Бинарный урок (химия + ИЗО) "Мастерская художника"

Разделы: Химия, МХК и ИЗО

Классы: 8, 9

Ключевые слова: 7-9 класс


Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…
Аристотель

Цель урока: развивать логическое мышление, умение поиска и систематизации информации, умение применять знания, полученные в разных учебных курсах;

Задачи:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
  2. приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
  3. формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
  4. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование;
  5. формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
  6. на конкретных примерах реализовать дидактический принцип связи теории с практикой.
  7. формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
  8. развивать любознательность, интерес к познанию, уверенность в своих силах.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группами учащихся, индивидуальная творческая работа, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность.

Оборудование: иллюстрации различных картин выполненных: простым карандашом, акварелью, гуашью, маслом, темперой, акриловыми красками, пастелью; карточки-инструкции для проведения лабораторных опытов; коллекция минералов и горных пород для лабораторных опытов: минералы, реактивы для приготовления красок, лабораторные штативы, тигельные щипцы, спиртовки, фарфоровые чашки, химические стаканы, воронки, фильтровальная бумага; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; бумага для работы с акварельными красками.

Содержание урока:

  1. Организационный момент (3 минуты)
  2. Этап урока 1. Вступление (5 минут)
  3. Этап урока 2. Лабораторный практикум «Получение красок» (15 минут)
  4. Этап урока 3. Творческая мастерская. (17 минут)
  5. Этап урока 4. Рефлексия. (5 минут)
2 align="center">Ход урока>2>

Организационный момент (3 минуты)

При входе в класс учащиеся берут цветные жетончики и, таким образом, делятся на

7 групп для работы в лаборатории.

Слайд №1. Тема урока. (Приложение 1 – Презентация)

Содержание урока: Слайд №2

Этап урока 1. Вступление (5 минут)

Учитель Содержание
Учитель ИЗО Сколько помнит мир, люди рисовали всегда.
Перед нами – «вернисаж»: наши далекие предки скрупулезно расписывали стены пещер. Древние иконописцы, виртуозно владея техникой рисования и знанием красок, создавали восхитительные фрески в храмах. Старинные иконы смотрят на нас, поражая глубиной образов и нетленными красками. В замках и дворцах солнце, льющееся сквозь кружево витражей, погружает нас в фантастический мир цвета. Со стен музеев смотрят на нас полотна старых мастеров, знакомые и близкие сюжеты картин наших современников.
Что же нужно нам, чтобы ощутить себя художником?
Ученики Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски…
Учитель ИЗО Сейчас у нас есть все, кроме красок…
Учитель химии Не волнуйтесь! Химия вам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок!
– Как вы думаете, чем люди рисовали еще в каменном веке? (Углем, охрой, мелом).
– А где они могли найти красящие вещества? ( Это природные минералы и горные породы).
Слайд №3
– Сейчас мы с вами, используя химические вещества природных минералов и горных пород, получим акварельные краски в нашей школьной лаборатории. Только сначала вспомним название лабораторной посуды и ее применение. Слайд №4

– Прежде, чем приступите к выполнению работы, внимательно прослушайте инструктаж по технике безопасности. Слайд №5
Не забудьте, что в химической лаборатории вещества нельзя пробовать на вкус. Перед нагреванием необходимо проверить готовность спиртовки к работе. При нагревании отверстие пробирки направляйте в сторону от себя и от соседей.
Смешивать вещества необходимо в количествах, указанных в инструкции. После работы необходимо убрать рабочее место и тщательно вымыть руки.
Займите место за лабораторным столом, согласно цвету своих жетончиков.
На столах находятся карточки-инструкции получения определенной краски. (Приложение 2 – Карточки-инструкции для учащихся)

Этап урока 2. Лабораторный практикум «Получение красок» (15 минут)

Предлагаемые задания представляют собой мини-исследовательские работы. Работать желательно малыми группами (по 2–3 человека).

1 группа. Краска черная. Углем рисовали еще в каменном веке. Росписи пещеры Альтамира в Испании, Ласко во Франции, созданные более 20 тысяч лет назад, выполнены охрой, мелом и углем.

Углерод в виде сажи имеет множество областей применения, одна из которых – изготовление художественных красок. Для получения черной краски уголь истолочь в тонкий порошок в ступке, а затем тщательно растереть с водой.

2 группа. Краска белая. Готовим цинковые белила (ZnO) по уравнению реакции:

ZnSO4 + Na2CO3 = ZnCO3↓ + Na2SO4.

