Краткая аннотация работы
В данной аннотации авторами представлена программа “Мы – патриоты”, целью которой является формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Задачи программы
- Воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.
- Формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.
- Оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия “Школа - семья”.
- Оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник.
Данная программа рассчитана на младших школьников 1-4 классов. В результате реализации данной программы ожидаются предполагаемые результаты:
- система краеведческих знаний;
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
К данной программе прилагается разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса “Символы моей Родины”.
Содержательная часть работы
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Цель программы.
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Задачи программы.
- Воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.
- Формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.
- Оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия “Школа - семья”.
- Оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник.
Программа призвана помочь взрослым и детям:
- заглянуть в “Зеркало истории” русской семьи и семей других народов, проживающих на территории России;
- отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны;
- осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом;
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Воспитательные цели:
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
- приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры;
- понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).
Средства реализации проблемы
1. Общение (просвещение)
Возможные темы для общения:
“Из истории семьи”;
“Ценности семейной жизни наших предков”;
“Семейные династии”;
“Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…”; и др.
Возможные формы общения:
“Путешествие в прошлое и настоящее своего народа”;
“У Фамильного Древа”;
“Путешествие в детство наших родителей”; (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников);
Семейная гостиная.
Родительская школа:
1. “Духовно нравственные основы семьи”.
2. “Пишем историю своей семьи”.
3. “Родословная семьи”
4. “Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям”:
- изучение истории семьи, своей родословной;
- совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных книг “Гордость нашей родни”, “Трудовая слава моей семьи”, “Наши династии” и др.;
- организация и работа клуба юных знатоков истории Малой Родины, детской Службы Милосердия, клуба “Дружба” (история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории Малой Родины), центра разработки и реализации социально значимых проектов (посильное участие в решении проблем Малой Родины, родного края).
Отношения, формируемые в результате общения и деятельности: доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благодарность; долг; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.
Сроки реализации программы
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название “исследователь”.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 класс “Моя родословная”.
2 класс “Мир дому моему”.
3 класс “Пусть не померкнет никогда веков связующая нить”.
4 класс “Моя семья – моя Россия”.
Технологии:
- знакомство с историческим прошлым семьи;
- знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
- проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
- исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, города;
- проектная деятельность.
Формы работы:
- мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- деловые игры;
- классные часы;
- беседы, диспуты, викторины;
- исследовательская деятельность;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- соревнования;
- экскурсии, поездки, походы;
- трудовые дела;
- тренинг
Объект деятельности: дети младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
- систему краеведческих знаний;
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Содержание программного материала
1 класс - “Моя родословная”Задачи:
- способствовать пробуждению и укреплению родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
- формировать у воспитанников и их родителей интерес к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
- формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала:
- что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни;
- работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков;
- сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
Задачи:
- воспитывать чувство любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
- развивать творческую активность обучающихся;
- вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала:
- работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.);
- изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, афганской и чеченской войн.
Задачи:
- воспитывать чувство любви к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;
- развивать творческую активность обучающихся;
- формировать у воспитанников и их родителей интерес к изучению истории своей семьи.
Содержание программного материала:
- отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны;
- узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.;
- народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.
Задачи:
- способствовать утверждению национально–патриотических ценностей, привитию чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Иркутской области, традициям и обычаям народов России;
- воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
- развивать чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желание их сохранять, возрождать и умножать;
- прививать молодому поколению нравственный иммунитет против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну;
- обучить полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала:
- Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории;
- ознакомление с образцами народного искусства;
- природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
Иркутская область – частица России. История Ангарска в истории России. Архитектурные и культурные памятники Ангарска и Иркутской области. Природа и экологические проблемы Ангарска. Выдающиеся люди земли ангарской.
