Класс: 4.
Цель:
- Познакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных.
- Познакомить с понятиями «сорт» и «порода».
Задачи:
- Развитие умений исследовательской работы.
- Формирование умений оперировать необходимым «словарем исследователя», понятиями: факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий.
- Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить детей с понятием «сорт» и «порода», с наукой селекция;
- развить кругозор, связанный с понятием «одомашнивание»;
Личностные:
- формирование чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
Метапредметные:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Универсальные учебные действия:
- Личностные – уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- Регулятивные – уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров, планировать пути достижения цели.
- Познавательные – уметь ставить проблему, выдвигать гипотезу, проводить исследование, делать умозаключения.
- Коммуникативные – уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию.
Материал для использования: тексты, раскрывающие понятия «порода», «сорт», «селекция».
Средства реализации педагогических задач: дедуктивное исследование в малых группах.
Обобщение: «Человек может изменить природу».
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Мотивация. | На слайде 2 рассмотреть с учащимися «Дерево Мичурина». Вопросы: 1. Что вас удивило? 2. Что необычного вы увидели на картинке? 3. Какие у вас возникли вопросы? 4. Сделайте предположение, постройте гипотезу. 5. Что надо сделать, чтобы проверить выдвинутую вами гипотезу? |
Вопросы учеников зафиксировать на доске. Гипотеза: «Человек может изменять природу» Нам надо поработать с научным материалом, найти факты, подтверждающие выдвинутую гипотезу. |
2. Этап исследования. | Слайд 3 (инструкция) 1. Первая группа работает с заданием про собак. 2. Вторая группа работает с текстом про пять удивительных пород животных. 3. Третья группа работает с текстом про лошадей. 4. Четвертая группа работает с текстом про коров. 5. Пятая группа работает с текстом про разные сорта яблок. 6. Шестая группа работает с текстом про разные сорта роз. |
|
3. Обмен информацией. | Каждая группа высказывает свою точку зрения, обсуждает найденные факты. | |
4.Организация информации. |
Разные содержательно-смысловые области для оценивания фактов, которые могут подтвердить или опровергнуть гипотезу. | |
4.Связывание информации. | Нахождение общей связующей идеи. Работа с понятиями сорт, порода. Слайд 4. |
Темы у всех групп разные, а понятия одинаковые: порода, сорт |
5. Подведение итогов. | Возвращение к началу исследования и оценка того, в какой мере решена проблема. Слайд 5. |
Вывод: «Человек многие тысячи лет проводил искусственный отбор и вывел различные сорта растений и пород животных. Сегодня этим занимается наука селекция. Человек может изменить природу» |
6. Домашнее задание. | Слайд 6. |