Осадок фильтруют, промывают дистиллированной водой, сушат, а затем прокаливают при температуре ≈ 2800 . В результате образуется оксид цинка – готовый пигмент для краски:

В 1780 г. впервые приготовили белила из цинка, вместо ядовитых свинцовых белил. Краска была очень дорогой и особого успеха не имела. Лишь в 1840 г. удалось получить цинковые белила более дешевым способом. Краска применялась в живописи и при малярных работах.

3 группа. Краска зеленая. Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью. Очень редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3 волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно-зеленого до ярко-зеленого.

Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.

1. Проведем опыт «Извержение вулкана» по уравнению реакции:

(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

2. Смесь нужно охладить, промыть несколько раз водой, профильтровать, высушить, хорошо растереть в ступке, добавить воды.

4 группа. Краска темно-зеленая. В качестве зеленой краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный как поделочный камень – малахит.

Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2.

Малахит истолочь в тонкий порошок в ступке, а затем тщательно растереть с водой.

Из малахита изготавливают ювелирные и декоративные изделия.

5 группа. Краска синяя. Перейдем к приготовлению пигментов, содержащих ионы железа.Широко известный синий пигмент – берлинская лазурь. Для ее приготовления нужнасоль трехвалентного железа FeCl3, которую смешиваем с раствором ферроцианида калия K4[Fe(CN)6] . Мгновенно образуется синий осадок берлинской лазури Fe4[Fe(CN)6]3.

4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] ═ Fe4[Fe(CN)6]3↓ + 12KCl

Осадок фильтруют, промывают дистиллированной водой.

6 группа. Краска желтая. «Железную» желтую акварельную краску можно получить при помощи соли трехвалентного железа FeCl3, которую смешиваем с раствором хромата калия K2CrO4. Мгновенно образуется желтый осадок Fe2(CrO4)3.

2FeCl3 + 3K2CrO4 ═ Fe2(CrO4)3↓ + 6KCl

7 группа. Краска красная. Охра – природный пигмент, красящую основу которого составляет оксид железа(III). В состав красной охры входит сразу два оксида железа – оксид железа(II) и оксид железа(III), поэтому химический состав такого вещества обычно выражают формулой Fe3О4.

При прокаливании желтой натуральной охры удаляется вода и образуется «железный сурик» красного цвета.

Fe2O3 ● nH2O = nH2O + Fe2O3

Для приготовления его нужна соль трехвалентного железа FeCl3, которую смешиваем с раствором щелочи. Полученный гидроксид железа (III) прокаливаем до получения пигмента красного цвета Fe2O3.

Связующим веществом может быть мед, глицерин, леденцовый сахар, желатин, рыбий клей.

После получения красок учащиеся проходят на свои места.

Этап урока 3. Творческая мастерская. (17 минут)

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (Ноябрь)

Учитель Содержание
Учитель химии Итак, краски готовы, можно приступать к созданию картин (рисунков), а тему вам предлагают П. И. Чайковский со своим произведением из цикла «Времена года» (Ноябрь) и Б. Окуджава.
Учитель
ИЗО
Живописцы, окуните ваши кисти,
В суету дворов арбатских и зорю,
Чтобы были ваши кисти словно листья,
Словно листья, словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
По традиции забытой городской,
Нарисуйте и прилежно и с любовью,
Как с любовью мы проходим по Тверской.
Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось!
Вы рисуйте, вы рисуйте,
Вам зачтется…
Б. Окуджава
Ученики Используя краски, полученные на уроке, рисуют

Этап урока 4. Рефлексия. (5 минут)

Учитель Содержание
Учитель химии Ребята, заканчивается необычный урок, на котором вы выступили не только в роли художников, творцов прекрасного, но и в роли мастеров, которые смогли создать краски. Научные знания химической лаборатории соединились с мастерской художника.
Учитель ИЗО Теперь у нас есть возможность представить свои картины на выставку.

Ребята вывешивают на доску свои работы, проходит смотр и обсуждение картин.

Д.З. Определить типы проделанных химических реакций и назвать вещества.

Список литературы:

  1. Акварель. Основные техники и приемы. – М.: ООО ТД "Издательский Мир книги", 2008.
  2. Пособие для учителей химии. И.М.Титова «Вещества и материалы в руках художника», – М.: изд-во МИРОС, 1994.
  3. Хаткина М.А. Изобразительное искусство. – Большая серия знаний. "Мир книги", 2003.
  4. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, / Кузнецова Н.Е., Титова И.М. и др. – М.: издательство «Вентана-Граф», 2010.
  5. Химия. Программы разработки уроков. Научно-методические материалы. – Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. Аристотель. Афоризмы; www.aforizm.info
  2. Б. Окуджава; www.bokudjava.ru
  3. Чайковский П.И. «Жизнь и творчество русского композитора»; www.tchaikov.ru