышка появился первый лучик!

- Какой звук вы слышите в начале слова, в конце слова?

3. Характеристика звука [ш].

Повторите чистоговорку, четко проговаривая все звуки.

“Шесть мышат в камышах шуршат”. Какой звук вы произносите сильнее?

- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику.

Вывод повторяют все хором.

Все верно назвали, еще один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

4. Физминутка с заданием “Шар”.

Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.

3. Первичная проверка понимания учащимися изученного материала.

4. Определение места звука [ ш ] в словах.

- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался.

Шуба крыша карандаш шалаш хорошо

Ушки крошка шутка шиповник крылышки.

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши.

Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.

Все верно назвали, еще один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

5. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой Ш.

(Слайд 6)

- На что похожа буква Ш?

- Сейчас я прочитаю вам два стихотворения. С чем сравнили букву Ш?

Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш! (Е. Тарлапан)

Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)

- Теперь вы сами подумайте и назовите, на что похожа буква Ш?

- Все верно назвали, еще один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

6. Применение умений и знаний обеспечивает усвоение учащимися знаний и способов действий.

1. Выкладывание буквы Ш.

- Теперь с помощью нитки выложим букву Ш.

Разминка для глаз.

“Моргания” - моргайте на каждый вдох и выдох.

“Вижу палец” - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

“Художник” - глазами нарисуйте 6 восьмерок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки

“Часики” - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз.

Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

2. Чтение слогов.

- А чтобы прочитать букву Ш, нужно просто назвать звук [ ш ]. (Слайд 7)

ША-ШО-ШУ

АШ-ОШ-УШ

Все верно назвали, еще один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

3. Лучик “Размышляй-ка” Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

Индивидуальная работа по карточкам.

Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

Найди и вычеркни в строчках все буквы Ш.

(Сколько из них сточных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ

7. Поведения итогов и рефлексия.

Ребята, наш урок подходит к концу.

Скажите, что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Где вам новые знания пригодятся?

Какие задания были более интересными?

- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?

Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. (Слайд 8)

Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день.