Цели и задачи:
- познакомить с описанием основных составляющих священных книг Библии;
- установить связь между религиозной(православной) культурой и культурой людей;
- показать благотворное влияние чтения Библии на духовное состояние человека;
- познакомить с понятиями Библия, Евангелие, Новый Завет, Веткий Завет, христиане.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (приложение 1), 2 сосуда с чистой водой, краска, пустые сосуды, шарики красные и чёрные, карточки для индивидуальной работы и работы в парах (приложение 2), Библия.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Кому вы читали текст дома?
– Что их заинтересовало в твоём рассказе?
– Чем они дополнили твой рассказ?
III. Введение в тему.
– Я, в своей жизни, встречала очень много разных людей.
Одни очень доброжелательные, готовые придти на помощь. Другие – наоборот, всем недовольны, могут ругаться с любым встретившимся человеком из-за пустяков.
– Как вы думаете, от чего это может зависеть?
Может это зависит от роста, веса, национальности, профессии, места жительства человека?
– Очевидно, всё дело в том, какая у человека душа. Каждый человек рождается с чистой, светлой душой. Маленькие дети свсем не помнят зла, они готовы любить всех близких людей, всему радуются. Но проходит время и многое меняется.
При общение с окружающим миром детская душа постепенно наполняется.
– Чем может заполниться детская душа, давйте рассмотрим на примере.
Проведём опыт.
– Представим душу в виде сосуда. Смотрите, сосуды наполнены водой.
– Она имеет запах? (нет)
– Имеет цвет? (нет)
– Сейчас в каждый сосуд добавим вещества которые изменят цвет и запах.
Цвет может быть красивым, запах – приятным. Попробуем.
(добавляем в один сосуд тёмную краску и нашатырный спирт, в другой розовую краску и духи)
– Посмотрите и понюхайте что у нас получилось.
Так бывает и с душой человека. С детства наполяется душа впечатлениями, как эти сосуды и может быть красивой и благоухающей, либо наоборот, тёмной и смрадной.
– Как вы думаете, какие поступки делают душу светлой и красивой, а какие тёмной и неприглядной? Выберите правильный ответ. (на доске)
- Доброе дело
- Чтение хороших книг
- Фильмы-боевики с убийствами
- Увлечение компьторными играми, особенно с насилием
- Прощение обид
- Желание отомстить обидчику.
– Таким образом, чтобы наша душа была светлой и прекрасной, мы должны совершать хорошие поступки,делать добро людям, не допускать сквернословия.
– Мы с вами говорили, что чтение хороших книг возвышает душу. А какая из всех этих книг в этом отношении имеет особенную силу?
Составьте слово из рассыпавшихся букв. (ИБЯБИЛ – БИБЛИЯ)
– А почему? Об этом мы пооворим на уроке.
IV. Работа по теме урока.
Приложение 1.
1 СЛАЙД
Тема урока «Библия и Евангелие»,запишите в тетрадь.
– Кто из вас знаком с Библией, Евангелием?
– Кто читал Библию?
– Что запомнилось из прочитанного?
Каждый православный христианин должен быть знаком с Библией. Почему?
– В ходе урока мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.
А еще что бы вы хотели узнать о Библии?
2 СЛАЙД
– Прочитайте, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке.
- Что такое библия?
- Кто ЕЁ написал?
- Когда появилась первая печатная Библия?
- О чём говорится в Библии?
- В чём её уникальность и ценность?
– Что обозначают слова Евангелие, Новый Завет, Священое Писание?
– Кто знает, когда появилась первая Библия?
Библия одна из Древнерусских книг.
Просмотр видеофрагмента «Древнерусские книги.»
3 СЛАЙД
– А вы знаете как называлась первая БИБЛИЯ?
Первую славянскую Библию называли Геннадьевская Библия, т.к. работа над ней проводилась по инициативе Архиепископа Новгородского Геннадия.
– Кто знает, когда появилась первая печатная Библия?
4 СЛАЙД
Первая печатная Библия появилась более 1000 лет назад, в связи с распространением на Руси христианства.
– Что такое христианство? Кто такой христианин?От какого слова произошло?
Ответить на эти вопросы нам поможет учебник.
Самостоятельная работа.
Приложение 2
Карточка 1
Прочитайте и найдите в учебнике, что обозначают эти слова. Запишите на карточке. Вклейте в тетрадь.
- Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.
- Христианство – это учение Иисуса Христа.
- Иисус жил более 2000 лет назад.
– Посмотрите как красиво оформлена Библия.
Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей называется Библия.
5 СЛАЙД
– А что же ещё такое Библия? Почему написана с большой буквы?
Слово Библия всегда пишется с большой буквы, так как означает Священную Книгу для Христиан.
- Библия – (др.греч.) – книга
- Библия – Священное Писание.
- Библия – Книга книг.
