Цель: Определение факторов риска, ведущих к употреблению ПАВ.
Задачи:
- Разобрать наиболее типичные жизненные ситуации (случаи из жизни класса, семьи), при которых начинается прием ПАВ.
- Выявить причины, по которым подросткам навязывают употребления ПАВ.
- Проанализировать причины, побуждающие подростков принимать ПАВ.
- Закрепить навыки отказа от предлагаемых ПАВ.
- Формировать навыки здорового образа жизни. Развивать искренность, уверенность в себе.
План занятия:
- Приветствие педагога-психолога. Игра – активатор “Слепой и поводырь”, рефлексия.
- Каким образом обычно подростки впервые пробуют ПАВ? (дискуссия).
- Быстрый круг “Что заставляет ребят проявлять интерес к употреблению ПАВ?”.
- Физминутка “Вверх по радуге” (регуляция собственного эмоционального состояния).
- Приемы отказа от предлагаемых ПАВ.
- Рефлексия “Интересное – полезное”.
- Домашнее задание.
Оборудование к занятию:
- Слайд-проектор.
- Магнитофон.
- Таблица.
- Слайды.
- Экран.
- Лист ватмана с вопросами к обсуждению проблемы, “Каким образом обычно подростки впервые пробуют ПАВ?”.
Ход занятия
1. Приветствие педагога-психолога. Игра – активатор “Слепой и поводырь”, рефлексия.
“Здравствуйте, ребята! Очень рада вновь встретиться с вами. Сегодня мы проанализируем причины употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Слепой и поводырь”.
Объяснение правил игры: ученики, выбрав себе пару, распределяют роли. Один – “слепой” (он должен быть с закрытыми глазами), другой – “поводырь” (он должен молчать). “Поводырь” водит “слепого” по классу, затем ученики меняются ролями.
Задание: познакомить “слепого” с окружающим миром без слов.
Рефлексия: вопросы к “слепому”.
- Что ты чувствовал, когда ничего не мог видеть?
- Доверял ли ты “поводырю”?
- Если “да” – почему?
- Если “нет” – почему?
- Какой мир он показал тебе?
- Что нового ты понял и открыл для себя?
- Как чувствуешь себя сейчас?
Вопросы к “поводырю”.
- Чувствовал ли ты ответственность за человека, которого водил?
- Что при этом тяжелее всего? Почему?
- Что больше понравилось – водить или быть ведомым? Почему?
- Какие чувства испытывал во время игры?
- Вопрос всем ученикам: “На что похожа игра (на какую ситуацию из жизни)?”
(Игра проводится в течение 5-7 минут).
2. Дискуссия на тему: “Каким образом обычно подростки впервые пробуют ПАВ?”
Цель дискуссии – продемонстрировать ученикам, что приобщение к употреблению ПАВ, как правило, происходит под давлением тех самых людей, которых они уважают и считают близкими.
Вопрос: “Что относится к ПАВ? (ответы учащихся). А теперь давайте поговорим о том, как обычно ребята впервые пробуют ПАВ. У вас было домашнее задание на эту тему. Кто хотел бы поделиться своими впечатлениями? Расскажите, пожалуйста, о том, как кто – либо из ваших знакомых или друзей (или вы сами) впервые попробовали ПАВ. Можно не называть ничьих имен. Если рассказываете о себе, говорите: “Один мой друг…” или “Одна девочка…” и т.д. Опишите, как это все происходило, при каких обстоятельствах и кто при этом присутствовал”.
Вопросы для высказывания:
- Кто предложил попробовать?
- Кто при этом присутствовал?
- Что они говорили?
- Почему ваш знакомый решил попробовать?
- Какие чувства при этом испытывал?
“Из ваших рассказов мы узнали, что закурить подросткам предлагают не чужие, не безразличные люди, а близкие – друзья, сверстники. Действительно, обычно это происходит в совершенно безобидных ситуациях, и, конечно, в этот момент никто и не предполагает, что такая проба может через некоторое время привести к зависимости. Например, обычно ребята начинают курить, вовсе не насмотревшись рекламы, а просто собравшись вместе, в компании, поддерживая друг друга”.
3. Быстрый круг “Что заставляет ребят пробовать ПАВ?”.
(Быстрый круг является опросом учеников по очереди. Эта форма введена для экономии времени. На быстром круге каждый получает возможность высказать свое мнение, высказывания других участников не обсуждается. На каждого подростка отводится ограниченное время. Обычно они говорят 2-3 предложения).
Вопрос: Какие причины могут подталкивать подростков попробовать ПАВ? “Давайте попробуем представить их себе”.
Опрос учеников.
Формулировка причин из опроса учеников (проецируется на экран):
- любопытство;
- стремятся быть похожим на старших;
- привлечь внимание;
- не умеют сказать: “Нет”;
- скука, не умеют интересно организовать и проводить свободное время;
- “повзрослеть”;
- пример сверстника;
- попытка решить семейные или школьные проблемы;
- давление сверстников;
- делают назло своим близким (из-за обиды).
Вопрос: “Вспомните, пожалуйста, какой вред несут ПАВ для здоровья человека?” Ответы учащихся.
На экране проецируется следующее:
“Вред ПАВ для здоровья подростка”:
- глаза – ухудшается зрение;
- мозг – ухудшается память, внимание, способность сосредотачиваться;
- зубы – разрушается и темнеет эмаль;
- печень – разрушается;
- нервная система – раздражение, неврозы;
- кожа – быстро стареет;
- иммунитет – подавляется, частые тяжелые болезни.
Вопрос:“Ребята, как вы думаете, что же можно сделать, чтобы не стать зависимым, чтобы не попасть под давление сверстников, друзей? Ответы детей.
“Единственный способ не стать зависимым от ПАВ – не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят, перед которыми не хочется выглядеть “хилым”.
4. Физминутка “Вверх по радуге” (регуляция собственного эмоционального состояния).
Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Повторяется 3 раза (желательно под легкую, спокойную музыку).
5. Приемы отказа от предлагаемых ПАВ.
Вопрос “Ребята, как можно выйти из ситуации, когда тебе предлагают попробовать ПАВ?” Ответы ребят.
Слайд “Приемы отказа от предлагаемых ПАВ”.
- Эта дрянь не для меня.
- Не сегодня и не сейчас.
- Есть увлеченья “покруче”.
- Мои мозги мне пока не лишние.
- Я уже попробовал – это дрянь.
- Ты что? У меня аллергия.
- Я не тороплюсь на тот свет.
- Смени тему.
- Выбрать союзника.
- “Задавить” интеллектом.
- Испугать их страшными болезнями.
(Задача педагога-психолога: стимулировать активность учеников и подсказать, как лучше использовать те приемы, которые им кажутся не слишком эффективными. Следует подчеркнуть, что их намного легче использовать, обладая знаниями, уважая себя и окружающих).
6. Рефлексия “Интересное – полезное”.
“Спасибо всем! Вы очень искренне и старательно работали. А теперь все по кругу скажем, что на этом уроке для вас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может выразить свое мнение, сказав несколько слов”.
7. Домашнее задание.
“Понятно, что в реальной жизни не так-то просто бывает принять решение. Однако можно заранее обдумать, какие приемы можно было бы использовать, для того, чтобы отказаться от навязчивых предложений. Поэтому задание на дом будет таким: вспомнить или придумать ситуацию-историю, в которой нужно описать, как главных героев уговаривают принять ПАВ, а они всеми силами стараются отказаться. Разделитесь на группы по желанию.
Самое главное – придумать как можно больше разных приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.
Я прощаюсь с вами, до следующей встречи!”.