Критерии эффективности
Памятка-ориентир для 1, 2, 3 классов
Знаю:
- что такое семья и для чего она создается;
- историю своего рода, своей семьи;
- историю семейных реликвий;
- традиции и обычаи своей семьи;
- как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
- роль каждого члена семьи в ее жизни;
- проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
- состояние здоровья членов моей семьи;
- материальное положение семьи;
- где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
- круг знакомств семьи;
- важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);
- семейный этикет;
- свои права и свои семейные обязанности;
- как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
- любить свою семью и всех своих родных и близких;
- быть благодарным;
- радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
- понимать и прощать, сочувствовать и помогать;
- уважать мнение других членов семьи;
- в согласии делать общие дела;
- осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
- составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
- хранить семейные реликвии;
- донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;
- разумно пользоваться своими правами в семье;
- добросовестно выполнять свои обязанности;
- заботиться о старших и младших членах семьи;
- ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
- строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;
- правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
- вести здоровый образ жизни;
- оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;
- создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни семьи;
- организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
- отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека способами;
- делать приятное своим родным и близким.
Действую:
- участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
- берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
- поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома;
- добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
- посильно участвую в решении семейных проблем;
- участвую в организации досуга семьи;
- помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
- учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
- берегу мир и покой моей семьи;
- готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
Памятка-ориентир для 4 класса
Знаю:
- историю России;
- историю Малой Родины и родного края;
- историю своего народа и его нравы;
- историю религий народов исконно проживающих на территории Иркутской области;
- историю государственных символов России;
- имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
- национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
- что входит в понятие “русская душа”, “менталитет народа”;
- духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
- родная литература;
- культура своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
- основы национальной кухни;
- основы народной медицины.
Умею:
- рассказать об истории своего Отечества;
- рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
- рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
- рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
- грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа;
- отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
- петь песни своего народа;
- рассказывать народные сказки, предания и сказания;
- исполнять традиционные народные танцы, пляски;
- готовить национальные блюда;
- готовить и проводить народные праздники;
- играть в народные игры, водить хороводы;
- правильно использовать рецепты народной медицины;
- изготавливать изделия из серии народных промыслов;
- ценить красоту и богатства родной природы;
- умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
- умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
- изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
- овладеваю богатствами духовного наследия России;
- с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
- читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
- беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
- отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
- не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
- развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
- участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
- готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
- участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
- хожу в походы по родному краю;
- берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
- учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
- участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни;
- вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы
1 класс
№ | Название мероприятия |
Родина моя. | |
День матери. Семейный праздник. | |
Азбука больших и малых дел нашей семьи. | |
Праздник игры и игрушки. | |
История моего имени. | |
Праздник урожая. | |
Герб, флаг Ангарска. | |
Я – россиянин. | |
Русские сказки и сказания. | |
