Цель: создать условия для развития познавательных общеучебных действий, в которых ученик сможет:
- закрепить приёмы сложения и вычитания в пределах 10.
- повторить знание состава чисел в пределах 10.
- проявить интерес к урокам математики, любознательность, внимание.
- самостоятельно оценивать результат самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Оборудование: тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями, счётные палочки, счётный материал, сигнальные карточки, смайлики, презентация.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Нам праздник весёлый зима принесла,
Зелёная ёлка к нам в гости пришла.
Дед Мороз и Снегурочка веселят весь народ
Этот праздник… /Новый год/ (Слайд 2. Презентация)
- Какой же праздник без Деда Мороза и Снегурочки. Но со Снегурочкой случилась беда, её похитила Баба-Яга и спрятала в дремучем лесу. (Слайд 3) И сегодня наш урок будет необычным, мы должны преодолеть много препятствий на пути, поэтому мы должны быть внимательными, смекалистыми, думающими, чтобы справится со всеми заданиями.
На доске:
+ ,- сложение и вычитание в пределах 10;
/// ///- состав чисел;
- геометрический материал;
- Давайте скажем слова, которые нам помогут в пути:
В лес за Снегуркой сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём!
2. Закрепление пройденного материала.
2 человека получат индивидуальные задания. Вместо ёлочных игрушек вставить знаки и числа. (Приложение 1)
- А пока дети преодолевают первое препятствие, проверим вашу готовность к путешествию. Проверим какие вы внимательные. Я показываю картинку, а вы её рисуете в тетради через клетку.
Проверка (ученик рассказывает, какие предметы изобразил в тетради). (Слайд 4)
- Все готовы к путешествию?
- Проверим, как ребята справились с первым заданием. Приготовили свои сигнальные светофорчики. Подаём сигнал о выполнении задания.
- Справились с первым препятствием. Давайте, ребята, позовём Снегурочку, может она откликнется.
- Ау, Снегурочка!
- Не откликается. Идём дальше.
- Посмотрите Баба-Яга преградила нам путь ледяными глыбами. Давайте освободим тропинку. (Слайд 5)
- Какие числа по количеству знаков записаны на глыбах? Почему так названы?
- Положите эти числа в порядке возрастания (работа со счётным материалом,1 ученик у доски).
1 3 5 7 9
- Что интересного заметили в ряду чисел?
- Какое число будет следующим?
- Каким оно будет по количеству знаков?
- Какие числа пропущены в ряду?
- Назовите числа, которые в сумме составят число 10.
- Оцените свою работу.
- Молодцы! Освободили тропинку! Давайте опять позовём Снегурочку.
- Ау! Снегурочка! Не откликается. Далеко, наверное, спрятала Баба-Яга её.
- Ребята, посмотрите, да здесь не одна тропинка, а несколько. И все они извилисты. Давайте найдём самый короткий путь. (Слайд 6)
- Как называются тропинки?
- Из чего состоят ломаные линии?
- Назовите лишнюю ломаную. Почему она лишняя? Как её можно назвать по-разному?
- Под каким номером находится самая короткая ломаная по количеству звеньев? Выложите её с помощью счётных палочек. Какой же путь самый короткий? Справились с заданием? (самооценка).
- Давайте позовём Снегурочку.
- Ау! Снегурочка! Нет, не отзывается.
- Посмотрите, что натворила Баба-Яга. Кого она разломала? (Снеговика) (Слайд 7)
- Нам нужно помочь ему. Будем читать примеры по-разному. Ответ первого примера будет началом второго. Первый ком стоит на месте (решают “круговые” примеры).
- Как удобнее решить пример 4+6?
- На какие 2 группы можно разбить примеры?
- Назовите пример с наибольшим ответом, с наименьшим ответом.
- Из каких геометрических фигур мы сделали Снеговика?
- На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры?
- Помогли мы Снеговику? (Самооценка). (Слайд 8)
- Позовём Снегурочку.
- Ау! Снегурочка!
3. Физкультминутка. (Слайд 9)
- Не нашли мы пока Снегурочку. Давайте наберёмся силы и ловкости и сделаем звериную аэробику (танцуют под песню “Новогодние игрушки”).
- Ребята, посмотрите, какую ёлочку нарядили лесные зверюшки, но Баба-Яга сняла некоторые игрушки. Давайте снова нарядим ёлочку. (Слайд 10)
- Какая ёлочка у нас получилась? (Красивая, нарядная).
- Но, посмотрите, за ёлочкой появилась избушка на курьих ножках. (Слайд 11) Сколько на ней висит замков? (9). Баба-Яга заперла избушку на 9 замков и спрятала ключи в двух разных местах. Давайте догадаемся, как она могла разложить ключи. Возьмите 9 счётных палочек и разложите их.
- Проверяем: 5 и 4, 6 и 3, 7 и 2, 8 и 1.
- Состав каких чисел повторили? (6, 9).
Разминка.
- Давайте поиграем в снежки и закидаем избушку снежками (имитируют броски снежков).
- Посмотрите, получилась снежная крепость, чтобы она не рухнула, нужно послушать стихотворение и составить выражение в тетради.
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди?
- Какое выражение составили? (6-1=5) (Слайд 12)
Шла лисица вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке
5 опят и 5 лисичек
Для лисят и для лисичек. (5+5=10) (Слайд 13)
Подарил утятам ёжик
8 кожаных сапожек
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4) (Слайд 14)
- Объясните, как узнали.
5. Физкультминутка.
- А теперь вместе с утятами станцуем их танец. (Танец утят)
- Давайте ещё раз позовём Снегурочку.
- Не отзывается, потому что Баба-Яга выстроила лабиринт из чисел. Мы должны его пройти. Из этого лабиринта нужно выбрать только правильные ответы и записать их в тетради (1 ученик работает на переносной доске). (Слайд 15)
1) Какое число в ряду пропущено?
2) Уменьшите 6 на 2.
3) Увеличьте 3 на 2.
4) Под каким номером находится квадрат?
5)1 слагаемое - 4, 2 слагаемое -3 найдите сумму.
6) Какое число больше 7 на 1?
7) На ветке сидело 10 птичек. Потом их стало на 1 меньше. Сколько птичек осталось?
Проверка.
- Какой ряд чисел получили? (3 4 5 6 7 8 9).
- Какую закономерность увидели в ряду?
Увеличьте каждое из чисел на 1 и запишите под первым рядом.
- Какой ряд получился?
- Справились ли с заданием? (Самооценка).
- Давайте позовём Снегурочку (зовут).
- Ещё не слышит нас Снегурочка.
- Посмотрите, какое послание нам прислала Лиса Патрикеевна из леса. (Слайд 16, 17)
Запутала, перепутала следы. Не доберётесь до Снегурочки!
- Хитрая Лиса зашифровала примеры с помощью следов. Кто самый догадливый и внимательный. Как связаны между собой Лисичкины следы и числа? Составьте и запишите примеры. (Слайд 18)
10-2=8 5-1=4
4+2=6 1+1=2
- Чем отличаются примеры? Что интересного заметили в примерах, в результатах? (Самооценка).
- Позовём Снегурочку (зовут). Выходит Снегурочка.
- Отпустила меня Баба-Яга, потому что вы справились со всеми заданиями, преодолели все препятствия, чтобы меня спасти. Спасибо вам, ребята за помощь! Скоро Новый год, приходите к нам с Дедом Морозом на праздник!
6. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 19)
Было интересно…
Было трудно…
Хорошо справились…
Оцените своё настроение на уроке, покажите смайлик.
- Спасибо за работу в путешествии! (Слайд 20)