ЦЕЛИ УРОКА:
- Образовательная. Используя элементы поисково-исследовательского метода, метода проектов, проблемно-поискового и метода кейсов, познакомить учащихся с особенностями, достопримечательностями, уникальностью и экологическими проблемами озера Байкал. Предоставить ученикам возможность разработать перспективы совместного сосуществования Человека и озера Байкал в будущем.
- Развивающая. Продолжать развивать у учащихся память, внимание, интерес к окружающей природе, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое и образное мышление, а также стимулировать у учащихся проявление желания самоценной образовательной деятельности на основе самообразования и самовыражения в ходе овладения знаниями. Объяснить причины необходимости бережного отношения и сохранения для будущих поколений уникального природного объекта.
- Воспитательная. Продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за свой город, край, страну, чувство уважения к их красотам, богатствам, прошлому, а также возможному будущему. Продолжать воспитывать культуру поведения, умение общения друг с другом на уроке, в коллективе, в общественных организациях, в споре, чувство личностного отношения к явлениям, происходящим в природе. Бережно относиться к окружающей природной среде.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Организовать, подготовить и провести мероприятие так, чтобы индивидуальный состав способностей, темперамента и опыт учеников раскрывался в ходе подготовки к мероприятию и в ходе самого мероприятия.
- Создать в течение заседания условия, которые бы обеспечивали преобразование ученика из объекта педагогического воздействия в субъект собственной деятельности, то есть активировать у учащихся желание к самообразованию, самовыражению и саморазвитию.
- Продолжать формировать в ходе работы над мероприятием навыки нравственного поведения, желание самостоятельно учиться, размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным и правильно это оценивать.
- Учителю перейти от роли всезнающего оракула к роли ведущего, поясняющего, обобщающего, в ходе, предложенной к рассмотрению темы, помогая ученикам и направляя их. Учитель должен стремиться к тому, чтобы школьники сами искали теоретический и практический материал, объясняли, убеждали, доказывали, и стремились ответить на основной вопрос урока.
ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта РФ, физическая карта пояса гор юга Сибири, макет рельефный “Пояс гор Южной Сибири”, плакаты, газеты, рисунки, призывающие к охране озера Байкал; плакаты с фотографиями видов озера Байкал, книги “Природа моей страны”, компьютер, проектор, презентации учащихся, видеофрагмент “Миражи Байкала”, аудиозапись песни “Славное море - Священный Байкал”.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Секретарь объявляет: Встать! Суд идет!
Объявляется Порядок ведения суда:
- Вступительное слово главного судьи.
- Приглашение для выступления озера Байкал.
- Приглашение для выступления адвоката Байкала.
- Выступление свидетелей
- Выступление экспертов
- Выступление представителя человечества.
- Выступление адвоката человека.
- Судьи удаляются на совещание.
- Вынесение приговора. Заключительное слово Главного судьи.
- Заседание суда объявляется закрытым.
Вступительное слово Главного судьи. (Слайды презентации №1 – 7).
Уважаемые, господа присутствующие! Сегодня слушается дело о неразумном отношении человечества к одному из удивительных представителей природы планеты Земля – озеру Байкал. На основании искового заявления от истца – озера Байкал к ответчику – представителю человечества, проведённого расследования, просмотра представленных материалов, было принято решение об открытии административного дела, состоящего из 3-х частей:
1. В первой части слушания истец и его защитник выскажут претензии человеку по фактам нанесения вреда и ущерба. Также будут объяснены причины своих претензий.
2. Для дачи показаний будут приглашены свидетели и эксперты, чьи показания также будут учтены при вынесении приговора:
- Гидросфера
- Литосфера
- Атмосфера
- Биосфера
- Экономист
- Эколог
- Специалист по аномальным явлениям
3. Человеку и его адвокату будет представлена возможность объяснить причины своих действий, возможность дать соответствующие пояснения, и предоставить необходимую документацию.
Также на суд приглашены слушатели. Присутствующими представлены выставленные наглядные материалы. Всех приглашённых на слушание, я призываю внимательно, объективно и беспристрастно разобраться в сложившейся ситуации и вынести справедливый приговор.
Секретарь: Приглашается истец - озеро Байкал.
Выступление Байкала (Приложение №1 сопровождается презентацией, слайды №8 - 24).
Байкал в ходе своего выступления знакомит присутствующих с особенностями и уникальностью природы самой озёрной котловины и природы вокруг него. Рассказывает о необходимости сохранения для потомков этого водоёма. Говорит о ценности озера, его красотах, ценности и значимости для всего Человечества. Он возмущён поведением Человека. Призывает его подумать о своих поступках, пересмотреть своё отношение к озеру.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь: слово предоставляется адвокату Байкала.
Выступление адвоката Байкала (Приложение №2 сопровождается презентацией, слайды №25 – 41).
Адвокат Байкала в своём выступлении излагает претензии Байкала к Человечеству. Каждую претензию он подтверждает фактами и аргументирует весьма яркими доказательствами.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь: для оценки ситуации приглашается эксперт по аномальным явлениям.
Выступление специалиста по аномальным явлениями (Приложение №3, слайд №42).
Специалист говорит о необычнейших явлениях, встречающихся на Байкале.
Демонстрация видеосюжета “Миражи Байкала”, в котором показаны факты, подтверждающие, что Байкал это не только ценный природный объект, как поставщик продуктов, древесины, воды и многого другого, но это ещё и “окно” в наше прошлое, это место, где происходят уникальные явления, удивляющие и специалистов и обычных людей.
Секретарь. Для дачи показаний приглашается свидетель Гидросфера.
Выступление Гидросферы (Приложение №4, сопровождается презентацией, слайды №43 - 51).
