Урок окружающего мира на тему "Рукотворная жизнь". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4.

Цель:

  • Познакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных.
  • Познакомить с понятиями «сорт» и «порода».

Задачи:

  • Развитие умений исследовательской работы.
  • Формирование умений оперировать необходимым «словарем исследователя», понятиями: факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий.
  • Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить детей с понятием «сорт» и «порода», с наукой селекция;
  • развить кругозор, связанный с понятием «одомашнивание»;

Личностные:

  • формирование чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

Метапредметные:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Универсальные учебные действия:

  • Личностные уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  • Регулятивные – уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров, планировать пути достижения цели.
  • Познавательные – уметь ставить проблему, выдвигать гипотезу, проводить исследование, делать умозаключения.
  • Коммуникативные – уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию.

Материал для использования: тексты, раскрывающие понятия «порода», «сорт», «селекция».

Средства реализации педагогических задач: дедуктивное исследование в малых группах.

Обобщение: «Человек может изменить природу».

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Мотивация. На слайде 2 рассмотреть с учащимися «Дерево Мичурина».
Вопросы:
1. Что вас удивило?
2. Что необычного вы увидели на картинке?
3. Какие у вас возникли вопросы?
4. Сделайте предположение, постройте гипотезу.
5. Что надо сделать, чтобы проверить выдвинутую вами гипотезу?
Вопросы учеников зафиксировать на доске.




Гипотеза: «Человек может изменять природу»
Нам надо поработать с научным материалом, найти факты, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
2. Этап исследования. Слайд 3 (инструкция)
1. Первая группа работает с заданием про собак.
2. Вторая группа работает с текстом про пять удивительных пород животных.
3. Третья группа работает с текстом про лошадей.
4. Четвертая группа работает с текстом про коров.
5. Пятая группа работает с текстом про разные сорта яблок.
6. Шестая группа работает с текстом про разные сорта роз.
 
3. Обмен информацией. Каждая группа высказывает свою точку зрения, обсуждает найденные факты.  
4.Организация
информации.
Разные содержательно-смысловые области для оценивания фактов, которые могут подтвердить или опровергнуть гипотезу.  
4.Связывание информации. Нахождение общей связующей идеи.
Работа с понятиями сорт, порода. Слайд 4.
Темы у всех групп разные, а понятия одинаковые: порода, сорт
5. Подведение итогов. Возвращение к началу исследования и оценка того, в какой мере решена проблема.
Слайд 5.
Вывод: «Человек многие тысячи лет проводил искусственный отбор и вывел различные сорта растений и пород животных. Сегодня этим занимается наука селекция. Человек может изменить природу»
6. Домашнее задание. Слайд 6.  

Приложения.