Практическое занятие для родителей дошкольников "У нас дружная семья – играть умеем ты и я"

Разделы: Школьная психологическая служба


Семья составляет первое окружение маленького человека и оказывает огромное влияние на развитие ребёнка.

Организация работы с семьей – актуальная задача, стоящая сегодня перед дошкольным образованием, а проводником формирования психолого-педагогических знаний родителей должен быть детский сад. Это положение закреплено Законом Российской Федерации «Об образовании», указывающим, что одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В пункте 2.11 Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования также указывается на необходимость взаимодействия с семьёй.

«Общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье — одно из наи­более ценных приобретений», - отмечает А. И. Заха­ров. Чувство доверия к миру, привязанность к близким и другим лю­дям, активность, жизнерадостность – качества, необходимые ребёнку в дальнейшей жизни. И эти качества сформируются у ребёнка только в результате искреннего, доброжелательного общения родителей и ребёнка. Игра – ведущая деятельность дошкольника. Это именно тот инструмент, с помощью которого можно конструктивно и увлекательно взаимодействовать со своим ребёнком. В какие игры можно поиграть мамам и папам с детьми? Ответ на этот вопрос мы представили на практическом занятии для родителей.

Цель: обучение родителей навыкам игрового взаимодействия с детьми.

Оборудование: орешек для игры «Кулачки», изобразительные материалы (бумага, восковые мелки, образцы рисунков).

Приобретаемые навыки. В ходе занятия родители приобретают навыки сотрудничества с детьми, пополняют багаж практических игр.

Ход занятия

Приветствие. Вступительное слово ведущих.

Занятие проводится в круге.

1. «Похвалилки»

Цель: гармонизация детско-родительских отношений, развитие способности видеть достоинства партнёра, повышение самооценки ребёнка

В рамках этой игры проводится знакомство.

Родителям по кругу предлагается назвать и охарактеризовать себя и своего ребенка позитивными прилагательными: «Я ..., мой ребенок...» Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

Далее родители делятся на пары (один в паре выполняет роль родителя, другой ребёнка) и проигрывается два варианта игры.

1 вариант игры в паре «родитель- ребёнок»:

Ребёнок: Я умею кататься на двухколёсном велосипеде.

Родитель: Я рад за тебя. А я умею заплетать косы.

Ребёнок: Я рада за тебя. А я умею …

2 вариант игры в паре «родитель- ребёнок»:

Ребёнок: Моя мама умеет печь вкусные пирожки.

Родитель: Я рад за тебя. А мой сын умеет завязывать шнурки.

Ребёнок: Я рад за тебя. А моя мама умеет …

2. «Кулачки»

Цель: установление контакта с ребёнком, формирование навыков сотрудничества

Родитель кладёт угощение (орешек, конфету) на ладонь правой руки и зажимает её в кулак. Левая рука также зажата в кулак. Затем кулак ставится на кулак. Правый кулак постукивает по левому так, что орешек проваливается из одной руки в другую. Родитель произносит при этом слова:

«Кулачок на кулачок,

Где ты спрятался дружок?»

Ребёнок должен угадать, в каком кулачке спрятано угощение. Затем играющие меняются ролями.

3. «Не хочу манной каши»

Цель: гармонизация детско-родительских отношений, обучение детей выражать свои желания.

Очень важно, чтобы дети научились отстаивать свои интересы перед взрослыми. К такого рода интересам относится право выбора еды, одежды, причёски. При этом важно, чтобы дети сообщали о своих желаниях тактично. Эта игра даёт возможность поучиться выражать свои желания вежливо.

Инструкция:

Разделитесь на пары. Я предлагаю вам сыграть в небольшую ролевую игру. Один из вас будет мамой или папой, а другой – ребёнком. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребёнок съел манную кашу. А ребёнок это блюдо терпеть не может. Разыграйте, пожалуйста, разговор ребёнка и мамы. Покажите, как ребёнок может говорить с родителями, чтобы они ему уступили.

Обсуждение.

4 . Игра «Мышки»

Цель: формирование игрового взаимодействия.

Родитель держит перед собой развёрнутую книзу ладонь. Ребёнок подставляет свой указательный палец под ладонь взрослого. После произнесения текста взрослый максимально быстро сжимает ладонь, пытаясь захватить пальчик ребёнка. Задача ребёнка успеть убрать палец из-под ладони.

Если пальчик пойман, играющие меняются ролями. В этой игре возможно большее количество участников.

Под моею крышей

Жили-были мыши

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон.

5. "Симметричные рисунки"

Цель: гармонизация детско-родительских отношений, развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.

Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе с взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый - слева. Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

6. «Ладошки»

Цель: формирование навыков сотрудничества с ребенком усиление способности родителей к пониманию и чувствованию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность.

Ребенок и его родитель встают друг против друга так, чтобы руки могли встретиться. Закрывают глаза. По команде ведущего руки играющих:

  • находят друг друга,
  • познакомятся,
  • проявят симпатию,
  • потанцуют,
  • подерутся,
  • помирятся,
  • попрощаются.

7. Игра «Мы любим друг друга»

Цель: установление доверительного контакта

Ребёнок и родитель в этой игре признаются друг другу в любви.

Участники делятся на пары, произносят текст и в соответствии с текстом выполняют движения.

Я – дрозд, ты – дрозд, (указывают на себя, затем на партнёра)

У меня нос, у тебя нос. (касаются своего носа, затем носа партнёра)

У меня глазки ясные (касаются поочерёдно своих глаз)

У тебя глазки ясные. (касаются поочерёдно глаз партнёра)

У меня щечки алые, (касаются поочерёдно своих щёк)

У тебя щечки алые. (касаются поочерёдно щёк партнёра)

У меня губки сладкие, (касаются поочерёдно своих губ)

У тебя губки сладкие. (касаются поочерёдно губ партнёра)

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга. (играющие обнимают друг друга)

Рефлексия. Заключительное слово ведущих.