Целевой воспитательный проект по толерантному воспитанию "Астрахань многонациональная"

Разделы: Классное руководство


Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях Астраханского края. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы можем сделать для поддержания имиджа Астраханской области, как края, в котором веками дружно живут народы более 100 национальностей, большинство из которых являются коренными? Воспитание взаимного уважения друг к другу надо начинать как можно раньше. Мы с ребятами решили всерьез заняться этим вопросом. Таким образом, мы начали работу над нашим проектом “Астрахань многонациональная”.

Цель проекта – создать в школе необходимые условия для толерантного сосуществования детей с разным менталитетом; приобщить школьников к национальной культуре разных народов.

 Задачи проекта:

  • воспитывать способность уважать и принимать многообразие культур нашего мира;
  • воспитывать умение формировать дружественные, гуманистические отношения, развивать этническую толерантность;
  • развивать духовный мир учащихся на основе познания искусства народов, проживающих в данной местности;
  • воспитывать бережное отношение к памятникам искусства и культуре разных национальностей;
  • воспитывать чувство любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
  • формировать навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся;
  • формировать нравственную позицию школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;
  • развивать творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные и хореографические способности учащихся.

Основные содержательные направления реализации проекта

1. Мир прекрасного.

  • Посещение этнического, краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества.
  • Организация поездок на театральные представления в кукольный театр.
  • Создание школьного стенда с описанием национальных традиций изучаемых культур.
  • Проведение классных часов по теме проекта.
  • Проведение цикла бесед о национальных достижениях изучаемых культур.

2. Твори, выдумывай, пробуй!

  • Постановка кукольных спектаклей по народным сказкам для подшефных малышей.
  • Выступления школьного танцевального объединения.
  • Конкурсы  чтецов “Мой край родной”.
  • Конкурсы  фотографий, рисунков “Кто мы, астраханцы!”.
  • Организация творческой мастерской “Подарок для друга”.

Организация выставки “Быт и культура народов, населяющих Астраханскую область”.

3. Учимся понимать прекрасное.

  • Разработка тематики классных часов по теме проекта.
  • Создание тематических электронных презентаций о выдающихся деятелях культуры и искусства.
  • Организация встреч с поэтами, писателями, художниками.
  • Проведение общешкольных  вечеров по творчеству художников, музыкантов, писателей и поэтов Астраханского края.

 4. Сохраним наследие…

  • Организовать взаимодействие школы и этнического музея, определить содержание и формы такого взаимодействия.
  • Организовать изучение истории памятников культуры и искусства на территории Астраханского края.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно-правовое: 

  •  закон Российской Федерации “Об образовании”;
  •  национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., № 751;
  •  концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, №1756-р.;
  •  национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа”, сформулированная в Обращении Президента России к Федеральному собранию Российской Федерации;
  •  целевой воспитательный проект по толерантному воспитанию;
  •  положения о конкурсах, фестивалях, играх, о деятельности школьных творческих объединений. 

2. Программно-методическое: 

  •  разработка тематических воспитательных часов;
  •  определение тем проектов;
  •  разработка сценариев праздников, фестивалей;
  •  создание “копилки” сценариев мероприятий,воспитательных часов по толерантному воспитанию.

3.   Информационное: 

  •  ознакомление педагогов школы с основными положениями целевого воспитательного проекта;
  •  обсуждение на МО воспитателей, направлений целевого воспитательного проекта;
  •  сообщение информации о направлениях целевого воспитательного проекта работникам школьной библиотеки, этнического, краеведческого музея.

 4. Кадровое: 

  •  определить педагога-куратора целевого воспитательного проекта;
  •  подобрать ответственных за музыкальное оформление проекта, постановку танцев.

5. Организационное, материально-техническое: 

  • планирование работы по толерантному воспитанию; планирование тематических творческих периодов и согласование с другими направлениями воспитательной работы;
  • составление графика посещения музеев, экскурсий, поездок на театральные представления;
  • определение ответственных за разработку тематических воспитательных часов, презентаций по теме проекта;
  • проведение общешкольного конкурса на лучшую разработку классного часа по толерантному воспитанию;
  • определение ответственных за разработку сценариев фестивалей, праздников, игр;
  • согласование целевого воспитательного проекта с планом работы школьной библиотеки и плана воспитательной работы школы;
  • выделение  финансовых средств для награждения победителей и участников конкурсов, фестивалей, праздников, игр;
  • приобретение костюмов для фестиваля “Традиция”?

6. Финансовое:

  • предусмотреть выделение средств на премирование победителей и участников конкурса на лучшую разработку воспитательного часав рамках проекта;
  • предусмотреть финансовые средства на проведение экскурсий в музеи и поездок на театральные представления.

Этапы реализации проекта

1 этап -  подготовительный (2012 г.)

1. Аналитико-диагностическая деятельность:

  •  разработка и проведение анкеты среди детей с целью выяснения потребностей в определённом виде творческой деятельности;
  •  обработка результатов анкеты и коррекция положений целевого воспитательного проекта.

2. Информация о целевом воспитательном проекте классных руководителей и учителей-предметников.

3.  Формирование творческих групп учащихся разных возрастов.

4. Создание творческих групп  педагогов для разработки тематики классных часов по толерантному воспитанию.

5. Разработка содержания и форм проведения воспитательных часов в рамках проекта.

6. Составление плана работы поэтапной реализации целевого воспитательного проекта.

7.  Изучение методики КТД.

8.  Решение вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением целевого проекта. 

2 этап – практический (2012–2014 гг.)

1. Апробация новых форм толерантному воспитанию учащихся.

2. Реализация тематических циклов по толерантному воспитанию.

3. Моделирование системы толерантного воспитания.

4. Вовлечение всех учащихся школы в проектную деятельность.

5. Диагностика уровня толерантности учащихся.

6. Анализ качественного уровня проводимых общешкольных мероприятий в рамках проекта.

3 этап – обобщающий (2015 г.)

1. Обработка данных диагностики уровня толерантности учащихся.

2. Анализ эффективности модели толерантного воспитания.

3. Коррекция содержания и форм толерантного воспитания.

Ожидаемые результаты реализации целевого проекта

   Конечный результат толерантного воспитания - образованный человек, умеющий сосуществовать с другими людьми, уважать и принимать многообразие культур нашего мира, с формированным дружественным, гуманистическим отношением к людям.

 В результате  осуществления целевого воспитательного проекта по толерантному воспитанию воспитанник “санаторно-лесной школы” должен иметь:

  • высокий уровень устойчивости жизненной позиции, ценностей и идеалов;
  • испытывать потребность в познании себя и других людей,
  • понимать, принимать и уважать культурные различия, жить по демократическим принципам;
  • уважительно относиться к памятникам культуры и искусства. 

Презентация