- Библия – откровение Бога.
- Библия – собрание нескольких книг.
Так говорят, потому что сам БОГ обращается к людям.Он рассказывает о себе, о человеке, сотворении мира. Эта книга очень важная и ценная, в ней прошлое и будущее.
– Как вы думаете, кто написал Библию?
Библия – это собрание книг, которые объединены в одну книгу. Писались книги долгое время людми разных поколений в течении целой тысячи лет и вразных местах. Христиане верят, что каждый из авторов книги, писал то, что внушал Сам Господь. Через тексты Библии, написанные пророками и апостолами, Сам Бог обращается ко всем людям.
– Кто такие пророки?
Это люди, которые имели особый дар слышать, что им говорит Бог, этот дар называется пророчеством. И в наши дни есть люди, которые могут предвидеть и предсказать те или иные события.
– Кто такие апостолы?
Это первые ученики Христа. Апостолы дословно – посланники.
Библию часто, называют Священным Писанием. Почему?
Потому что Сам Бог обращается к людям, через пророков и апостолов.
– Из чего состоит Библия?
Библия состоит из 77 священных книг. Разделяется она на два отдела Ветхий Завет и Новый завет.
– Что такое Завет?
Завет – это союз Бога с людьми.
Работа с учебником. (в парах)
– Прочитай предложения и продолжи их словами из текста. Стр. 16-17.
1 группа Ветхий Завет, 2 группа – Новый Завет.
Приложение 2
Карточка 2
Закончи предложения:
- __________________Завет включает в себя ________книг.
- Книги_______________Завета писали _____________________.
- __________________Завет по другому называют_______________________,
- Время___________________Завета – это________________________________________.
Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода спасителя Христа.
Новый Завет (Евангелие) – это жизнь и дела Иисуса Христа. В новый Завет входят Евангелия от 4 апостолов.
– Итак, давайте составим схему из чего состоит Библия и кто её писал.
Составление схемы.
БИБЛИЯ 77 книг |
|
50 книг Ветхий Завет |
27 книг Новый Завет /Евангелие/ |
Пророки /слышат, что говорит Бог/ |
Апостолы /первые ученики Христа/ |
8 СЛАЙД
– Как вы думаете, о чём эта книга?
В Библии Сам Бог открывает людям тайны о самом себе, о человеке, о правилах жизни, о духовных законах, о происхождении мира, ангелах, святых и о многом другом, чтобы нам жилось хорошо. Библия считается у христиан откровением Божьим.
9 СЛАЙД.
– В чём ценность Библии?
Библия – кладезь мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не подозревавем, что произносим библейские сказания.
Работа в парах.
Приложение 2.
Карточка 3
Соотнесите слова из нашей жизни с выдержкой из Библии.
Фома неверующий – | плохой человек, злодей. По имени царя Ирода отличившегося жестокостью, убившего 14тысяч младенцев в Вифлееме, желая уничтожить Богомладенца. |
Хам – | Недоверчивый человек, в память об опостоле Фоме, который сказал, что не поверит в Воскресение Христого, и когда Христос вошел, Фома упал перед Ним на колени. |
Ирод – | грубый, наглый человек, по имени младшего сына Ноя – Хама, грубо надсмеявшегося над своим отцом. |
– Эти слова к нам пришли из Библии.
Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.
1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)
– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же: Что посеешь, то и пожнёшь.
В Библии более глубокий смысл:
Тот, кто живёт , только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.
2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»
– В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.
В Библии говорится:
Видеть прежде всего сои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.
3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»
– Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.
Смысл Библии:
Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.
– Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлимой частью нашей культуры и истории.
Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникныть в смысл написанного.
10 СЛАЙД
Наш великий замечательный поэт А.С. Пушкин говорил о Священном Писании: «Вот единственная книга в мире: в ней есть всё»
«Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!» Ф.М. Достоевский.
– Ответим на последний вопрос. Где хранится Библия?
11 СЛАЙД
Библией очень дорожат, она источник мудрости и утешения. Особенно чтится в Церкви. Верующие стараются внимательно читать её каждый день.
Например: великий русский святой преподобный Серафим Саровский каждую неделю полностью прочитывал Новый Завет. В Храме она хранится в самом святом месте – в алтаре.
Во время богослужения читают выдержки из Библии при полной тишине.
Библия переведена на многие языки народов мира.
V. Итог урока.
– Запишите ассоциацию, когда слышите слово Библия. (1 слово)
Подготовка к беседе дома.
_Что можете рассказать о Библии, Священном Писании, Евангелии членам своей семьи и друзьям.
VI. Домашнее задание.
Рассказать членам семьи о Библии, читать учебник стр. 16-18 и обсудить с родителями.
VII. Рефлексия.
– Давайте заполним сосуд.
Какие впечатления остались от сегодняшнего урока. Выберите шарик черный или красный и опусите в сосуд.