Любимые игры нашей семьи. | |
История семейной фотографии. | |
Что я знаю о родном городе. | |
Экскурсия по городу Ангарск. | |
История моей улицы. | |
Посещение музея Старая квартира. | |
Мир народных праздников. | |
Из бабушкиного сундука. Праздник-выставка. | |
Красота родной природы. Фотовыставка. | |
Посещение ангарского музея часов. | |
История школы. | |
Составим правила поведения в школе. | |
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | |
Береги природу! Конкурс плакатов, рисунков. | |
День Защитника Отечества. Праздник, игра-соревнование. | |
Семейные походы по родному краю. | |
Какие люди в городе, в котором я живу! (Художники, поэты, музыканты). | |
Фольклор, традиции, обычаи. | |
Государственные символы России. | |
Кто, кто в моём доме живёт? Беседа. | |
Посещение музея Победы. | |
Кто я? Какие мы? Классный час. | |
Традиции семьи в песнях, играх, обрядах. |
2 класс
№ | Название мероприятия |
День земли. Праздник. | |
Хлеб – всему голова. | |
Земля наш дом родной. | |
Осень золотая. | |
Русские игры и игрушки. | |
Праздник урожая. Игра-соревнование. | |
Семейная реликвия. | |
История моего имени и фамилии. | |
Вот она какая, моя Родина большая. | |
Жизнь замечательных людей. | |
Славные сыны нашего Отечества. | |
Наша родина – Россия. | |
О чём рассказывает наш герб. | |
Биография города. | |
Красота родной природы фотовыставка. | |
Труд в почёте любой! Мир профессий большой. | |
Берегите природу! Конкурс рисунков, плакатов. | |
Защитникам Отечества посвящается. | |
Когда все вместе. Семейная игра-конкурс. | |
Масленица. Игровая программа. | |
Экскурсия по городу Иркутску. | |
Памятники Ангарска. | |
Московский тракт, история возникновения. | |
Изучаем природу родного края. | |
Золотые правила этикета. | |
Государственные символы Иркутской области. | |
Детство наших бабушек и дедушек. | |
Я на бабушку похож. Классный час. | |
Рисуем милой мамочки портрет. | |
Чтим великий День Победы! | |
Традиции семьи в играх, песнях и обрядах. | |
Профессии в моей семье. | |
День рождения города Ангарска! |
3 класс
№ | Название мероприятия |
История города Ангарска. | |
Герб, гимн, флаг России. | |
Моя родословная. | |
Обычаи и традиции русского народа. | |
Народные пословицы и поговорки. | |
Праздник урожая. | |
Зачем человеку семья. | |
Слава богатырская. | |
В гости к самовару. | |
Колесо истории. | |
Зачем человеку семья. | |
Семейные реликвии. | |
День пожилых людей. | |
Традиции по украшению дома к Новому году. | |
Семейные династии Мини-проект. | |
Байкал – жемчужина Сибири. | |
Экскурсия по церквям город Иркутск. | |
Береги природу Конкурс плакатов, рисунков. | |
День Защитника Отечества. | |
“В защиту природы” экологический праздник. | |
Фольклор, традиции, обычаи. Устный журнал. | |
Традиционные промыслы. | |
Широкая Масленица. | |
Настоящий мальчишка, какой он? Классный час. | |
Рисуем милой мамочки портрет. | |
Мир природы “На лесной полянке”. Экскурсия-тренинг. | |
“Уж тает снег, бегут ручьи…” заочная прогулка в лес. | |
Покоритель космоса: Ю. Гагарин. | |
Посещение святых мест город Иркутск. | |
Подвигу народа жить в веках. | |
Утренник “Победа!”. | |
История памятников города Ангарска. | |
Экологические проблемы Ангарска. | |
Мир дому моему, мир дому твоему. Мини-проект. |
4 класс
№ | Название мероприятия |
Родина Большая и Малая. | |
Мы граждане великой России. | |
Наши древние предки – славяне. | |
День славянской азбуки. Колесо истории. Историческая викторина. | |
Литературная прогулка по родному городу (творчество поэтов-земляков). | |
“Край любимый”. Вечер поэзии, посвящённый творчеству Есенина. | |
Славные сыны нашего Отечества. | |
Байкал - наша сокровищница. Экология Байкала. | |
Экскурсия в лимнологический музей, на пик Черского. | |
Обычаи и традиции народов России. | |
Красота русской природы. | |
История народного костюма (посещение краеведческого музея г. Иркутск). | |
Я - человек и гражданин. | |
“Взрослеть – значит думать о других”. | |
Что значит быть счастливым в своей стране? | |
Погост, селение, городища. Беседа. | |
Откуда начинается мой род. | |
Экскурсия – путешествие в усадьбу Волконского. | |
Что значит – любить Родину? | |
Моя Иркутская область. | |
Устное народное творчество. | |
Народы России. | |
Интересные факты о моей стране из газет и журналов. | |
“ Вы в битве Родину спасли”. | |
“Наша дружная семья”. Праздничный концерт, посвящённый дню семьи. | |
Конкурс на лучшего чтеца стихотворения по военной тематике. | |
Праздник “Космическое пространство”. | |
Экскурсия в музей Победы. | |
“И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…” Поэтический вечер, посвящённый подвигу Ленинграда | |
Наш район на карте Иркутской области. | |
“Когда все вместе” Конкурсная семейная программа. | |
Экскурсия на предприятия
городов Иркутской области (“Сибсоль” г. Усолье-Сибирское, авиазавод г. Иркутск, “Ангария” г. Ангарск и др.). |
|
Зачем человеку семья? Классный час – диспут. | |
Фотовыставка “ Моя семья – моя Россия”. |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.