Гидросфера представляет факты уникальности байкальской воды и факты её загрязнения. Достаточно грамотно и обоснованно показаны примеры нерационального её использования со стороны Человека.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь. Для дачи показаний приглашается свидетель Литосфера.
Выступление Литосферы (Приложение №5, сопровождается презентацией, слайды №52 - 60).
Литосфера рассказывает о байкальской котловине, её глубине, образовании, строении дна, необходимости разумного подхода не только к её использованию, но изучению и воздействию со стороны человека. Литосфера просит не забывать о том, что озеро лежит в одном из самых сейсмичных районов России в районе рифтового разлома.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь. Для дачи показаний приглашается свидетель Атмосфера.
Выступление Атмосферы (Приложение №6, сопровождается презентацией, слайды №61 - 67).
Атмосфера рассматривает вопросы чистоты атмосферного воздуха над Байкалом и представляет факты её загрязнения БЦБК и другими предприятиями.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь. Для дачи показаний приглашается свидетель Биосфера.
Выступление Биосферы (Приложение №7, сопровождается презентацией, слайды № 69 - 84).
Биосфера знакомит присутствующих с уникальным составом живых организмов Байкала и влиянием человека на их жизнедеятельность. Биосфера подчёркивает значимость озёрных обитателей, которые являются не просто уникальными, но ещё и эндемичными, что само по себе уже ценно и требует бережного и разумного отношения.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь. Для дачи показаний приглашается эксперт по экономическим вопросам.
Выступление Экономиста (Приложение №8, сопровождается презентацией, слайды № 85 - 104).
Экономист рассказывает суду о ценности всех составляющих озера для будущих поколений и самого человека сегодня и приводит факты, доказывающие необходимость сохранения Байкала, как уникальной ценности, как природной, так и финансовой.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь. Для дачи показаний приглашается эксперт по экологическим вопросам.
Выступление Эколога (Приложение №9, сопровождается презентацией, слайды № 105 - 124).
Эколог возмущён неразумными поступками Человека по отношению к Байкалу, приводит соответствующие факты. Призывает Человека прекратить все виды деятельности на Байкале, считая, что такие природные объекты нужно сохранять целиком и наказывать тех, кто вредит жизни Байкала.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь: Приглашается ответчик: Человек.
Выступление Человека (Приложение №10, сопровождается презентацией, слайды № 126 - 142).
Человек рассказывает присутствующим о том, как, в каком количестве и зачем он использует богатства Байкала, признаёт претензии Байкала, но не полностью, аргументируя ответы. Вносит свои предложения дальнейшего сосуществования, убеждая суд и присутствующих, что Байкал не “музейный экспонат”, а природная кладовая и что не использовать её просто невозможно, однако соглашается с тем, что не все представители человечества делают это правильно и разумно.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь: Приглашается адвокат Человек .
Выступление адвоката Человека (Приложение № 11, сопровождается презентацией, слайды № 143 - 150).
Адвокат Человека даёт ответы на все поставленные вопросы и аргументированно (ссылаясь на законодательные документы РФ) объясняет причины поведения Человека. Грамотно и доказательно рассматривает каждый пункт представленных претензий, предлагает свои способы дальнейшего сосуществования.
Секретарь: Вопросы выступавшему.
Секретарь: Суд удаляется на совещание.
В перерыве звучит песня “Славное море – Священный Байкал” (Приложение №12).
Учащимся и присутствующим раздаются заранее изготовленные буклеты “Славное море – Священный
Байкал” (Приложение №13).
Судья объявляет решение суда: (Сопровождается презентацией, слайды № 151 – 153).
Географический суд МБОУ сош. №8 г. Ессентуки, выслушав истца и ответчика, их защиту, свидетелей и экспертов, сделал вывод, что сущность конфликта человека и озера Байкала - это часть общего глобального масштаба конфликта между природой и обществом и заключается в том, что человечество стремится взять у природы значительно больше, чем природа может дать без ущерба для своего “здоровья”. Окружающая нас природа не только величественна, но и удивительно хрупка и ранима. “Есть победы, которые напоминают воодушевление, есть и другие, которые принижают. Одни поражения несут гибель, другие пробуждают к жизни. Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние природы, а, следовательно, за здоровье и благополучие нынешних и грядущего поколений”, - так говорил Антуан Сент Экзюпери. В связи со всем вышесказанным суд считает, что сегодня Озеро Байкал не зря бьет тревогу и во избежание катастрофы постановляет:
Считать претензии озера Байкал к человеку объективными, обоснованными и важными.
Считать деятельность человека чрезмерно собственнической в стремлении взять от озера больше, чем оно может дать, а так же в не всегда внимательном и непродуманном использовании богатств Байкала.
Впредь все конфликтные вопросы изначально выносить на заседание круглого стола с приглашением специалистов и экспертов и стремиться решить их на паритетной основе.
- Человеку:
- продолжить мероприятия по восстановлению и сохранению уникальной природы и богатств Байкала в будущем, оговаривать с озером все предстоящие мероприятия;
- устранить имеющиеся нарушения и недостатки, уважительно, бережно и рационально подходить ко всем
- вопросам, касающимся озера Байкал;
- принять все необходимые меры в рамках законодательства РФ;
- остановить браконьерство и хищнический туризм.
Байкалу:
- предоставить возможность человеку пользоваться природными богатствами озера, предварительно оговорив все имеющиеся взаимные претензии.
- предоставить право внеочередного обращения в суд в случае нарушения человеком пунктов данного постановления.
Считать постановление суда вступившим в силу 21 декабря 2012 года.
Мероприятие окончено.