Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях Астраханского края. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы можем сделать для поддержания имиджа Астраханской области, как края, в котором веками дружно живут народы более 100 национальностей, большинство из которых являются коренными? Воспитание взаимного уважения друг к другу надо начинать как можно раньше. Мы с ребятами решили всерьез заняться этим вопросом. Таким образом, мы начали работу над нашим проектом “Астрахань многонациональная”.
Цель проекта – создать в школе необходимые условия для толерантного сосуществования детей с разным менталитетом; приобщить школьников к национальной культуре разных народов.
Задачи проекта:
- воспитывать способность уважать и принимать многообразие культур нашего мира;
- воспитывать умение формировать дружественные, гуманистические отношения, развивать этническую толерантность;
- развивать духовный мир учащихся на основе познания искусства народов, проживающих в данной местности;
- воспитывать бережное отношение к памятникам искусства и культуре разных национальностей;
- воспитывать чувство любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
- формировать навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся;
- формировать нравственную позицию школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;
- развивать творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные и хореографические способности учащихся.
Основные содержательные направления реализации проекта
1. Мир прекрасного.
- Посещение этнического, краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества.
- Организация поездок на театральные представления в кукольный театр.
- Создание школьного стенда с описанием национальных традиций изучаемых культур.
- Проведение классных часов по теме проекта.
- Проведение цикла бесед о национальных достижениях изучаемых культур.
2. Твори, выдумывай, пробуй!
- Постановка кукольных спектаклей по народным сказкам для подшефных малышей.
- Выступления школьного танцевального объединения.
- Конкурсы чтецов “Мой край родной”.
- Конкурсы фотографий, рисунков “Кто мы, астраханцы!”.
- Организация творческой мастерской “Подарок для друга”.
Организация выставки “Быт и культура народов, населяющих Астраханскую область”.
3. Учимся понимать прекрасное.
- Разработка тематики классных часов по теме проекта.
- Создание тематических электронных презентаций о выдающихся деятелях культуры и искусства.
- Организация встреч с поэтами, писателями, художниками.
- Проведение общешкольных вечеров по творчеству художников, музыкантов, писателей и поэтов Астраханского края.
4. Сохраним наследие…
- Организовать взаимодействие школы и этнического музея, определить содержание и формы такого взаимодействия.
- Организовать изучение истории памятников культуры и искусства на территории Астраханского края.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно-правовое:
- закон Российской Федерации “Об образовании”;
- национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., № 751;
- концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, №1756-р.;
- национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа”, сформулированная в Обращении Президента России к Федеральному собранию Российской Федерации;
- целевой воспитательный проект по толерантному воспитанию;
- положения о конкурсах, фестивалях, играх, о деятельности школьных творческих объединений.
2. Программно-методическое:
- разработка тематических воспитательных часов;
- определение тем проектов;
- разработка сценариев праздников, фестивалей;
- создание “копилки” сценариев мероприятий,воспитательных часов по толерантному воспитанию.
3. Информационное:
- ознакомление педагогов школы с основными положениями целевого воспитательного проекта;
- обсуждение на МО воспитателей, направлений целевого воспитательного проекта;
- сообщение информации о направлениях целевого воспитательного проекта работникам школьной библиотеки, этнического, краеведческого музея.
4. Кадровое:
- определить педагога-куратора целевого воспитательного проекта;
- подобрать ответственных за музыкальное оформление проекта, постановку танцев.
5. Организационное, материально-техническое:
- планирование работы по толерантному воспитанию; планирование тематических творческих периодов и согласование с другими направлениями воспитательной работы;
- составление графика посещения музеев, экскурсий, поездок на театральные представления;
- определение ответственных за разработку тематических воспитательных часов, презентаций по теме проекта;
- проведение общешкольного конкурса на лучшую разработку классного часа по толерантному воспитанию;
- определение ответственных за разработку сценариев фестивалей, праздников, игр;
- согласование целевого воспитательного проекта с планом работы школьной библиотеки и плана воспитательной работы школы;
- выделение финансовых средств для награждения победителей и участников конкурсов, фестивалей, праздников, игр;
- приобретение костюмов для фестиваля “Традиция”?
6. Финансовое:
- предусмотреть выделение средств на премирование победителей и участников конкурса на лучшую разработку воспитательного часав рамках проекта;
- предусмотреть финансовые средства на проведение экскурсий в музеи и поездок на театральные представления.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (2012 г.)
1. Аналитико-диагностическая деятельность:
- разработка и проведение анкеты среди детей с целью выяснения потребностей в определённом виде творческой деятельности;
- обработка результатов анкеты и коррекция положений целевого воспитательного проекта.
2. Информация о целевом воспитательном проекте классных руководителей и учителей-предметников.
3. Формирование творческих групп учащихся разных возрастов.
4. Создание творческих групп педагогов для разработки тематики классных часов по толерантному воспитанию.
5. Разработка содержания и форм проведения воспитательных часов в рамках проекта.
6. Составление плана работы поэтапной реализации целевого воспитательного проекта.
7. Изучение методики КТД.
8. Решение вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением целевого проекта.
2 этап – практический (2012–2014 гг.)
1. Апробация новых форм толерантному воспитанию учащихся.
2. Реализация тематических циклов по толерантному воспитанию.
3. Моделирование системы толерантного воспитания.
4. Вовлечение всех учащихся школы в проектную деятельность.
5. Диагностика уровня толерантности учащихся.
6. Анализ качественного уровня проводимых общешкольных мероприятий в рамках проекта.
3 этап – обобщающий (2015 г.)
1. Обработка данных диагностики уровня толерантности учащихся.
2. Анализ эффективности модели толерантного воспитания.
3. Коррекция содержания и форм толерантного воспитания.
Ожидаемые результаты реализации целевого проекта
Конечный результат толерантного воспитания - образованный человек, умеющий сосуществовать с другими людьми, уважать и принимать многообразие культур нашего мира, с формированным дружественным, гуманистическим отношением к людям.
В результате осуществления целевого воспитательного проекта по толерантному воспитанию воспитанник “санаторно-лесной школы” должен иметь:
- высокий уровень устойчивости жизненной позиции, ценностей и идеалов;
- испытывать потребность в познании себя и других людей,
- понимать, принимать и уважать культурные различия, жить по демократическим принципам;
- уважительно относиться к памятникам культуры и искусства.