Логопедическое занятие по теме "Состав слова". 4-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 4


4 класс (VII вид)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • проверить сформированность представлений о морфологическом составе слова, умение разбирать слова по составу.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать словарь через развитие умения подбирать родственные слова и образование новых слов с помощью приставок и суффиксов;
  • развивать языковое чутьё путём совершенствования зрительного и слухового внимания к слову;
  • развивать мышление, память, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
  • формировать дружеские отношения.

Оборудование: мяч, лепестки ромашки, фишки, таблички со словами, индивидуальные карточки, рисунки к игре «Настроение», карточки-схемы, магниты и магнитная доска.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Правила речи.

– Давайте вспомним правила речи.

Каждый день
Всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Психогимнастика.

Игра «Настроение».

– С каким настроением вы пришли на занятие? Положите фишку на соответствующий вашему настроению рисунок.

II. Постановка темы занятия.

Игра «Наоборот».

– Догадайтесь, какая тема сегодняшнего занятия.

.аволс ватсоС (Состав слова.)

III. Работа по теме.

1. Гимнастика для развития воздушной струи.

– Подуйте на пособие так, чтобы увидеть, что изображено внутри карточки. ( Карточки с условными обозначениями частей слова вывешиваются на доске.)

2. Прослушивание стихотворения.

Слово делится на части
Ах, какое это счастье.
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
На конце любого слова
Окончание ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончание он найдёт,
Его в рамочку возьмёт.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу,
Обозначу уголком,
Называю суффиксом.

– О какой части слова в стихотворении не сказано? (О корне.)

3. Родственные слова.

– Какая часть слова самая главная? Почему?

– У чего ещё есть корень?

– Может ли растение жить без корня? Почему?

3.1 Работа по индивидуальным карточкам.

– Подбери к каждому слову по 3 родственных ему слова. Запиши слова, выдели корень.

  • Блин, блинчик, блинная, блины.
  • Море, моряк, морская, мореход.
  • Двор, дворник, дворик, дворы.

3.2. Игра «Четвёртый лишний».

– В каждом ряду слов зачеркните «лишнее» слово.

  • Пять, пятно, пятнышко, пятнистый.
  • Полёт, лётчик, лето, летает.
  • Перо, перья, первый, пёрышко.
  • Гора, горка, горный, горюшко.

4. Образование слов с помощью приставок. (Чтение слов по табличкам.)

  • наступила
  • переступила
  • поступила
  • выступила

– Прочитайте слова. С помощью чего они образованы? Что называется приставкой?

4.1. Работа в тетрадях с взаимопроверкой.

Игра «Замени словосочетание одним словом с приставкой».

  1. Выйти из состояния сна – проснуться.
  2. Присоединить с помощью верёвки – привязать.
  3. Сменить место проживания – переехать.
  4. Отделить ножницами часть ткани – отрезать.
  5. Проглотить таблетку с водой – запить.
  6. Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску – прибить.
  7. Старое пальто сшить иначе – перешить.
  8. Начать исполнять песню – запеть.

IV. Физкультминутка.

– Внимательно слушайте слова. Если в слове есть окончаниехлопайте в ладоши, если в слове есть приставкаприседайте, если есть суффикспрошагайте на месте.

Слова: берёза, ротик, выход, малина, братец, зима, рассвет, столик, правнук, ложка, пёсик, зашёл, лесок, полил.

5. Суффиксальный способ образования слов. (Продолжение работы по теме занятия.)

Игра с перекидыванием мяча.

– Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

лес – лесок стул – стульчик гусь – гусак
помидор – помидорчик день – денёк дом – домик
зуб – зубок пёс – пёсик дуб – дубок

6. Составление слов из частей слова.

– А сейчас попробуйте самостоятельно составить новые слова из частей данных слов. ( Таблички со словами вывешены на доске.)

занавес подготовить дочка луна заготовка
расписание краски речка роза раскраска
поход слово лисица лапа пословица
запел морозец печка орехи заморозки

7. Игра «Ромашка».

– На каждом лепестке написано начало предложения, нужно закончить его и прикрепить лепесток, чтобы получилась ромашка.

  • Корень слова – это …
  • Слова с одним и тем же корнем называются …
  • Чтобы правильно найти в слове корень, нужно …
  • Суффикс – это …
  • Суффикс пишется …
  • Суффиксы образуют …
  • Приставка стоит …
  • Приставка пишется со словом …
  • Приставки образуют …
  • Окончание служит для …
  • Основа – это ...
  • Окончание – это …

V. Итог занятия.

– Ребята, вы правильно выполнили все задания. Молодцы!

– Какие части слова повторяли сегодня на занятии?

– С каким настроением вы заканчиваете занятие? Почему? (Игра «Настроение».)